?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как был устроен туалет на паруснике
entry is in top500 rating
кэс синий
aslan wrote in kak_eto_sdelano
В погоне за романтикой, современные люди забывают о простых, но совершенно неотвратимых человеческих потребностях, которые имелись у людей прошлого, как и у нас. Множество людей склонно идеализировать старину, вычеркивая из внимания неприглядные стороны людского быта минувших эпох.




Часто вы могли замечать и любоваться носовыми фигурами парусных кораблей. Многие из них - настоящие произведения столярного искусства. Прекрасный парусник, с белоснежными парусами, гордо идущий по волнам бескрайнего океана! Солнце, чайки и бездонное лазоревое небо во всю ширь горизонта! Дух захватывает от красивого образа и фантазий навеваемых представлениями из детства.







Однако немногие знают, что кроме названия "носовые", использовалось более прозаичное - "гальюнные". И вот почему.

Итак, перво-наперво надо разобраться - куда ходили матросы и пассажиры старинных парусников,отправлять свои естественные надобности? Где располагались отхожие места для команды, пассажиров и офицеров? "Почему именно с этого начинать?" - спросите вы, а я отвечу - "Потому, что об этом никто и никогда не спрашивает, а между тем вопросы у некоторых возникают". И поэтому отвечаем:


Носовая часть парусного судна с деревянной обрешеткой

Гальюны (туалеты) на парусных кораблях XVI - XVIII вв располагались в носовой части (для экипажа и пассажиров), и на корме (для офицеров корабля). Носовая часть парусника, которую мы обычно видим в своих фантазиях и мечтах - это ничто иное, как корабельный гальюн, обильно украшенный резными статуями и деревянными вензелями. Гальюн - свес в носовой части парусного судна. Именно так!


Шведский военный корабль "Vasa", поднятый со дна моря. Обратите внимание на деревянные короба и решетчатый настил. Это - унитазы и решетчатый писсуар для моряков


Модель четко передает назначение носовой части парусника.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.





А вот, как обстояли дела у старших офицеров и капитана корабля.

Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.



В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

Источник

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

телеграм3

и как обычно в инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
инста3

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

А разве там должны быть туалеты?

Рыгальницы - моряки пили ром и их рвало

Гальюн устраивался в носу парусника по причине того, что ветер практически всегда дует с кормы в нос. И что бы говнище не растаскивало ветром по бортам корабля если гальюн будет на корме, его и приладили *с подветренной стороны*.

Офицерский как раз на корме.

Спасибо, никогда даже не думал об этом- теперь знаю!

Эх, сухопутные..

Запомните! Моряки в туалет не ходят! Моряки ходят в гальюн.

Я специально этой темой не интересовался, но мне казалось, что гадили в вёдра, а потом это дело выплёскивали в море. А тут вона как, оказывается. А что касается офицерского гальюна в "башенке" на корме, то авторов идеи, наверное, вдохновили традиционные архитектурные аналоги.


Вот вы проиллюстрировали свой коммент фрагментом картины. Сдается мне, вы совершенно не знаете ни сюжета картины ни то, что означает эта сцена. Ни то, как был устроен средневековый туалет.

Вот..даже давно моряким английские жиле как люди...
А мы в России копаем ямы штобы посрать по людски..

то есть носы кораблей были в говнище вымазаны?
Заходит такая "бригантина" торжественно в порт...

Гальюны закрывали за час, до захода, чтобы водой посмывало))

А откуда инфа про "посрать за пушку"?

Вот мне тоже интересно стало. Чушь какая. Нормально вся команда ходила гадить на нос в гальюн, никто под пушки и в трюмах свои личинки не откладывал. Парусники в те времена ходили исключительно попутными галсами, поэтому уровень комфорта в гальюне был не такой ужасный, как пишет топик-стартер. В шторм, конечно, было сложнее, но не настолько.

У капитана на корабле XVIII века могло быть два собственных туалета, по каждому борту - чтобы ни в коем случае не против ветра. Я видел на корабле Grand Turk, построенном, правда, в наше время, но по модели фрегата XVIII века HMS Blanchard. Единственное отступление, которое сделали строители - на этом фрегате один дек под палубой, а не два как в "оригинале". Они были вынуждены это сделать, так как фрегат снимался в телефильме Hornblower, и строители получили от телестудии грант, чтобы помочь со строительством. Если бы деков было два, то аппаратура телевизионщиков не влезла бы - слишком низкие были бы потолки. Но с капитанской каютой, и туалетами при ней, никаких отступлений от модели не делалось :-).



Edited at 2018-10-11 12:08 pm (UTC)

(Deleted comment)
Я теперь боюсь представить, что на самом деле делали Ди Каприо с Розой на носу Титаника.

причем тут Титаник? там уже ватерклозеты были

Смотрел давно старый фильма голливудский про пиратов, на бриге они срали всей командой по борту, сидя на специальных вантах. Наверно пиндосы это выдумали. ))

Бля, срали и тут же по говну шли дальше под парусами, ахуеть!

Ну, это ты бы так сделал. Насрал - ушёл.

В сериале "Террор" есть эпизод, где один из офицеров говорит капитану, что из туалета в его каюте(!) сквозит "дурным запахом".

Сериал сериалом, а чой-то я не помню, чтобы у Симмонса офицеры, кроме разве что Крозье, жили в отдельных каютах, да ещё с личными сортирами ... И как этот сортир должен был фунциклировать в условиях описанной зимовки?..

Интересно