?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как парусники ходят против ветра?
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Строго против ветра под парусом ходить невозможно. Однако если ветер дует спереди, но чуть под углом, яхта вполне может двигаться. В таких случаях говорят, что судно идет острым курсом.





Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Тяга паруса образуется благодаря двум факторам. Во‑первых, ветер просто давит на паруса. Во‑вторых, косые паруса, установленные на большинстве современных яхт, при обтекании воздухом работают, как крыло самолета, и создают «подъемную силу», только направлена она не вверх, а вперед. Из-за особенностей аэродинамики воздух с выпуклой стороны паруса движется быстрее, чем с вогнутой, и давление с внешней стороны паруса меньше, чем с внутренней.

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Полная сила, создаваемая парусом, направлена перпендикулярно полотну. По правилу сложения векторов в ней можно выделить силу дрейфа (красная стрелка) и силу тяги (зеленая стрелка).

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

На острых курсах сила дрейфа велика, но ей противостоит форма корпуса, киль и руль: яхта не может идти боком из-за сопротивления воды. Зато вперед она охотно скользит даже при небольшой силе тяги.

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Чтобы идти строго против ветра, яхта лавирует: поворачивается к ветру то одним, то другим бортом, продвигаясь вперед отрезками - галсами. Насколько длинными должны быть галсы и под каким углом к ветру идти - важные вопросы шкиперской тактики.

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Выделяют пять основных курсов судна относительно ветра. Благодаря Петру I в России укоренилась голландская морская терминология.

Как парусники Ñодят против ветра? Популярная меÑаника, Морское дело, ЯÑта, Длиннопост

Левентик - ветер дует прямо в нос судна. Таким курсом под парусом ходить нельзя, зато поворот к ветру используют, чтобы остановить яхту.

Бейдевинд - тот самый острый курс. Когда идешь бейдевиндом, ветер дует в лицо, поэтому кажется, что яхта развивает очень большую скорость. На самом деле это ощущение обманчиво.

Галфвинд - ветер дует перпендикулярно направлению движения.

Бакштаг - ветер дует с кормы и с борта. Это самый быстрый курс. Быстрые гоночные суда, идущие бакштагом, способны разогнаться до скорости, превышающей скорость ветра, за счет подъемной силы паруса.

Фордевинд - тот самый попутный ветер, дующий с кормы. Вопреки ожиданиям, не самый быстрый курс: здесь подъемная сила паруса не используется, и теоретический предел скорости не превышает скорости ветра. Опытный шкипер умеет предугадывать невидимые воздушные течения так же, как пилот самолета - восходящие и нисходящие потоки.

Источник

Больше фото можно увидеть в инстаграме "Как это сделано". Жми и подписывайся!

inst.png - https://www.instagram.com/kaketosdelano/

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
"Из-за особенностей аэродинамики воздух с выпуклой стороны паруса движется быстрее, чем с вогнутой, и давление с внешней стороны паруса меньше, чем с внутренней."
Поржал :)))
Вы прям физик-теретик.

что не так, практик?:)

Интересно, как пилоты самолётов используют восходящие и нисходящие потоки, если у них не особо широкий коридор для манёвров?

Ни как не использую.

>при обтекании воздухом работают, как крыло самолета, и создают «подъемную силу», только направлена она не вверх, а вперед. Из-за особенностей аэродинамики воздух с выпуклой стороны паруса движется быстрее, чем с вогнутой, и давление с внешней стороны паруса меньше, чем с внутренней.

Самолёты летают не поэтому. Это распространённое дилетантское объяснение динамики крыла самолёта. Не знаю, какой м$% это ляпнул первым, но сейчас эту херню активно распространяют в народе.

Между тем, любой авиаконструктор плюнет в рожу тому, кто это скажет и будет прав. Лекторы в МАИ вообще выгоняют с лекций взашей тех, кто хоть пикнет про закон Бернулли в отношении крыла самолёта.

Какие страсти-мордасти!

Никогда не понимал, как они против ветра двигаются, спасибо!

Кривым зигзагом, как иначе-то...
Кстати, премерзкий курс этот Бейндевинд: на мелкой яхточке (типа "кадета") киль словить при перекладке паруса на развороте - как два пальца об асфальт :)

Вмордувинд.

Тоже Некрасова в детстве читали? :))

"В таких случаях говорят, что судно идет острым курсом" - "В таких случаях говорят, что судно идет острыми галсами"

https://ru.wikipedia.org/wiki/Галс

Есть хорошие книги, переведенные на русский. Есть пара книжек русских авторов. Под каждый ветер нужна настройка каждого паруса. Этот пост несет нуль информации.

Этот пост несёт ответ на вопрос, возникающий у многих (и упомянутый автором).

А настройки парусов, описываемые в толстых книжках - интересны либо профессионалам, либо любопытным. И для 99% обывателей, мучимых вопросом "но как?" - они не полезнее научных работ по квантовой математике.

Еще для того чтобы ходить в бейдевинд при небольшом киле (или при отсутствии оного) для уменьшения дрейфа ставят так называемые шверты (один или два, как правило), плоские лопасти с одной или двух сторон, погружаемые в воду не очень глубоко. Мы когда-то делали такие конструкции для обычной пеллы: устанавливали парус, а чтобы лодка не переворачивалась, по бокам закрепляли большие надувные поплавки на расстоянии примерно 1,5 м от борта. Ну и, конечно, делали шверты из текстолита. Плюсы швертов в том, что их можно поднимать, как и руль, и подходить к самому берегу, даже вытаскивать лодки на него, чего нельзя сказать о яхте. Для яхты практически всегда нужен оборудованный причал, либо придется таскать с собой шлюпку для высадки на дикий берег. В этом также плюсы катамарана: всегда можно найти стоянку на отмели (особенно актуально в европах, чтобы не платить хабэмайстеру за постой: встал рядом возле забора, а в саму гавань как бы не зашел). Но минусы катамарана - он очень плохо ходит против ветра, если нет швертов или они маленькие. Зато почти не бывает крена: если идешь по морям пару недель под бейдевиндом, то крен в каюте очень утомляет и изматывает.
А вообще самый клевый ветер для парусного судна - это галфинд (или галфвинд), особенно если установлено две или даже три мачты: можно врубить все паруса, они не будут заслонять друг друга, практически все будут работать. Скорость великолепная, и восторгу полные штаны. :)))
А самый опасный ветер - это фордевинд. Опасный тем, что нужно постоянно следить за его направлением, чтобы не зашел со стороны паруса. Здесь крайне нежелательно ставить на руле неопытных мореплавателей: они могут пропустить этот момент. Если парус большой и тяга такая, что одному за шкот не сдержать без лебедки, то парус может резко перескочить на другой галс, сбивая гиком всё что попадается на пути. И очень часто это бывает чья-нибудь морда лица: мало того, что удар может вырубить сознание, так и человек может запросто вылететь за борт. А если на палубе никого нет, а спасательный жилет лох не надел (был в плавках или купальнике), то велика вероятность утонуть.

Edited at 2018-08-09 05:59 am (UTC)

А квадратный парус так же работает?

Прямые паруса работают так же, но в силу конструкции ходить бейдевинд под ними почти невозможно.

PS. Может, кому будет интересен мой прошлогодний одиночный поход по Ладоге, со всякими приключениями. Правда, он весьма отдаленно относится к теме данной статьи.
https://kolarium21.livejournal.com/39694.html

Почитала!! Очень интересно)
А у меня было только одно приключение - лодку згрызли мыши зимой((

  • 1