?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Flag Next Entry
Как снимали фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"
кэс серо-зеленый
aslan wrote in kak_eto_sdelano
В августе 1965 года на экраны страны вышел фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" режиссера Леонида Гайдая, который состоял из трех самостоятельных новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Все они объединены фигурой главного героя — простоватого и неунывающего студента Шурика.



А всё начиналось так.


В начале 1964 года Гайдай знакомится с двумя сценаристами: Морисом Слободским и Яковом Костюковским. Они предлагают режиссёру сценарий "Несерьезные истории" включющий в себя две киноновеллы про студента очкарика Владика Арькова. В первой новелле он перевоспитывает некоего Мрачного типа, который с прохладцей относится к своей работе, не вежлив с дамами и т. п. Во второй новелле Владик устраивается репетитором и готовит к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей - оболтуса Илюшу, мечтавшего уехать из своей мещанской семьи куда-нибудь подальше. Гайдай присоединяется к созданию сценария.


Сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский

10 марта 1964 года во 2-м творческом объединении киностудии "Мосфильм" была принята заявка на сценарий "Несерьезные истории" и с его авторами заключили договор. 25 марта был одобрен литературный сценарий и дано "добро" на запуск его в режиссерскую разработку. Правда литературный сценарий уже сильно отличался от первоначальной заявки: имя студента осталось прежним - Владик Арьков, однако сюжет новелл изменился и приобрел ту основу, которая хорошо знакома нам по фильму.

В первой новелле - "Напарник" Владик перевоспитывает тунеядца-"пятнадцатисуточника" на стройке, во второй - "Весеннее наваждение" - влюбляется в период экзаменационной сессии в девушку Лиду (эту новеллу Гайдай "подсмотрел" в польском журнале "Шпильки").

Но поскольку двух новелл явно недоставало для полнометражного фильма, то сценаристам было дано задание придумать третью, причем в ней необходимо было скрестить нового героя – Владика – со старыми – троицей Балбес–Трус–Бывалый, которая так полюбилась зрителям и с которой Гайдай не собирался расставаться. После месяца напряженной работы на свет явилась новелла "Операция "Ы": на этот раз Владику, единственному "сквозному" герою всех трех новелл, предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.

С 1 июня начались кинопробы актеров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски главного героя – студента Владика. В одной только Москве Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были актеры, которые вскоре стали знаменитыми: Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Всеволод Абдулов, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев, Евгений Петросян, Андрей Миронов (с последним велись только переговоры).


Фотопробы Евгения Петросяна на роль Владика Арыкова

В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался.


Фотопробы Валерия Носика на роль Владика Арыкова

Не совсем устраивал его и Михаил Пуговкин, которого худсовет рекомендовал на роль Верзилы в первую новеллу. Помог, как всегда, случай.
Еще во время работы над сценарием Гайдай пришел к убеждению, что главного героя он будет списывать... с себя. Вот почему даже внешне Владик Арьков был выписан в сценарии как копия Гайдая: длинный юноша в очках. Как заметит много позже жена режиссера Нина Гребешкова: «Владик – это сам Леонид Иович. Все его поступки, жесты. Конечно, актер преломил их через себя. Но образ шел от Лени. Он действительно был таким – нескладный, наивный и очень порядочный».

Рекомендованный Гайдаю Валерий Носик под выписанный Гайдаем образ явно не подходил.

И тут кто-то в съемочной группе произнес фамилию молодого актера Александра Демьяненко. Взглянув на его фотографию, Гайдай мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой. В итоге 11 июля Гайдай отправляется в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом. Актер потом вспоминал: «Я как прочел сценарий «Операции «Ы», понял, что фильм обречен на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было».


Леонид Гайдай и Александр Демьяненко

Из Питера Гайдай привез еще одного ленинградского актера, которого хорошо знал по совместной работе в «Деловых людях» Алексея Смирнова. Его он хотел попробовать на роль Верзилы вместо Пуговкина. Последнего забраковал художественный руководитель 2-го творческого объединения Иван Пырьев, который, посмотрев пробы, заявил: «Для этой роли такая бандитская физиономия, как у Пуговкина, не годится!» В итоге Пуговкину достанется роль прораба



на которую изначально пробовался Владимир Высоцкий.


Фотопробы Владимира Высоцкого на роль прораба

Тогда же Гайдай найдет и актрису на главную роль во второй новелле – Наталью Селезневу.


Фотопробы Натальи Селезнёвой на роль Лиды

Селезнева пришла на пробы без всякой надежды на успех, перед этим хорошо проведя время на пляже. Едва она вошла в павильон, Гайдай предложил ей пройти весьма рискованный тест: раздеться перед камерой. Актриса заколебалась. Тогда Гайдай произнес роковую фразу: «Вы мне, конечно, нравитесь, но мне кажется, что фигура у вас не очень-то...» Тут в Селезневой взыграло самолюбие, и она скинула платье, оставшись в одном купальнике.



И тут же была утверждена на роль скромной советской студентки.



Худсовет 2-го объединения просмотрел эти пробы и поставил точку – утвердил актеров на главные роли: Шурик – Демьяненко, Верзила – Смирнов, прораб – Пуговкин, Лида – Селезнева.



А бедолага Валерий Носик сыграет эпизодическую роль студента-картежника, сдающего экзамены в новелле «Наваждение».



К началу съёмок Владик неожиданно (по цензурным соображениям) становится Шуриком – Владика забраковала политическая цензура с аргументом, что Владик это Владлен, а Владлен это Владимир Ленин. Нельзя комического героя называть именем вождя мирового пролетариата.

Первый съемочный день фильма «Операция «Ы» датирован 27 июля. В тот день на территории «Мосфильма» снимали эпизод «во дворе милиции» с участием массовки (она изображала тунеядцев-алкоголиков) и двух актеров: Смирнова (Верзила) и Владимира Басова (милиционер).



В этот эпизод Гайдай вставил случай из собственной биографии — это касается сцены, во время которой арестованных на пятнадцать суток распределяют на трудовые работы. Правда, в его жизни это было связано с войной. В иркутский театр, где он работал во время войны, приехал военком.
Всех мужчин построили, и он спросил: «Кто хочет на фронт?» Все сделали шаг вперед. Тогда военком сказал: «Для начала будем брать тех, кто знает немецкий язык». Шаг вперед сделал только один человек — Леонид Иович. Гайдай и сам сыграл здесь маленькую роль — во многих изданиях пишут,что это роль алкоголика, который произносит фразу: «Огласите весь список, пожалуйста!». Но на самом деле это непрофессиональный актер Олег Скворцов, а Гайдай сыграл другого, менее заметного задержанного



30 июля группа перебазировалась на одну из строительных площадок в Свиблово, чтобы начать съемку эпизодов «на стройке». Весь август и сентябрь группа работала в нервном режиме. Подводили киношников то погода, то техника, то плохая пленка. В итоге 3 октября Гайдай вместе с оператором и художником вылетели в Баку, чтобы выбрать места для натурных съемок, так как в Москве погода испортилась окончательно и бесповоротно.

Однако и в столице Азербайджана погода оказалась не лучше. Тогда выбор пал на Одессу. Съемки в Одессе начались 21 октября. Но и там группу продолжал преследовать злой рок: назначенная на этот день съемка была отменена из-за внезапной болезни Демьяненко: простой длился до 25 октября. А когда съемки возобновились, то внезапно испортилась погода и объект «у дома Лиды» (Пролетарский бульвар, 22) пришлось снимать в несколько заходов.



В Одессе продолжили снимать и первую новеллу. В районе Новые Черемушки (в Одессе тоже есть такой) снимали, в частности, эпизод, где Шурик угодил в битум. Но и здесь без происшествий не обошлось: из-за чьей-то неосторожности битум внезапно загорелся. Тушили пожар и строители, и киношники. Съемки в Одессе продолжались до 22 ноября.



Затем группа вернулась в Москву – на «Мосфильме» снимали «квартиру Лиды».



12 декабря группа переезжает в Ленинград, где должна была сниматься третья новелла. Однако и там погода не порадовала. 14 декабря к месту предстоящей съемки 10 самосвалов привезли снег, но он весь растаял еще до начала съемок. Было принято решение заменить снег подручными материалами – ватой, нафталином.

Когда все было готово, то, чтобы «снег» не разнесло ветром, снимать начали... с конца. С эпизода, когда старушка «божий одуванчик» прибегает на склад и застает там четырех спящих мужиков: Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого и мышку, которую принес дрессировщик Князев. Кстати, мышку больше всего ругали на худсовете и хотели вырезать ее из картины, но режиссер отстоял серую артистку.



12 января состоялось заседание худсовета 2-го объединения, на котором был просмотрен отснятый материал. Именно на этом заседании Иван Пырьев предложил поменять название фильма «Смешные истории» на «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика».

Тем временем съемки фильма продолжаются. 21 января в павильоне № 13 «Мосфильма» снимали «логово троицы»: это там Балбес поет песню «Постой, паровоз...», а Трус тренируется сначала на своих напарниках, а потом на фарфоровых кошках



Цензура блатную песню пропускать сначала не хотела, но Гайдай отстоял её убрав один куплет, который, по словам сценариста Якова Костюковского звучал приблизительно так:

Пусть гадом я буду
Я пилку достану
Решетку я ей перепилю
Пускай луна светит своим коварным светом
Но я из тюряги убегу


1 февраля в павильоне № 8 начали снимать эпизоды «ограбление склада». Вспоминает Юрий Никулин: «Для эпизода «Бой на рапирах» пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал: – Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия».



Тогда-то Гайдай и придумал эпизод, как Шурик протыкает Балбеса шпагой, у того появляется кровь, которая потом оказывается вином из спрятанной за пазухой бутылки.



А помните, в третьей новелле, в эпизоде погони на складе, Балбес натыкается на скелет? Было снято восемь вариантов этой сцены. Во время одного из дублей Никулин решил похулиганить - взял и сунул палец между открытыми челюстями (что не было предусмотрено сценарием), а те вдруг, сомкнувшись, щелкнули. Камера сняла эту импровизацию, которая вошла в фильм



25 февраля состоялся худсовет, на котором обсуждалась третья новелла фильма. Приведу отрывок из выступления художественного руководителя 2-го творческого объединения «Мосфильма» Ивана Пырьева: «В комедии главное – четкость и тактичность в поведении. Но иногда этой тактичности исполнения и не хватает. Вот Моргунов. Он не смешон, а часто неприятен. То же самое случается и с Вициным. Его манера поведения была прекрасной в «Псе Барбосе», здесь же многое кажется фальшивым. Нельзя все время работать на одной и той же краске... В этом отношении прекрасен Никулин. В каждой сцене он оригинален, но и всегда разный...»



На следующем худсовет, после просмотра всей картины Пырьев потребовал «кончать снимать Моргунова и Пуговкина. Они не интересны и надоели...». После чего другая инстанция – сценарно-редакционная коллегия – потребовала от Гайдая вырезать ряд эпизодов, в частности, когда «негр» Верзила гоняется за Шуриком и когда студенты сдают экзамены. Но Гайдай оставил все как есть. Чуть позже ему это припомнили, когда присваивали категорию фильму. 2 июля комиссия по определению группы отнесла «Операцию «Ы» ко 2-й категории.



8 июля 1965 года генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин и художественный руководитель 2го творческого объединения И. Пырьев пишут письмо председателю Государственного комитета СМ СССР по кинематографии А. Романову, в котором заявляют, что фильм Леонида Гайдая заслуживает самой высокой оценки. Цитата из письма: «В данном случае, как нам кажется, принцип объективности и беспристрастности был нарушен в первую очередь потому, что за пренебрежительной оценкой фильма «Операция «Ы» кроется пренебрежительное отношение к комедии вообще и эксцентриаде в особенности.

Ни многочисленные призывы печати, ни настойчивые пожелания зрителей, просящих, требующих новых и хороших кинокомедий, не могут опровергнуть все еще бытующего убеждения, что комическое в искусстве, комическое в кино есть жанр несерьезный и низкий...». Это письмо возымело-таки действие – фильму дали 1-ю категорию.



Фильм «Операция «Ы» вышел на экраны страны в середине августа 1965 года. Зрители встретили его восторженно. Свидетельством тому и рекордное за всю историю советского кинематографа (на тот момент) число зрителей, посмотревших картину, – 69 миллионов 600 тысяч.

Взят у dubikvit в Как снимали "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика"

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png



promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Один из любимых фильмов!

+1 и еще Иван Васильевич меняет профессию :-)

Ну... За Юмор! По пиисят...

Обед для "декабристов"

"Напарник" это комедия о "декабристах", так в народе звали осужденных на 15 суток. Привезли обед Верзиле: харчо, шашлык, компот... А добросовестный рабочий - студент Шурик довольсьвуется бутылочкой кефира с булкой. Сюжет уникальный.
Закон об аресте на 15 суток был принят в декабре 1957 года. Арестованных вначале кормили действительно сытно, но после возмущений граждан "за что их так кормят" перевели на скромное довольствие.

Ай-яй-яй дедушка в милиции одет в вышыванку. Придется этот фильм запретить на кукарине.

Дедушка с усами- это жертва кровавого режыма. Угодил на 15 суток за политическую борьбу.
Так что это- норм.
А вот то что в вышиванке прораб, хвастающийся достижениями советского народного хозяйства- вот это явная зрада!

Думаю про Владика-Владлена-Ленина байка. Скорее всего Владик стал Шуриком потому, что Демьяненко и был Шуриком. Его на сьемочной площадке звали Шуриком и это закрепилось, понравилось и перешло в фильм.

А мне что то про скелет не верится, что он сам щелкнул челюстью. С чего ему щелкать, у него что там- пружина что ли?) Да еще и камера удачно при этом оказалась рядом.

Очень интересно, с удовольствием прочел про любимый фильм!

вот умели же раньше смешно снимать))

Демьяненко бездарнейший актёр,должен быть благодарен Гадаю за хотя бы одну запоминающуюся роль.

Завидовать некрасиво.

«Огласите весь список, пожалуйста!» - я многие годы думала, что это Евгений Евстигнеев

Единственное, что всегда смущало - это сцена боя на рапирах. Рапира не могла проткнуть или разбить бутылку. Это же стекло, причём круглое и довольно толстое. Тут либо сила и скорость удара космическая (достойная лучших сцен аниме), либо кончик проскальзывает по бутыли и протыкает грудную клетку. Был бы это был меч или хотя бы увесистая шпага, ну или вместо бутыли была кожаная фляга, к примеру, сцена была бы более правдоподобной.

(Deleted comment)
Петросян=Шурик? Слава богу, что нет. Иначе петросяновщина началась бы 30 годами раньше.

Абсолютный шедевр. А как воспринимался в 65-м, в кино! (мой 1 класс, если не путаю). Просто созвездие исключительных актёров. А когда вышла "Кавказская пленница" - даже песни все запомнили с одного просмотра! "Бриллиантовая рука", "12 стульев" - сплошной восторг. А вот позднейшие - уже всё слабее... Совершенно не разделяю восторгов по "Ивану Васильевичу".

а мне кажется иван иван васильевич это вершина гайдая.там вообще фильм растащен на крылатые выражения полностью.а потом уже его творчество пошло под откос.да и операция ы все таки неравнозначный продукт.новелла на стройке да.сильная.остальные послабее.ну это уж каждому как говорится свое

Отличный фильм. Смеёмся и сейчас!

  • 1