?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Глиняная кружка своими руками
кэс черный
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Изготовление кружки, как и любого изделия из глины начинается с перемешивания этой самой глины, а точнее того шматка, с которым мы будем работать.



На языке гончаров процесс этот называется "катание бараньей головы". Почему? Если в процессе перемешивания добавить нашему комку глаза, получится нечто, отдалённо напоминающее эту самую голову:




Смотрит прямо в душу.
Затем, тщательно раскатав и перемешав "голову", разделяем её на комочки нужной нам массы и переходим непосредственно к гончарному кругу. Комочек мы немилосердно кидаем на круг, включаем его и приступаем к центрованию. Задача наша проста до идиотизма: сделать так, чтобы комочек был расположен максимально симметрично по центру и на краях его не было "биения". Отцентрованный кусок глины выглядит так:



Помню, когда я обучался всем гончарным премудростям, на этом этапе чувствовал себя необучаемым идиотом, ибо пытался отцентровать каждый комок минут по 10-15, тогда как сенсей подходил и словно библейский пророк приводил всё в норму за мгновение одним наложением рук. Но на самом деле практика решает и теперь, проведя годы тренировок на тибетской вершине (шутка) я тоже овладел таким фокусом. Но что-то мы отвлеклись.
Справившись с центровкой мы двигаемся дальше и проводим заглубление. Для этого нажимаем на центр нашего пенёчка пальцами и продавливаем его, тут важно не переборщить, иначе кружка получится без дна и пить из неё будет не очень удобно. Должно получиться вот так:



Здесь качество фото хромает, потому что снимал я одной рукой, попутно пытаясь не измазать весь фотоаппарат коричневой жижей(она кстати называется шликер).
Далее, подхватив стенку заготовки пальцами тянем её вверх, истончая и увеличивая её высоту до тех пор, пока не получится необходимая нам форма (в данном случае это простой цилиндр).



Промежуточный этап, после серии таких вытягиваний и выравниваний получаем необходимую нам геометрическую фигуру:



Здесь видно как я ровняю стенку цилиндра стеком - таким деревянным ножичком. На этом работа с заготовкой на сегодня заканчивается. Болванок таких я сделал несколько, немножко разной формы (это будет видно потом), но технология их изготовления абсолютно такая-же. Далее я срезаю болванку натянутой струной (это действительно обыкновенная гитарная струна либо тонкий тросик):



И отправляю её сушится до завтра. Делается это потому, что сразу после того как мы скрутили болванку работать с ней трудно - в глине ещё много воды (прям как в моём дипломе) и её можно помять даже лёгким движением. Постояв же сутки-двое часть воды из глины испарится и она (глина) станет кожетвёрдой - так называется такое её состояние (по фактуре и плотности действительно напоминает выделанную кожу).

Однако пересушивать глину тоже не стоит, ибо к сильно высохшей заготовке не получится нормально прикрепить ручки и другие элементы декора. Дело в том что вся гончарная глина усаживается при сушке (такая вот красная глина при обжиге т.е. полном высушивании усаживается на 14%, это тоже надо держать в уме, готовое изделие будет чуть меньше того что мы скрутили). Поэтому если мы попытаемся приделать ручку или что-то ещё к сильно высохшей кружке, ручка усядется сильнее (в ней больше воды чем в уже подсохшей кружке) и в итоге скорее всего сломается.

Итак, придя на следующий день мы приступаем к декорированию. Тут всё целиком зависит от нашей фантазии и степени кривизны рук. В принципе можно просто приделать ручку и дальше не заморачиваться (можно даже с ручкой не заморачиватся, тогда получится просто стакан). Мы, однако, не ищем лёгких путей и жаждем заморочится так, что мама не горюй. Мне захотелось сделать партию кружек с рыцарской тематикой, её мы и будем придерживаться.



Bite my shiny metal ass.
На самом деле нет, кружки будут из себя представлять эдакие шлема крестоносцев.



Добавляем больше элементов. Пользовался я кстати минимум инструментов: деревянный стек который было видно выше, препаровальная игла, губка и телескопическая антенна, которую я разобрал на составные части и сделал из них ковырялки дырок разных диаметров™ (всё уже запатентовано). Вот пожалуй и весь список инструментов. Далее делаем нижнюю часть забрала и лепим её на место:



После этого, когда все элементы декора вроде на месте мы берёмся за ручку. Нет не берёмся, её ещё нет (вы поняли игру слов или я зря потратил 40 минут на придумывание шутки?). Ручка делается из жгута глины, который мы сперва раскатываем:



А после того как он станет примерно одинаковым по толщине, сплющиваем:



После этого определяем то место на кружке где будет крепится ручка и делаем там риски:



Нужно это для увеличения площади поверхности и лучшего прилипания ручки к стенке кружки.
Только что процарапанные риски мы мажем шликером - очень жидкой глиной. Шликер здесь выступает в роли своеобразного клея.



После того как мы измазали все этой коричневой жижей, повторяем все эти этапы с рисками и шликером уже на той полосочке глины, которую мы заготовили чуть раньше и приставляем её на место:



На этом я не стал останавливаться и принял стратегическое решение изготовить такие вот клёпки. Сделал я их по тому же принципу что и ручку - раскатал кусочек глины в жгут и расплющил его.



По итогу я сделал 3 кружки, все они немного разные, чтоб посмотреть как вообще всё это выглядит и какие варианты лучше.
В принципе на этом изготовление заканчивается и начинается глазировка и обжиг. К сожалению фотографий этого я не делал, но это и не так зрелищно. Всего изделия проходят 2 обжига: 1й обжиг называется утильный, нужен он для того чтобы вода окончательно испарилась из глины, а сама глина спеклась и превратилась непосредственно в керамику. Происходит обжиг в специальной печи, чем-то напоминающей муфельную. Длится он несколько часов при температуре от 1050 до 1200 градусов (зависит от типа глины).

Затем изделию дают остыть, тщательно протирают и покрывают глазурью. Необожжённая глазурь выглядит как мелкодисперсный порошок (как гипс), который разводится в воде. Затем мы окунаем наше изделие, прошедшее утильный обжиг, в разведённую глазурь, вода высыхает и на поверхности изделия остаётся слой этого порошка. После мы снова отправляем посуду в печь на несколько часов. Порошок, состоящий преимущественно из кварца с добавлением других веществ под действием высокой температуры спекается, превращаясь в стекловидную массу - это и есть глазурь. После второго обжига даём нашему черепку остыть и всё, можно пользоваться!
Вот какие получились у меня кружки после обжига:







Спасибо всем, кто дочитал эту простыню до конца, надеюсь вам было интересно. Гончарное дело - чертовски увлекательное занятие, которое приносит непередаваемые ощущения, рекомендую попробовать.

Источник

Больше фото можно увидеть в инстаграме "Как это сделано". Жми и подписывайся!

inst.png - https://www.instagram.com/kaketosdelano/

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
+80 к выживанию попаданца!

Тоже была мысль на эту тему =)
Но если глину можно еще где-то найти, то печку взять будет негде, да и температурный режим выдержать не получится...

так попаданцы ж на все руки мастера

Это как раз будет. Печи люди строят очень давно, и температуру выдерживать тоже давно научились. Только что первые изделия будут не очень, пока попаданец руку не набьёт.

мне кажется, концы ручки стоило бы загнуть за стратегические клёпки.

  • 1