?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Flag Next Entry
Как создают современные текстильные дизайнерские изделия из войлока
helen_stephan wrote in kak_eto_sdelano
Никогда бы не подумала, что старый добрый войлок, из которого делают валенки или грубые попоны и ковры, может стать нежным текстильным современным материалом для изготовления дизайнерской одежды, головных уборов, аксессуаров и украшений. Но так случилось, что в июне я оказалась в Башкирии на праздновании Сабантуя и увидела войлочные картины, украшения и, что меня удивило и поразило – войлочную одежду и головные уборы, выполненные в современном европейском дизайне. Первая мысль – как это сделано? Мастер hand made Зульфия Кульмухаметова поделилась секретом изготовления изделия в технике «нуновойлок» или «нунофелтинг».

0.jpg


Сама мастерица с удовольствием носит свои изделия, которые отличаются ярким сочным холодным колоритом и нежной текстурой. На фото – мастер валяния из войлока Зульфия Кульмухаметова в палантине собственного изготовления.

1.1.jpg

Начало истории войлоковаляния можно отнести к VI—V векам до нашей  эры. В этот период произошло одомашнивание овец, что позволило получать достаточно шерсти, чтобы  использовать её для изготовления предметов одежды и домашней утвари. Ремесло войлоковаляния нашло широкое распространение на территориях массового разведения овец — это горные территории Памира, Тибета, Кавказа, Алтая, Карпат и Средней Азии. В России войлок традиционно ассоциируется с валенками, однако новые тенденции в войлоковалянии встречены с большим интересом и по опросам потребителей около 40% женщин хотели бы иметь в своём гардеробе валяную вещь. Не исключением стала и я. Войлочные изделия просто влюбляют в себя своей теплотой, яркостью, природной искренностью и какой то детской непосредственностью.

На фото – бытовые изделия из войлока, выставленные на празднике Сабантуй. Настенные коврики, игрушки, украшения, выполненные в традиционной этнической технике с национальным башкирским колоритом.

1.2.jpg

А вот и то, что меня заинтересовало – выставка-продажа войлочного текстиля. Взяв у мастерицы визитку и примерив и посмотрев все представленные изделия, я решила заказать изделие, но предварительно посмотреть ассортимент на сайте.

5.jpg

На сайте мастерицы я увидела много интересных дизайнерских изделий – это и жилеты с куртками, и палантины, шарфы, а так же огромный выбор головных уборов отличного качества и европейского дизайна. Особенностью автора является то, что она сочетает в изделии несколько техник, материалов и способов декорирования.На фото работы мастерицы.

2.jpg

Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок, — это шерсть, причём лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.
Еще изделия от Зульфии.

3.jpg

Нунофелтинг или нуновойлок – это приваливание шерсти к ткани. В переводе с японского Nuno – ткань, что дало название модной современной тенденции в области валяния. Этот метод появился не так давно. Его авторами считают австралийского дизайнера текстиля Полли Стирлинг и японского дизайнера Сачико Котако, которые впервые представили изделия в технике нунофелтинг в 1994 году. При валянии волокна шерсти проходят сквозь ткань. Так происходит соединение материалов и образуется одно полотно. Шерсть можно выкладывать поверх рисунка на ткани или приваливать с изнанки ткани. Ткань, выполненную таким способом можно использовать для изготовления одежды  или  для декорирования изделий, создавая очень красивые фактуры.

На фото - авторский палантин.

4.jpg

На следующем фото первый этап войлоковаляния – подбор материала и способа декорирования с применением техники «нунофелтинг». Для работы применяется окрашенная шерсть и ткань из натурального шелка, а так же шелковая цветная пряжа. Мастерица тщательно подбирает материалы, она говорит: «Идеи берутся спонтанно. Может зацепить какая-то бусинка или пуговка, иногда это может быть какой-то элемент в одежде, который хочет заказчица.

Когда я принимаю заказ для меня важно, чтобы не ставили меня в жесткие рамки. Точных повторов не делаю не своих работ и тем более чужих. Творческий человек для себя самого непредсказуем – это про меня. Люблю обговаривать цвет и приблизительный фасон, а там как рука ляжет. А если еще говорят – полностью полагаюсь на ваш вкус, то радости моей нет предела! Если делаю совершенно незнакомому мне человеку, то прошу разрешения на просмотр личных фотографии, по ним создается некий образ у меня в голове, который транслируется через руки в изделие».

6.jpg

Следующий этап – выбор фасона изделия и выкладывание шерсти по контуру. Нужно прочертить края и серединку отдельно, так как вся шерсть при валянии усаживается на 20-40%, и чем тоньше раскладка шерсти, тем больше усядет шарф. Фасон шарфа – бактус. На пупырчатой пленке по контуру выкладываются нити пряжи, а затем выщипанная шерсть.

7.jpg

Так как бактус решено сделать двусторонним, то мастерица выкладывает и вторую сторону. Она комментирует: «Шерсть использую итальянскую, декорирую натуральным шелком, украшаю различными волокнами – волокна шелка, вискозы, и, можно сказать, что процесс декорирования самый приятный и увлекательный в валянии». Очень важно разложить шерсть равномерно, чтобы общий слой получился одинаковой толщины, ширины и плотности, процесс раскладки неторопливый и медитативный.

8.jpg

Процесс декорирования закончен, и мастерица приступает к валянию. Намочив мыльной водой всю шерсть равномерно, она пропитывает шерсть водой движениями, которые должны быть «пульсирующими» вверх-вниз руками, никаких гладящих движений в стороны, чтобы не сдвинуть раскладку. Многие мастерицы используют виброшлифовальную машинку, но Зульфия предпочитает работать вручную.

9.jpg

Следующий этап – это когда мастерица скатывает заготовку в рулон. В итоге войлок и шелк проникают друг в друга, создавая новую, тонкую, но необычно прочную ткань, из которой получаются легкие, красивые жилеты и невесомые палантины.

10.jpg

Затем получившаяся ткань разворачивается и снова прорабатывается руками. Шерсть сцепилась, немного села, дальше – мыть, полоскать,  доваливать и сушить.

11.jpg

Понять, что уже пора заканчивать работу не сложно, во-первых, от шарфика больше не отходят прядки и декор, а лишь одна-две шерстинки при пощипывании, во-вторых – шарфик усел и уплотнился, в-третьих – на просвет будут видны не волокна, а мелкие-мелкие кучеряшки, в-четвёртых – на полотне шарфика появятся мелкие пупырки, фактура. Если совпадут все четыре условия – шарфик готов.

12.jpg

Вот и изделие. Зульфия сама демонстрирует его. Когда то и у этой мастерицы был самый первый раз: «Первое свое украшение я сделала под руководством сына – это он принес мне три разноцветные войлочные бусинки из художественной школы. Мы скатали еще несколько разноцветных шариков, я соединила их более-менее по цвету и размеру, получились яркие бусы. О том, что из войлока можно самой делать такие красивые вещи, которые в прямом смысле хранят тепло рук, я поняла только тогда. До этого для меня существовали только войлочные валенки…».

13.jpg

И еще несколько изделий от Зульфии Кульмухаметовой. На фото – головные уборы и палантины.

14.jpg

Эксклюзивные фетровые шляпы.

15.jpg

А это изделие от Зульфии получила я. Анализируя специфику изготовления изделий из войлока, понимаешь уникальную возможность использовать его как материал и как способ создания произведений искусства, потому что каждое изделие, выполненное в технике валяния, по- своему уникально и неповторимо.

16.jpg

Взят у helen_stephan в Как создают современные текстильные дизайнерские изделия из войлока



promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…