

Тяга паруса образуется благодаря двум факторам. Во‑первых, ветер просто давит на паруса. Во‑вторых, косые паруса, установленные на большинстве современных яхт, при обтекании воздухом работают, как крыло самолета, и создают «подъемную силу», только направлена она не вверх, а вперед. Из-за особенностей аэродинамики воздух с выпуклой стороны паруса движется быстрее, чем с вогнутой, и давление с внешней стороны паруса меньше, чем с внутренней.

Полная сила, создаваемая парусом, направлена перпендикулярно полотну. По правилу сложения векторов в ней можно выделить силу дрейфа (красная стрелка) и силу тяги (зеленая стрелка).

На острых курсах сила дрейфа велика, но ей противостоит форма корпуса, киль и руль: яхта не может идти боком из-за сопротивления воды. Зато вперед она охотно скользит даже при небольшой силе тяги.

Чтобы идти строго против ветра, яхта лавирует: поворачивается к ветру то одним, то другим бортом, продвигаясь вперед отрезками - галсами. Насколько длинными должны быть галсы и под каким углом к ветру идти - важные вопросы шкиперской тактики.

Выделяют пять основных курсов судна относительно ветра. Благодаря Петру I в России укоренилась голландская морская терминология.

Левентик - ветер дует прямо в нос судна. Таким курсом под парусом ходить нельзя, зато поворот к ветру используют, чтобы остановить яхту.
Бейдевинд - тот самый острый курс. Когда идешь бейдевиндом, ветер дует в лицо, поэтому кажется, что яхта развивает очень большую скорость. На самом деле это ощущение обманчиво.
Галфвинд - ветер дует перпендикулярно направлению движения.
Бакштаг - ветер дует с кормы и с борта. Это самый быстрый курс. Быстрые гоночные суда, идущие бакштагом, способны разогнаться до скорости, превышающей скорость ветра, за счет подъемной силы паруса.
Фордевинд - тот самый попутный ветер, дующий с кормы. Вопреки ожиданиям, не самый быстрый курс: здесь подъемная сила паруса не используется, и теоретический предел скорости не превышает скорости ветра. Опытный шкипер умеет предугадывать невидимые воздушные течения так же, как пилот самолета - восходящие и нисходящие потоки.
Источник
Больше фото можно увидеть в инстаграме "Как это сделано". Жми и подписывайся!
Subscribe to
kak_eto_sdelano
Поржал :)))
Вы прям физик-теретик.
Самолёты летают не поэтому. Это распространённое дилетантское объяснение динамики крыла самолёта. Не знаю, какой м$%#к это ляпнул первым, но сейчас эту херню активно распространяют в народе.
Между тем, любой авиаконструктор плюнет в рожу тому, кто это скажет и будет прав. Лекторы в МАИ вообще выгоняют с лекций взашей тех, кто хоть пикнет про закон Бернулли в отношении крыла самолёта.
Кстати, премерзкий курс этот Бейндевинд: на мелкой яхточке (типа "кадета") киль словить при перекладке паруса на развороте - как два пальца об асфальт :)
"В таких случаях говорят, что судно идет острым курсом"- "В таких случаях говорят, что судно идет острыми галсами"https://ru.wikipedia.org/wiki/Галс
А настройки парусов, описываемые в толстых книжках - интересны либо профессионалам, либо любопытным. И для 99% обывателей, мучимых вопросом "но как?" - они не полезнее научных работ по квантовой математике.
А вообще самый клевый ветер для парусного судна - это галфинд (или галфвинд), особенно если установлено две или даже три мачты: можно врубить все паруса, они не будут заслонять друг друга, практически все будут работать. Скорость великолепная, и восторгу полные штаны. :)))
А самый опасный ветер - это фордевинд. Опасный тем, что нужно постоянно следить за его направлением, чтобы не зашел со стороны паруса. Здесь крайне нежелательно ставить на руле неопытных мореплавателей: они могут пропустить этот момент. Если парус большой и тяга такая, что одному за шкот не сдержать без лебедки, то парус может резко перескочить на другой галс, сбивая гиком всё что попадается на пути. И очень часто это бывает чья-нибудь морда лица: мало того, что удар может вырубить сознание, так и человек может запросто вылететь за борт. А если на палубе никого нет, а спасательный жилет лох не надел (был в плавках или купальнике), то велика вероятность утонуть.
Edited at 2018-08-09 05:59 am (UTC)
https://kolarium21.livejournal.com/39694.html
А у меня было только одно приключение - лодку згрызли мыши зимой((