Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как производят и испытывают двигатели для ракет и самолетов
кэс черный
aslan wrote in kak_eto_sdelano
ОАО «Кузнецов» является ведущим двигателестроительным предприятием России. Здесь осуществляется проектирование, изготовление и ремонт ракетных, авиационных и газотурбинных установок для газовой отрасли и энергетики.



С этими двигателями были запущены пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и автоматические транспортные грузовые космические аппараты «Прогресс». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД107/108 и их модификаций, произведённых в Самаре.


Продукция завода имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации России. На «Кузнецове» были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели НК-12 для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, НК-25 для бомбардировщиков Ту-22М3 и НК-32 для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.

Сегодня перед самарским предприятием стоят задачи по возобновлению производства двигателей НК-32 серии 02, росту объёмов производства ракетных двигателей, повышению надёжности индустриальных двигателей для ОАО «Газпром», развитию перспективных авиационных разработок.

1. 55 лет назад в Самаре начали серийно производить ракетные двигатели, которые не только подняли на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина, но и вот уже более полувека используются российской космонавтикой и тяжелой авиацией. Предприятие «Кузнецов», которое входит в Госкорпорацию Ростех, объединило несколько крупных самарских заводов. Сначала они занимались производством и обслуживанием двигателей для ракетоносителей ракет «Восток» и «Восход», сейчас - для «Союза». Второе направление работы «Кузнецова» сегодня - силовые установки для самолетов.

ОАО «Кузнецов» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).


2. Механообрабатывающее производство.

Это один из начальных этапов процесса производства двигателя. Здесь сконцентрировано высокоточное обрабатывающее и контрольно-испытательное оборудование. Например, фрезерный обрабатывающий центр DMU-160 FD, способен обрабатывать крупногабаритные детали сложной формы диаметром до 1,6 метра и весом до 2 тонн.


3. Оборудование эксплуатируется в 3 смены.


4. Обработка статорных колец компрессора двигателя НК-32 на токарно-карусельном станке.


5. НК-32 устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160, а НК-32-1 в 1996 г. - на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ.


6. Скорость установки позволяет обрабатывать швы до 100 метров в минуту.


7. Металлургическое производство.

Этот участок способен отливать заготовки диаметром до 1600 мм и весом до 1500 кг, необходимые для корпусных деталей газотурбинных двигателей индустриального и авиационного применения. На фото показан процесс заливки детали в вакуумно-плавильной печи.


8. Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.


9. Контроль литья методом ЛЮМ-А.


10. Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.


11. Испытания представляют собой процесс охлаждения ванны со спиртом с помощью жидкого азота до указанной температуры.


12. Участок сборки моделей лопаток в модельный блок.


13.


14. Контроль профиля компрессорной лопатки.


15. Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.


16. Нанесение керамики на модель лопаток.


17. Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975°C.


18. Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.


19. Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.


20. «Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.


21. Сборка рулевого агрегата РД. Устанавливается совместно с маршевыми двигателями РД-107А/РД-108А для управления и корректировки вектором тяги.


22. Камеры сгорания.


23. Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.


24. Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги.

Новым направлением развития ОАО «Кузнецов» является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3/НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361.


25. Первый опытный экземпляр газотурбовоза с двигателем НК-361 в 2009 году во время испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке провел состав весом более 15 тысяч тонн, состоящий из 158 вагонов, установив тем самым мировой рекорд.


26. Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.


27. Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.


28. Двигатель НК-25 — турбореактивный двигатель для самолета Ту-22М3, основного российского бомбардировщика средней дальности. Наряду с НК-32 долгое время является одним из самых мощных авиационных двигателей в мире.


29. Обвязка двигателя НК-25.


30. Контроль оболочки двигателя НК-32 перед сборкой.


31. Топливный коллектор форсажной камеры.


32.


33. Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ.

Газотурбинный двигатель НК-14СТ используется в составе агрегата для транспортировки газа. Интересно то, что двигатель использует природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Является модификацией двигателя НК-12, который устанавливался на стратегический бомбардировщик Ту-95.


34. Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей.

Здесь производится сборка двигателей РД-107А/РД-108А разработки ОАО «НПО «Энергомаш». Этими двигательными установками оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз».
Принципы работы РД-107 и РД-108 схожи, но назначение разное. Сто седьмой стоит на первой ступени ракеты, а сто восьмой - на второй.


35. Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, по пилотируемым пускам – 100%. Надежность двигателей – 99,8%. Запуски ракет-носителей с двигателями ОАО «Кузнецов» осуществляются с трех космодромов – Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия) и Куру (Французская Гвиана). Стартовый комплекс под «Союзы» также будет построен на российском космодроме «Восточный» (Амурская область).


36. Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.


37. Проверка комплектации ракетного двигателя при сборке.


38. Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.


39. Здесь же, в цехе, ведутся работы по адаптации и сборке ракетного двигателя НК-33, предназначенного для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».


40. Двигатель НК-33 — один из тех, что планировалось уничтожить после закрытия лунной программы. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге.


41. Выполнение операции по термоусаживанию защитной трубки провода авиационного жгута.


42. Подготовка к распайке контактов жгута в электроразъеме авиационного кабеля.


43.


44. В цехе окончательной сборки ракетных двигателей расположена целая галерея с фотографиями советских и российских космонавтов, которые отправлялись в космос на ракетах с самарскими двигателями.


45. Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.


46. Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.


47. Пультовая испытательного стенда.


48. Пьезометры. Применяются для измерения перепада и низких давлений при испытании газотурбинных двигателей.


49. Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.


50. Ракетный двигатель РД-107А/108А на стенде. За несколько минут до начала огневых испытаний.

Подтвердить почти стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. Его крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль.


51. За более чем полвека работы на «Кузнецов» было выпущено около 10 тысяч жидкостных ракетных двигателей восьми модификаций, которые вывели в космос более 1800 ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».


52. По минутной готовности в систему охлаждения факела подается вода, создается водяной ковер, который уменьшает температуру факела и шум от работающего двигателя.


53. При испытании двигателя производится регистрация около 250 параметров, по которым оценивается качество изготовления двигателя.


54. Наклонные огневые испытания серийного ракетного двигателя на испытательном комплексе ОАО «Кузнецов» в поселке Винтай.


55. Коллектив расчетной группы производит обработку полученной информации и выдает протокол испытаний. По полученным данным инженерным составом производится оценка результатов испытаний и дается заключение о его пригодности для установки на ракету-носитель.


56. Подготовка двигателя на стенде длится несколько часов. Производится его обвязка датчиками, проверка их работоспособности, опрессовка магистралей, комплексные проверки работы автоматики стенда и двигателя.


57. Контрольно-технологические испытания длятся около минуты. За это время сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.


58. Испытания окончены. После этого двигатель отправляется в сборочный цех, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют заказчику – на АО «РКЦ «Прогресс». Там его устанавливают на ступени ракеты.


59.


Благодарю пресс-центр ОАО "Кузнецов", в частности, Мельникову Янину за помощь в создании репортажа!

Взят у gelio в ОАО «Кузнецов». Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 46
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Так вот что пугает когда ночью мимо Винтая проезжаешь. Чуть в штаны не наложил!

ночью испытания не проводятся

9 вечера зимой когда уже темным-темно уже можно считать ночью

ага, как же, не проводятся, особенно в час ночи.

а сирена и зарево - это ночной клуб там, наверное.

ну это крутое производство, здесь Россия в лидерах, сказать нечего


Edited at 2016-03-30 05:43 am (UTC)

Здорово, спасибо за репортаж.

Рассказывали, как работники завода по указанию генерального прятали 33 от "резчиков". Тем самым и умудрились спасти и оснастку и готовые полуфабрикаты от государственных варваров. Надо сказать спасибо именно этим людям.

(Deleted comment)
на первом фото видно, там мощные бетонные сдерживатели

Сильно. Есть чем гордиться!

Чем гордиться? Идиотизмом?
Сначала купить станки у вероятного противника, а потом на этих станках делать двигатели для бомбардировщиков, для уничтожения вероятного противника.

Не ссы, на фотках один импортный станок остальные наши это видно.) Ну ещё Bosсhем тётка провода греет. Санкцируют bosch, будем над газом термоусаживать или над костром.))

ОАО Кузнецов это остатки от завода имени Фрунзе и НПО Труд ( которым и руководил Кузнецов ). Фрунзе развалился ( а вернее его ушатали ) , от Труда остались рога и копыта . Вот и создали ОАО . А сколько предприятий просто ушли в хлам . Тот же Винтайский завод . Где испытывают эти двиглы ( фото стенда в лесу ). Там целый поселок строили под эту тему .Сейчас все развалилось . Пытались продать , не берет никто . Такие мощнейшие предприятия умудрились засадить в хлам . Фантасты . А так да картинки красивые . Пока есть что снимать .

какие театральные стоны ни о чем
продукция выпускается в требуемом количестве, факт, кто востребован - успешно трудится, остальное - лирика

Кем востребован? Успех ракеты Союз именно теперь на спаде. И главные достоинства: надежность, но и дешевизна. А дешевизна при снижении выпуска и отсутствии новых разработок - закономерный развал. Предприятие давно сокращается, а это не вечно.

Спрос, объем потребления диктует. Раз справляются со спросом - отлично!
Кому нужны сто-миллионов чугунных сковородок? Какие бы они качественные, дешевые и технологичные не были бы (вспоминаем СССР периода развала)
Зачем нам 3-5 заводов заданного профиля, если на их продукцию спроса нет и не скоро будет.

Вы явно не с позиции рынка вещаете. Если типа государственник, то такой Вам аргумент: массовая работа впустую - мы все беднее станем, разорится и страна и социалка, всё.

Спрос, как видим, шире. Есть спрос на современный носитель, например.

Потому спрос на Союз падает. А будет ли спрос на Союз 2.1В, когда SpaceX справится с очередью своих заказчиков?

Какая очередь заказчиков, такой и спрос (или их отсутствие).
Всё и все на своем месте, вот и славно.

Есть же, например, технологии продаж, а не просто вот это лучше, а это хуже (по характеристикам).
Работая в продажах в более простой области, чем космос, отдельные объекты попадаются стоимостью с приличный спутник и их количество строго ограничено в масштабах не только России, но и в мире. Соответственно понятно, что самарцам удваивать-утраивать производство нет ни какого смысла вообще.

Очередь у Ariane и Falcon. Теперь что-то утраивать смысла нет. А когда-то надо было обеспечивать возможность сегодняшнего развития, раз уж это чуть не единственное в отрасли доходное и устойчивое производство.

Знакомьтесь с экономическими понятиями, вроде амортизации основных фондов. Экономика немного сложнее примера, когда "у вас есть пять яблок".

Какие у самарцев продажи, такое и производство, а не наоборот. Причем с видением на 10-15 лет вперед у них. Вы просто не пытайтесь своим недовольством реальную ситуацию поставить на голову. Простите, но я в b2b-продажах и масса производственников-партнеров, все со своими историями.

Вы и ваше довольство пытаетесь выдать уход из с большими расходами завоеванного рынка услуг вывода за естественный ход вещей. Естественно, если бы Союзов на этом рынке не было бы никогда. Достижения 20-летней давности не естественны.

У вас нет никакого авторитета, просто поверьте. Факт не в снижении спроса, а в том, что этот спрос стали иначе удовлетворять. Дело не в одном SpaceX даже. Кто почивает, не вкладывается в развитие, того доканывают ошибки.

[У вас нет никакого авторитета, просто поверьте. Факт не в...]
Не, всё гораздо прозаичнее - я тружусь в одной из российских дочерних структур одной компании, про которую в Википедии скромно написано в первом же абзаце статьи "Крупнейший химический концерн в мире" и которому стукнуло 150 лет в этом году, а он всё живет, растет и здравствует. Это неоспоримый факт как-то.
Так что, как завоевывать рынки и в национальных и в мировых масштабах самой передовой и технологичной продукцией со стоимостью в миллионы долларов каждой сделки, мои наставники и коллеги по деятельности знают не понаслышке. Ну и я маленько у них подучился за прошедшие годы, сейчас руководитель подразделения. Ошибок и заблуждений с определениями вроде нет, то б меня уволили за проф.некомпетентность.
Так что извините, заклинания "просто поверьте" ни как не прилагаются.
Еще раз повторюсь, в крупных, дорогих продуктах типа этих самых ракетных двигателей, сначала организуются продажи на годы вперед, а только вслед им пропорционально масштабируется производство, а не наоборот, как Вы преподаете на своем недовольстве, что что-то там закрыли, расформировали за прошедшее после Союза время.

напишите пожалуйста контакты вашей пиар службы в личку, интересно было бы с вами посотрудничать

Аслан, уважаемый, вряд ли с ними получится сладить - этот слон слишком большой )))
типичные корпоративные порядки и принципы
я, чтобы не пиарить здесь компанию, не стал название приводить, но ключевая фраза из Википедии даст безальтернативный ответ.
Хотя в разных подразделениях могут быть иные по характерам люди и порядки, чем в нашем.

все зависит от пиарщиков компании и агентств, с которыми они работают. я вот например в данный момент нахожусь в поездке от "Интер РАО ЕЭС", сотрудничаю с ними уже в третьем проекте, и таких компаний было немало, в том числе и довольно крупных.

в Ольгино он трудится. Элитный троль, вежливый.

И кстати да если бы не те люди , в частности директор Винтая , которые и помогали прятать Кузнецову двиглы в березах на Химзаводе , то хрена сейчас что было бы снимать .

очень круто.

фонарики в руках рабочих забавные.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account