?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Для чего самолету "гриб"?
кэс черный
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Сегодня мы посмотрим на "летающие грибы", узнаем как они работают и заглянем внутрь такой машины.



Для начала стоит сказать, зачем вообще создали подобные самолеты. С появлением радиолокаторов встал вопрос установки такого оборудования на самолеты. Сделали это британцы в 1941 году для обнаружения ночных немецких бомбардировщиков.





Британский Веллингтон. Еще не гриб, но уже антенна

Такие самолеты служат для дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), иногда добавляют "и управления".
Касательно Веллингтона. Самолет с вращающейся антенной остался в стадии прототипа, но самое важное - радиолокатор вынесен над фюзеляжем, а всё рабочее оборудование размещено в грузовом отсеке. Такая компоновка сохранилась и по сей день.

В последующем развитии форма обтекателя антенны менялась: то "подбородок", то башенка как у подводной лодки, то боковые огромные выпуклости. Облик современных самолетов ДРЛО выглядит унифицированным (прямо как автомобили).

Посмотрим на нынешние российские и американские образцы.
На вооружении РФ стоят модификации советского А-50, самая современная их которых - А-50У. Внешне они ничем не отличаются, разница только в электронике. Причем весьма серьезная, соответствующая вызовам 21 века.

А-50.


А-50 был принят на вооружение в 1985 году. Кстати говоря, цифра 50 в названии не случайна. Именно столько целей мог сопровождать первый серийный образец. Локатор обнаруживает воздушные, наземные и надводные цели, а также наводит на них истребители и штурмовики. Основные возможности версии "У" держатся в секрете, она начала поступать в ВКС лишь в 2011 году. Члены экипажей говорят, что возможности выросли в разы. Предыдущая версия А-50М могла сопровождать 150 целей, ходят разговоры, что нынешняя - от 200 до 300. "Видит" А-50У воздушные цели на расстоянии до 650 км, наземные - до 300 км. Водные же цели видно до радиогоризонта. Кому-то покажутся данные цифры фантастическими, но вы видели размеры тарелки? Ее диаметр в зависимости от модификации колеблется в пределах 10-11 метров.

Вращение антенны дает круговой обзор, средняя скорость вращения 4-6 оборотов в минуту


В целом, экипажи остались довольны. Новое оборудование легче и компактнее, что позволяет брать больше топлива. Сравните хотя бы рабочие места:

Слева - А-50, справа - А-50У


На борту, кстати, 15 человек: 5 членов экипажа и 10 человек для работы с радиотехническим комплексом (РТК).

А что в США?

Там летает Боинг E-3 «Сентри» (Boeing E-3 Sentry). Принят на вооружение в 1977 году, и тоже имеет несколько модификаций. Характеристики по дальности обнаружения примерно такие же. Но сопровождает больше целей - от 300 до 400 и наводит чуть больше истребителей.

Е-3 Сентри, или же как его называют на родине - АВАКС (ДРЛОУ по-английски)


Тарелка тоже вращается, в диаметре составляет чуть больше 9 метров. Наибольшая толщина обтекателей у А50 и Е-3 колеблется в районе 2 метров. В целом, машины хорошие и идентичны друг другу. Вот так выглядит рабочее место в американском самолете:



Сегодня разрабатываются новые ДРЛОУ, т.к. техническая мысль не стоит на месте. Так, на замену А-50У планируется ввести А-100, показатели которого не афишируются.Также известно, что установят статичную антенну. Тарелка требует сложных механизмов и не любит низкие температуры, что сказывается на скорости вращения, а значит - на скорости обновления информации. Ее заменят новым типом радиолокатора.

Но есть у США еще кое-что - палубный самолет ДРЛО. Как они смогли поставить на авианосец такую громадину?

Грумман Е-2 Хоукай


Да просто взяли палубный самолет со складными крыльями и поставили тарелку поменьше. Ее диаметр чуть больше 7 метров, а складной механизм уменьшают размах крыльев от 24 до 9 метров.
Что имеем? Данные самолеты постоянные гости операций с участием военных. Но за возможность видеть на сотни километров они дорого расплачиваются - любой радар точно также заметит излучение самолета ДЛРОУ.

Источник

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

Жми на иконку и подписывайся!

- http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
- https://www.facebook.com/kaketosdelano/
https://www.youtube.com/kaketosdelano
- https://vk.com/kaketosdelano
одноклассник.jpg - https://ok.ru/kaketosdelano
tw.png - https://twitter.com/kaketosdelano
inst.png - https://www.instagram.com/kaketosdelano/

Официальный сайт - http://ikaketosdelano.ru/

Мой блог - http://aslan.livejournal.com
Инстаграм - https://www.instagram.com/aslanfoto/
Facebook - https://www.facebook.com/aslanfoto/
Вконтакте - https://vk.com/aslanfoto

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Вспомнилось:После первого испытательного полёта экипаж вышел из самолёта с ведром))))

  • 1