?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Flag Next Entry
Как создавали мультфильм "Бременские музыканты"
кэс серый
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Более 45 лет назад на экраны Советского Союза вышел абсолютно нетипичный для того времени мультфильм – «Бременские музыканты».



Сегодня в kak_eto_sdelano мы расскажем о том, как создавался легендарный мультфильм.


Смелая история четырех музыкантов а-ля «Битлз», которые во главе со своим руководителем — Трубадуром колесили по всему королевству, была «глотком свободы» не столько для детей, сколько для советских взрослых.

По словам поэта Юрия Энтина, который сочинил стихи ко всем песням, звучащим в «Бременских музыкантах», идея создать этот «мульт-мюзикл» пришла создателям внезапно и совершенно спонтанно: «На дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы.



А еще мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое.» И сегодня, спустя уже почти полвека с момента появления мультфильма, можно смело утверждать, что творческий «порыв души» удался на все 100%.

Сначала сценарий мультфильма вызывал ужас. Режиссер мультфильма, Инесса Ковалевская рассказывает: «Когда я прочитала сценарий о четырех зверях, которые бродят по миру, встречают разбойников, пугают их, а затем поселяются в их домике, я пришла в ужас.



Зато такой бред еще не экранизировали, да и мультфильм предполагалось сделать необычный — в форме мюзикла. И я решила — берусь! Только капельку переделаю…» К переделке основательно приложил руку Василий Ливанов, как автор сценария. Именно он предложил сделать худруком самодеятельного «животного» ансамбля — человека – Трубадура.



А композитора Геннадия Гладкова вдруг осенило: «В сказке должна быть любовь!» Так в мультфильме появилась Принцесса. Ну, а как же Принцесса да без Короля, его свиты и Охраны? Так постепенно и родились все персонажи этой истории. Когда уже готовый сценарий показали руководству «Союзмультфильма», ничего из ряда вон выходящего оно не заметило и мультфильм пошел в работу.

574496



Как рисовали Трубадура

В черновом варианте все герои мультфильма выглядели более чем прилично. Принцесса в пышных кружевах, Трубадур в шутовском колпаке, вычурные дворцовые палаты. Но вскоре витавший в воздухе в то время «дух хиппи» сделал свое дело, и облики главных героев претерпели значительные изменения. Ковалевская вспоминает: «В каком-то заграничном журнале я увидела блондина с прической под «Битлз» и джинсах-клеш.



И там же — девочку в ультракоротком красном платьице. Они настолько потрясли мое воображение, что через несколько дней я чуть ли не в ультимативной форме заявила нашему художнику: «Вот какими должны быть Трубадур и Принцесса!» К счастью, он радостно меня поддержал». Интересно, что Принцесса имеет свой, вполне реальный прототип.





Ее рисовали с супруги Юрия Энтина. Как рассказывает сам поэт: «То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я ей купил за сорок рублей, в нем она и была на свадьбе. А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями». Художники-мультипликаторы долго ломали голову над образами разбойников. Ну, никак они не могли подобрать достойных персонажей.





Разбойников рисовали и косыми, и хромыми, и рыжими и одноглазыми – все не то. А как-то раз в студию попал календарь с изображением знаменитой кино-троицы: Вицин, Моргунов и Никулин. С того самого момента «судьба» разбойников была решена.



Почему Анофриев?

Голосом Трубадура по планам создателей мультфильма должен был стать Олег Анофриев. Озвучивать Принцессу предложили солистке популярного в то время квартета «Аккорд» — Зое Харабадзе, а петь за Атаманшу – Зиновию Гердту. Но, в назначенное время в студии звукозаписи появился лишь Олег Анофриев и то, для того чтобы предупредить операторов, что он заболел и не сможет записываться.



Гораздо позже в студию дозвонился Зиновий Гердт и попросил перенести запись, так как сегодня он не сможет работать. А Зоя Харабадзе вообще отказалась от участия в работе над мультфильмом, не сочтя нужным даже дать какие-либо объяснения. Режиссер не могла переносить озвучивание мультика, сроки сдачи уже «горели» и Ковалевская с трудом уговорила Анофриева петь одного.



Певец рассказывает: «Я сперва посопротивлялся, но мне и самому вдруг стало интересно: смогу ли я один озвучить всех героев. Мы попробовали, и я настолько вошел во вкус, что хотел спеть даже за Принцессу! Жаль, авторы не дали: они, оказывается, по-быстрому договорились со знакомой певицей Эльмирой Жерздевой.



Мы работали всю ночь. А когда под утро я измерил температуру, градусник показал 36,6. Вот она, великая сила искусства!»

«Бременские музыканты» виноваты в развале страны?

Мультфильм с ярко выраженным «хипповским» сюжетом на удивление легко прошел строгую цензуру «Союзмультфильма». Но потом начались сложности. «Как можно показывать детям мультики, в которых поют: «Мы — разбойники, разбойники, разбойники. Пиф-паф — и вы покойники, покойники, покойники!» — возмущались зрители старшего поколения.



А некоторые режиссеры даже утверждали, что «Бременские музыканты» пагубно влияют на советскую молодежь и даже (!) приближают развал страны. И, как и следовало ожидать, творческий коллектив «Бременских музыкантов» обвинили в пропаганде «тлетворного влияния Запада» официально, и мультфильм, несмотря на всю свою популярность, не удостоился ни одной награды.



А режиссера Инессу Ковалевскую из-за «ужасного видеоряда и ярко проявленного непрофессионализма» даже не приняли в Союз кинематографистов. Юрий Энтин рассказывает: «Камни в наш огород швыряли все кому не лень. Помню, мы очень болезненно воспринимали критику. Но прошли годы — и теперь я вспоминаю время нашей шальной молодости и бунтарства с нежностью».



«Нам дворцов заманчивые своды»…

Олег Анофриев тоже пострадал от бунтарского духа «Бременских музыкантов». Дело в том, что вскоре после выхода мультфильма, он был приглашен в Кремлевский дворец съездов, выступить в большом правительственном концерте. Песни из мультфильма не были включены в концертный репертуар.

Но тут, войдя в образ, Анофриев, указывая рукой на правительственные трибуны, прямо со сцены пропел: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!». Чиновники оскорбились. В итоге, следующие несколько лет Олег Анофриев нигде не записывался и не выступал. Гнев власть имущих был очень силен. Певца даже отстранили от озвучивания продолжения мультфильма «По следам бременских музыкантов». Во второй части Трубадура и других персонажей озвучивал уже Муслим Магомаев.



Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png


promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Отличный мультфильм. Вот только авторы по привычке не по делу матерят "кговавый режым", это уже надоело.

Сняли мульт "вопреки". Хотя гос-структуры не возражали, ругались только другие режиссеры-завистники, коллеги по цеху. Модных журналов было предостаточно (у моей мамы тоже были, да, это не редкость была в те годы). "Запретные" платья показали, хотя точно такое же платье купила супруга Энтина за 40 рублей и спокойно в нём ходила, в ГУЛАГ за это не сослали, как и продавцов торговавшим такими платьями =)) И вообще - такие платья в то время мелькали во всех фильмах, мода такая была. Правильная мода, мне нравится. =)) И на многих фотографиях тех времен полно девушек в таких - у меня и фото собственной матери в таком платье (только белом а не красном) есть. Ну и т.д.

90-е уже прошли, может хватит ругать "совок"? Это уже реально надоело и глупо выглядит.

З.Ы. Я не к автору поста - я к тем кто по старой привычке сомовыражался в интервью. Это было в тренде в 90-е, но может хватит уже?

Edited at 2016-07-07 04:31 am (UTC)

после слов "глоток свободы" уже было ясно о чем будет дальше


Да надоело это уже всем. Сразу же любому ясно что там будут дальше свистеть.

Я не утверждаю что СССР (особенно в последние годы) был конфеткой. Да и раньше тоже не идеал. Но уж так свистеть то не надо =))

И в каком году в СССР, в первый раз, выступила НАСТОЯЩАЯ ЗАПАДНАЯ РОК-ГРУППА? Всякие Доули Фэмили, Липс и прочяя шняга невсчет)))

Что значит "не в счет"? Все кто выступали в СССР - ненастоящие? И Pink Floyd не настоящие рокеры, даааа.. И Scorpions какие-то не такие.

Все пластинки толковых рок-групп продавались легко в магазинах, еще со времён битлов. Не огромными тиражами конечно (надо было караулить завоз или платить втридорого спекулянтам если прозевал) Но выпускались и продавались открыто.

Тут ключевое слово "толковых". Откровенных нариков, фриков, гомосеков, истеричных каннибалов не пускали на музыкальный рынок, факт. Если их запретят и сейчас - я не расстроюсь, честное слово.

Edited at 2016-07-07 01:42 pm (UTC)

Все пластинки толковых рок-групп продавались легко

В 1989 году СССР был уже не торт)))

Все пластинки толковых рок-групп продавались легко в

Т.е. с 1970 года? И в каком году вы купили в "Мелодии" (но не с рук) свой первый Floyd или Zeppelin?

Re: Все пластинки толковых рок-групп продавались легко

В 1970-ом меня еще на свете не было. А родителей рок не интересовал. =)

> Все пластинки толковых рок-групп продавались легко в магазинах, еще со времён битлов. Не огромными тиражами конечно (надо было караулить завоз или платить втридорого спекулянтам если прозевал) Но выпускались и продавались открыто.

Продавались-то они, наверное, легко, вот покупались очень трудно.

Еще бы. Тем более что спекулянты их сносили с прилавков сразу, потом барыжили втихаря.

Ну и зачем тогда рассказывать сказки про "легко"?

Все кому надо - доставали что хотели. Перезаписывали, если не могли достать оригинал.

Просто обожаю, когда меня убеждают, что я помню не то, что якобы было на самом деле. Дефицит записей был непреодолим даже для тех, кто должен бы их слушать просто по профессии. Не только с забугорными вещями была ЖОзеффина ПАвловна, но если студям в нашей же консерватории надо было послушать записи нашего же Чайковского оркестром нашего же Мравинского --- это им был тот ещё квест.

Ну значит искать не умели =) На бобинах в перезаписи было что угодно. Включая DOORS, у меня было, да. Достал не особо напрягаясь. Ну ладно я, я молодой же был, ужэе 80-е пошли. Но у дяди-хиппи вся музыка 60-ых, 70-ых была. А так же "на костях" было - в смысле на рентгеновских снимках нарезали звуковую дорожку от грампластинки. Ну это я уже не видал =))

Качество конечно было не шикарное, но при желании достать - не проблема.

И не рассказывайте мне что "стиляги" отплясывали под Утёсова. Доставали записи, пластинки. Повсеместно. Почему конкретно у вас были проблемы - не возьмусь судить.

Edited at 2016-07-08 07:43 am (UTC)

Вот совершенно согласен. "Совок" - он в некоторых головах, которых по-счастью становится всё меньше. Геббельсовские мантры - сейчас уже малоприличные.

  • 1