В прошлый четверг перед мастер-классом по русской кухне, о котором я рассказывал, я успел побывать во Владимирской области на куриной ферме. Недавно я жаловался, что часто бываю в разных хозяйствах, а фотографий самой популярной птицы — курицы у меня почти нет. Вот, наверстал.
Ферма Николая Степановича Алдушина находится в Ковровском районе Владимирской области. Раньше здесь было хозяйство завода имени Дегтярева, но потом его забросили. «Когда ты производишь оружие, на хрен тебе сельское хозяйство?» — говорит Николай.
Вообще Алдушин по специальности зоотехник, закончил Тимирязевку, 20 лет проработал директором сельхозпредпрития. Всю жизнь занимался молочным скотом. Но когда речь зашла об организации собственного хозяйства, выбор пал на кур, как на наименее затратное направление.
Сейчас на ферме 3500 несушек. К зиме нужно довести количество до 4000, чтобы добиться оптимальной температуры в курятнике. Курица комфортно себя чувствует и хорошо несется от +14 до +28°С.
Несмотря на большое поголовье кур, это все равно скорее домашнее, нежели чем промышленное птицеводство. Основные отличия от птицефабрики: исключительно напольное содержание кур (то есть никаких клеток), натуральные корма и свободный выгул.
В теплое время года куры свободно выходят пастись на улицу через лазы в стене.
Куры не только гуляют, но и несутся прямо на улице в зарослях крапивы. Конечно, собирать яйца на улице сложнее, чем в курятнике, зато круто как!
Кладка яиц крупным планом. Не беспокойтесь, на стол яйца попадут уже чистыми.
Славно потрудились!
Всего на ферме живут 3 породы: Ломан Браун, Хайсекс белые несушки какого-то безымянного кросса. «Очень злые! — говорит Николай Степанович про белых кур. — Если кто-то поранился, чуть-чуть кровь почуят, сразу заклюют».
А с виду и не скажешь. Милые.
Все три породы содержатся раздельно. У каждого стада есть свой петух. Вот один из них, черный.
Всех своих кур Николай Степанович купил на ковровской птицефабрике, тем самым спас от верной гибели. «Я покупаю кур после первого цикла, — рассказывает Н.С. — Потом куры входят в линьку, птицефабрике невыгодно их держать, она хочет от них избавиться. Я покупаю их недорого, линька проходит, а у меня взрослые куры. У меня вообще нет молодок». На ферме Алдушина куры живут в вольготных условиях, едят зерно, копают червяков и умирают как правило не от ножа. Падёж 25% в год считается нормальным, у Николая Степановича этот показатель не превышает 16-17%. Бывает, курица съест во дворе что-нибудь не то. Накануне две курицы утонули в луже. Лисы орудуют, опять же. В общем, суровая правда жизни.
«Конечно на птицефабрике им делают прививки, — делится секретами Николай Степанович. — Прививают один раз в возрасте до четырех месяцев». После переезда на ферму больше никаких прививок. Из кормов — пшеница, ячмень, подсолнечный жмых. Еще дают рыбу, ну и конечно то, что курочки сами накопают. «Иногда беру комбикорм, местный, ковровский. Если показатели протеина в партии хорошие. Езжу, сам смотрю» — продолжает рассказ Н.С.
Рассказал Николай Степанович и про свои планы. Хочет завести породистых кур. Пусть яйценоскость меньше, зато для души. И на оставшуюся часть бывшего совхоза у него тоже виды имеются. Отремонтировать, коров завести.
— Точно не останешься? — спросил на прощанье Николай Степанович. — А то бы в баню сходили, экологически чистой водки попили... Ну нет так нет. Заманчивое предложение, — говорю. Но нужно ехать. Спасибо. Интересуюсь, можно ли купить яиц домой. Николай Степанович дарит мне три упаковки, и мы прощаемся. По дороге останавливаюсь на обочине и захожу на 10 минут в лес. Маслята, подберезовики и даже рыжики! Но график, график. Нужно успеть въехать в Москву до пробок...
Community Info