?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как парусники ходят против ветра?
кэс серый
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Строго против ветра под парусом ходить невозможно. Однако если ветер дует спереди, но чуть под углом, яхта вполне может двигаться. В таких случаях говорят, что судно идет острым курсом.





Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Тяга паруса образуется благодаря двум факторам. Во‑первых, ветер просто давит на паруса. Во‑вторых, косые паруса, установленные на большинстве современных яхт, при обтекании воздухом работают, как крыло самолета, и создают «подъемную силу», только направлена она не вверх, а вперед. Из-за особенностей аэродинамики воздух с выпуклой стороны паруса движется быстрее, чем с вогнутой, и давление с внешней стороны паруса меньше, чем с внутренней.

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Полная сила, создаваемая парусом, направлена перпендикулярно полотну. По правилу сложения векторов в ней можно выделить силу дрейфа (красная стрелка) и силу тяги (зеленая стрелка).

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

На острых курсах сила дрейфа велика, но ей противостоит форма корпуса, киль и руль: яхта не может идти боком из-за сопротивления воды. Зато вперед она охотно скользит даже при небольшой силе тяги.

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Чтобы идти строго против ветра, яхта лавирует: поворачивается к ветру то одним, то другим бортом, продвигаясь вперед отрезками - галсами. Насколько длинными должны быть галсы и под каким углом к ветру идти - важные вопросы шкиперской тактики.

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Выделяют пять основных курсов судна относительно ветра. Благодаря Петру I в России укоренилась голландская морская терминология.

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Левентик - ветер дует прямо в нос судна. Таким курсом под парусом ходить нельзя, зато поворот к ветру используют, чтобы остановить яхту.

Бейдевинд - тот самый острый курс. Когда идешь бейдевиндом, ветер дует в лицо, поэтому кажется, что яхта развивает очень большую скорость. На самом деле это ощущение обманчиво.

Галфвинд - ветер дует перпендикулярно направлению движения.

Бакштаг - ветер дует с кормы и с борта. Это самый быстрый курс. Быстрые гоночные суда, идущие бакштагом, способны разогнаться до скорости, превышающей скорость ветра, за счет подъемной силы паруса.

Фордевинд - тот самый попутный ветер, дующий с кормы. Вопреки ожиданиям, не самый быстрый курс: здесь подъемная сила паруса не используется, и теоретический предел скорости не превышает скорости ветра. Опытный шкипер умеет предугадывать невидимые воздушные течения так же, как пилот самолета - восходящие и нисходящие потоки.

Источник

Больше фото можно увидеть в инстаграме "Как это сделано". Жми и подписывайся!

inst.png - https://www.instagram.com/kaketosdelano/

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
То есть если ветер в бок, то я должна оставить только косой впереди?
У меня они самодельные, и лодка надувная, без киля но шверцы имеются.

Правильный пошив парусов, особенно косых, это целая наука и глубокая теория. Я глубоко в нее не залезал, но наша практика показала, что самодельные паруса значительно уступают по эффективности настоящим, покупным. При сравнении это сразу заметно по скорости. В конце концов постепенно заменили почти весь комплект, из самодельных оставили только два штормовых, поскольку при сильном ветре эффективность работы паруса не столь важна.
На надувной лодке и при небольшом боковом ветре можно ставить грот и стаксель (грот - на мачту, стаксель - на переднюю ванту), но постоянно следить за порывами ветра: при малейшем подозрении на усиление сразу рубить стаксель, поскольку на резинке при больших парусах немудрено перевернуться. Впрочем, зависит от многих параметров, в том числе от размеров грота. Хорошо, если предусмотрена система рифления грота, чтобы он мог частично сматываться на гик, тогда размер паруса можно быстро регулировать.
Но в целом резинка, как и любая плоскодонка, даже с хорошими швертами очень плохо ходит против ветра: ее просто сносит назад: кидаешь галсы, ощущение, что идешь под бейдевинд с хорошей скоростью, а на деле из-за дрейфа бегаешь влево-вправо на месте, если вообще не откатываешься назад.

У меня она такая, игрушечная почти, пвх) И вся оснастка миниатюрная, просто фан такой: против ветра на веслах, по ветру с парусами) А вот когда сбоку дует, то беда - в камыши сносит

С ветром в бок (галфвинд) ещё должен работать прямой парус, если удастся его повернуть на нужный угол. Бейдевинд лучше уже идти под косым. Всё зависит уже от конкретного судна.
И боюсь, что резинка, даже со швертами, идти к ветру толком не будет, снос у неё ужасный.

Встречный ветер, это без вариантов - на веслах) Хотя один раз получился какой-то фокус с косым парусом, когда лодка своим ходом вышла из камышей)
Да не резиновая а пвх))) но зато ее можно на руках на берег притащить даже в одиночку, правда за 2 ходки.

У каждого вида судна есть свои преимущества перед другими судами и свои недостатки. Это нормально, поэтому эффективность зависит от вида решаемых задач. Резинка и ПВХ хороша в комплекте с автомобилем: приезжаешь на место, накачиваешь и катаешься, не сильно отдаляясь. Рыбачить удобно, если ветер не силен. Но совершать переходы по открытой воде все же стремновато. ПВХ - почти тазик, ее от любого порыва ветра сносит. Тут бы байдарка подошла, но на нее приличный парус не поставить: легко перевернуться. Пеллу особо не натаскаешься. Можно придумать вариант, например, брать напрокат на лодочной станции и сделать съемную конструкцию для установки небольшого грота. Мачту можно в лесу найти. Но придется таскать с собой много железяк, опять в машину упирается. Если делать небольшое парусное судно для двух-трех человек, то на мой взгляд самое лучшее - надувной катамаран, умещающийся в пару рюкзаков. Спаренные байдарки - тоже реальный вариант, но похуже. Ну, а для одиночки видел конструкцию, когда парус крепится прямо на руль, но небольшой, квадрата на полтора максимум. Ставится сзади и крутится вместе с рулем. Эффективность небольшая, но при удачном ветре позволяет существенно сократить расход сил на греблю.
На территории России идеальное место для прогулок на таких суденышках - это шхеры на севере Ладожского озера. Если не были - рекомендую. :)))

У меня было так)) Дача недалеко от речки, поэтому сразу купила лодочку чтобы просто кататься в кайф) речка небольшая, впадает в водохранилище, но туда я не ходила, т.к. может унести ветром. Ветер бывает сильный, один раз по приколу раскрыла пляжный зонт и меня понесло)), потом решила сделать самодельный парус и оснастку - частично все из разборных весел, которых у меня много, например шверцы это тоже лопасти весел. Сшила парус прямоуг., потом почитала про косой и тоже сшила. Все это миниатюрное, но если поймать ветер, тащит здорово аж волна))

  • 1