Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как делают соки и морсы
белый аватар
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Честно скажу, что о соках и морсах этой компании я не слышал до момента моего появления на этом предприятии. Почему так случилось я поведаю чуть позже. Но после того, как я попробовал их продукцию и сравнил с более дешевыми аналогами, могу сказать, что вкуснее этих соков и морсов я еще не пробовал.



Сегодня в kak_eto_sdelano я расскажу, как делают настоящие морсы прямого отжима.


Для того, чтобы узнать, как это делается, я отправился в Псковскую область, город Опочка (ударение на второй слог), на предприятие которое специализируется на продукции высокого качества из свежих лесных и садовых ягод и плодов. Компания называется ЗАО "Глобус", и производит соки и морсы с 1993 года. Продукция выходит как под собственной маркой "24 вкуса", так и под брендами различных компаний, как например - сети магазинов "Лента", где можно встретить их морсы.

На фото можно видеть небольшую часть производимой продукции.



Хорошее не может стоит дешево, потому скажу сразу, что литр такого морса не купишь за 50 или 60 рублей.



Но обо всем по порядку. Все начинается с контейнеров, в которых находятся мощные рефрижераторы.



Здесь хранится поставляемая на завод ягода. Сырье, поступающее на переработку, подвергается инспекции. При инспекции удаляются поврежденные плоды и ягоды, посторонние включения.



Ягоду и плоды выгружают через эти двери на второй этаж цеха.



Увидел в цеху интересный аппарат. Оказалось, что его используют для того, чтобы отделить ягоды от листочков и веток, если она приходит нечищенной. Раньше, когда предприятие занималось скупкой ягод напрямую у собирателей, то приходилось часто пользоваться этим аппаратом, но оно теперь используется редко. Так как это довольно трудозатратное занятие, предприятие решило покупать очищенные ягоды у тех, кто занимается скупкой и чисткой ягод.



Для лучшего отделения сока сырье подвергают дополнительной обработке - нагреванию. Нагрев свежего и замороженного сырья производят до дробления в специальных емкостях из нержавеющей стали. Температура нагретого сырья 50-55°С. Превращение сырья в разваренную массу не допускается.



Ягоды оттаивают в них несколько часов. Так как этот процесс случился за день до моего приезда, ванны уже сделали свое дело и теперь накрыты сеткой, в ожидании следующего дня розлива.

При дроблении необходимо, чтобы количество раздробленных клеток мякоти составило не менее 75%. Зрелую малину можно не дробить, а сразу направлять на эктрагирование.



После того, как они оттаяли, их дробят и наполняют ими ванны. Настаивание проводят для лучшего экстрагирования из ягодной дробленой массы всех полезных веществ в течении 10-14 часов.



Дробят ягоды этим аппаратом.



И уже после измельчения ягоды попадают в ванны и заливаются специально очищенной водой, чтобы они отдали воде весь свой вкус и все находящиеся в них витамины. Эта процедура называется экстракция. Процесс экстракции длится как написано выше 10-14 часов.



Затем экстракт (вода с ягодами) сливается на первый этаж под пресс по этим шлангам. Кстати, на фото пресс, который ранее использовался для выжимки яблочного сока, собран он был сотрудниками завода. Но я немного отвлекся.



После установки направляющих стоек на дно ванны кладут дренажную плиту, пакетную раму и салфетку.



В качестве салфеток используется льняная ткань серпянка. Салфетку кладут таким образом, чтобы углы ее свешивались в средней части рамы (развернутый конверт).



Все дренажные плиты используемые для отжима сделаны именно из березы, так как это максимально нейтральный материал, не влияющий на вкус напитка. Со временем дерево приобретает цвет ягод, с которыми соприкасается, но это в будущем никак не влияет на вкус соков и морсов, так как после процедуры отжима дренажные плиты тщательно моются и дезинфицируются. Светлые доски - свежие, еще не использованные плиты.

Кстати, дренажные плиты для отжима облепихи используют только для облепихи, потому что ягода довольно сильно отличается от остальных и в ней много масел.



В середину салфетки загружают дробленую ягодную массу, толщина слоя составляет 5-10 см в зависимости от отдачи сока мезгой. После загрузки края салфетки закрывают в виде конверта.

На полученный пакет кладут вторую дренажную плиту, пакетную раму и салфетку, а затем загружают мезгу, как указано выше. Операцию повторяют до тех пор, пока образовавшийся штабель будет высотой под прессующую головку, примерно 1.5 метра.



Штабель осторожно подводят под прессующую плиту, поворачивая секцию на 180°. Во время прессования следят, чтобы не было смещения отдельных пакетов и чтобы края дренажных плит не касались друг друга, а также чтобы мезга не проходила через салфетки. После окончания прессования ванну с отжатыми пакетами поворачивают на 180° (в исходное положение) и приступают к разгрузке пресса.



Вытекающий из-под пресса сок собирают в приемную емкость, процеживают через сито из нержавеющей стали, на которое выстилается салфетка из капроновой ткани. Делается это для удаления попавших в сок при прессовании кусочков мезги, семян и других примесей.



В зависимости от рецептуры напитка, ягодная экстрагированная масса подается на протирочную машину для получения пюре. Сок и пюре прямого отжима собирается в емкости для приемки сока (сокосборник) и при помощи насоса перекачивается в купажный цех.



Отходы, получаемые после прессования и/или протирки экстрагированной ягодной массы, называются жомом. Такой продукт оказывается тоже используется в пищевой промышленности. Его можно высушить и использовать для приготовления чая. Только жмых от облепихи утилизируется.



А это помещение для обработки серпянок и мойки решеток.





Пройдем в помещение, где приготавливается вода для морсов и нектаров. На одной из стен висит творчество местного художника, изображающего процесс сборки плодов и превращения их в соки.



Вода для морсов хранится в этих танках. Она проходит многоуровневую очистку и фильтрацию, становясь практически дистиллированной, без вкуса, чтобы не искажать полноту вкуса сокового напитка.



В этих емкостях сок прямого отжима перемешивается с водой.

Купаж морсов подкисляют лимонной кислотой до массовой доли титруемой кислотности согласно рецептур. Для подслащивания морсов используют профильтрованный и нагретый до 75-80 ºС сахарный сироп. После подтверждения лабораторией готовности купажа по органолептическим и физико-химическим показателям, купажированный напиток подается на пастеризацию.



На фото купажный участок



На этом желтом подъемнике поднимается наверх сахар и лимонная кислота, которые придадут напитку заданный рецептурой вкус

Продукт нагревается до t 93-98ºС. Температура пастеризации напитка регулируется автоматически. Пастеризатор и промежуточный сборник соединены в замкнутую систему, обеспечивающую рециркуляцию и возврат сока из пастеризатора в промежуточный сборник в случае снижения температуры.



Здесь нет морса, все, что будет сегодня разливаться по бутылкам находится в баках снизу.



Ну а теперь посмотрим как морс попадает в бутылки. На производстве используют именно стеклянную тару, так как она сохраняет полезные свойства морса.



Стеклянная бутылка выставляется на конвейер, проходит автоматическое ополаскивание подготовленной водой, паровой термотонель, где происходит подогрев, поступает на разливочный автомат.



Здесь дефектоскоп проверяет бутылки на наличие микротрещин



По конвейеру бутылки попадают в соседнее помещение, где пастеризованный продукт подается в буферную емкость, установленную выше разливочного автомата. Из буферной емкости напиток подается по системе трубопроводов в разливочный автомат.



Аппарат расположенный ровно по центру фото предназначен для закупоривания бутылок крышкой. Наполненная бутылка сразу же закрывается винтовым колпачком, который обработан для стерильности УФ лампами.



Фасовка готового продукта производится на автомате розлива при t 86-88 ºС



Затем происходит процесс принудительного охлаждения. Конвейер здесь довольно длинный.



Ряды бутылок отправляются системой транспортеров на охлаждение и одновременно обмывку бутылок снаружи. Охлаждение продукта производится под душевыми установками, сначала водой при Т 30-35 º С, затем холодной водой с Т 18-25 º С, в зимнее время при Т 30-40 º С, затем холодной водой с Т 20-30 º С. Охлаждение проходит в течении 15 - 20 мин. до Т 45– 50 º С.

Термическая обработка и стеклянная тара позволяет достичь длительного срока хранения (нектары – 2 года, морсы – 1 год) без консервантов и стерилизации. Пастеризация проводится особым щадящим способом, что обеспечивает сохранность всех природных витаминов, минералов и микроэлементов.

Конечно он все еще горячий, но внимательный читатель заметит, что в охлажденных бутылках слева морс заметно сжался в объемах по сравнению с правым рядом.



Тем временем бутылка движется дальше.





На этом этапе бутылка приобретает свое лицо - этикетку.



Все происходит очень быстро.





И последний этап рождения бутылки с морсом - каплеструйной машиной наносится дата изготовления продукта на горлышко бутылки.



По ходу розлива сока и нектаров проводят отбраковку бутылок с готовой продукцией, у которых есть трещины, недолив или перелив, негерметичность укупоривания, четкость линий обкатки, посторонние включения, четкость и правильность маркировки.

Вот собственно и все, остается только упаковать в ящики. Продукция еще должна отстояться на складе несколько суток. после чего отправится в магазины. Морс, фасованный в стеклянную тару, при хранении должен быть защищен от попадания прямых солнечных лучей. Режим хранения: температура воздуха от 0 оС до +25 оС; относительная влажность воздуха не более 75%. Срок хранения - не более 1 года.

Но перед тем, как морс отправится к своему потребителю, он должен пройти проверку на соответствие норм в лаборатории, которая расположена тут же.



Морсы и соки проверяются на различные характеристики - густота, бактерии и т.п.





Центрифуга и термошкаф.



Продукция соответствует всем требованиям безопасности. На производстве кстати, продукция производится не по ТУ а по ГОСТу. Как принято на многих пищевых производствах, с каждой партии сохраняется несколько бутылок, на случай, если в течении срока хранения в магазине выявится какое-то несоответствие качеству.



Ну и конечно я не мог уйти с производства не попробовав местный морс. Меня не хватило бы, чтобы продегустировать все вкусы, но несколько я попробовал. Рецептура напитков была разработана на этом же заводе специалистами компании.



Вкус конечно сильно отличался в положительную сторону от того, что я привык покупать. К сожалению продукция не смогла пробиться в сетевые магазины, которым нужно очень много и очень дешево, а компания не могла поступиться качеством ради количества. А вот в "Ленте" найти ее можно.
Морсы и соки этих марок действительно очень вкусные.



Вы удивитесь, но больше всего мне понравился морковно-яблочный сок. По моему мнению он лучше всего подходит для того, чтобы взять к примеру в дорогу.



Помимо того, что ассортимент ягодных соков, нектаров и морсов здесь большой, они различаются и по концентрированности. Например эти нектары в бутылке 0.33 пьются легко, можно выпить бутылку за один присест.



На заводе делают и продукцию для других брендов, как эти напитки.



Спасибо за приглашение на производство компании "Глобус".

Теперь и вы знаете, как делают соки и морсы!

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Наши каналы на ютюбе
Как это сделано - https://goo.gl/fy5MFe
Kak eto sdelano - https://goo.gl/8YGIvl
Жан Пежо - https://goo.gl/L88mip

Сообщество в Живом Журнале - http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
Facebook - https://www.facebook.com/kaketosdelano/
Вконтакте - https://vk.com/kaketosdelano
Одноклассники - https://ok.ru/kaketosdelano
Твиттер - https://twitter.com/kaketosdelano
Инстаграм - https://www.instagram.com/kaketosdelano/

Официальный сайт - http://ikaketosdelano.ru/

Мой блог - http://aslan.livejournal.com
Инстаграм - https://www.instagram.com/aslanfoto/
Facebook - https://www.facebook.com/aslanfoto/
Вконтакте - https://vk.com/aslanfoto


Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Самое тупое выражение : "Хорошее не может стоить дешево".

может, был на производстве сгущенного молока (маленькое производство), один литр молока стоит 16 рублей закупка у населении + электричество бесплатное (ветряные эл.станции)+ вода от скважины , обычная банка сгущенного молока стоит на производстве 27,7 рублей,а за воротами на пять лет вперед стоять очереди,скупщики.

спасибо
а где фото отжимаемых ягод?
очень хотелось бы видеть ТО, ЧТО отжимают в сок..

тоже не увидел ,,, наверно у нас МАНГО растут как грибы .

ягоды отжимают в первый день, получают экстракт, во второй день разливают, я снимал в день розлива морса

без этих фото ягод первого дня отжима теряется все доверие к процессу..
ждем фото. второй заход!) спасибо

В том, что идет именно отжим ягод, можете не сомневаться) С дикорастущими ягодами у нас в стране проблем нет)

Упорное отсутствие даже следов ягод на фотках наводит на подозрения, что это обычное производство соков и морсов из концентратов и химии и выдача их за качественный натуральный продукт продаваемый под лозунгом "Хорошее не может стоить дешево".

Реклама, которой особенно не верю.

ягоды отжимают в первый день, получают экстракт, во второй день разливают, я снимал в день розлива морса

При производстве сока не пострадала ни одна ягода! Везде пустые ванны, но бутылки наполняются чем то дорогим.

ягоды отжимают в первый день, получают экстракт, во второй день разливают, я снимал в день розлива морса

Очень может быть.
Но "Как делают соки и морсы" - показано только как разливают.
Остальное - какое то технологическое оборудование и фоты бутылок.

издержки промышленных репортажей. довольно часто процесс производства длится не один день (зависит от каждого конкретного производства), потому снять весь производственный процесс за день редко когда удается, потому недостающие фото компенсируются рассказом.
если вы давно читаете "как это сделано", то должны были это заметить.

И.. к стати.. цены невысокие, в общем то. На оф. сайте, во всяком случае.
Хорошее не может стоить дешево" - не катит.

вас так сильно задела эта фраза? ладно, хорошее может стоить дешево! но не всегда.

> морс заметно сжался в объемах
Я не знаю, что именно там произошло, но уж точно не сжатие жидкости.

давайте вашу версию, очень интересно

То есть содержимое бутылок "24 вкуса" и "Лента" полностью одинаковое, или рецептура разная?

если это один тот же сок, то скорее всего одинаковая

Специально теперь в Ленту пойду на поиски клюквенного морса :-)

// продукция не смогла пробиться в сетевые магазины, которым нужно очень много и очень дешево, а компания не могла поступиться качеством ради количества. А вот в "Ленте" найти ее можно.

Как будто "Лента" не сеть.

ну вы же скопировали нужный отрывок, но не вчитались - "не смогла пробиться в сетевые магазины, которым нужно очень много и очень дешево".
где здесь утверждение, что их соки и морсы вообще не продаются в сетевых магазинах? только в тех, которым нужно очень много и очень дешево.

спасибо )

репортаж без видео как в старые-добрые времена ))


  • 1
?

Log in

No account? Create an account