?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Flag Next Entry
Как собирают фронтовой бомбардировщик СУ-34
кэс серо-зеленый
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Обводы бомбардировщика напоминают огромного ската, который затаился на глубине...
Мне удалось побывать на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова (НАЗ), филиале ОАО «Компания «Сухой» где производят легендарные Су - 34.
20 марта 2014 года Су-34 стал первым боевым самолётом официально принятым на вооружение в постсоветской России.

DSC_8667

Натовцы называют этот бомбардировщик Fullback ("Защитник"), наши же пилоты, ласково зовут его «Утёнком» и наверняка этому есть объяснение. Но когда этот "утёнок" выдвигаясь на взлётную полосу, проезжал в 7-10 метрах от меня, я ощущал один восторг от красоты и мощи этой стальной птицы!



Что же мне напоминает этот движок (а это движок от "сушки") и вспомнил, похожие агрегаты стояли на первом летательном аппарате юного Скай Уокера из звёздных войн, когда он соревновался на своём первом летательном аппарате!
DEM_5155


Я не первый раз на подобных объектах, поэтому неудивительна привычная беседа на пропускном пункте, опись вносимого оборудования и короткий инструктаж. Потом начинаем работать.
Только вдумайтесь, Су-34 содержит 57 тысяч деталей, собрать которые необходимо в правильном порядке. Часть агрегатов, например движок, собирают не тут, а на других заводах, там же он проходит испытания, и перевозится в сборочный цех, где его монтируют в корпус самолёта.

1 DSC_8261


2 Мы в одином из многих агрегатно-сборочных цехов. Самый кропотливый и утомительный процесс на этапе сборки фюзеляжа — сверление отверстий. Раньше все отверстия сверлили прямо на стапеле ручной дрелью. Теперь автоматика предварительно сверлит малые отверстия на станке, а затем на стапеле высверливают нужный диаметр.
DEM_4393

3
DSC_7782

4 Здесь собирают воздухозаборники, и на стапелях производят стыковку трёх фрагментов будующей машины: головной части, воздухозаборника и хвостовой части. На этом этапе занято 15 человек.
Экскурсию с коментариями нам проводит Евгений Баранов, заместитель начальника цеха, с его слов можно сказать что в этом цехе основная работа, это клёпка, стыковка и болтирование.
DSC_7794

5
DSC_7805

6
DSC_7842

7
DSC_7853

8
DSC_7860

9 Третий этап сборочном цехе самый инетерсный - проверка машины на герметичность. Впервые я услышал такое слово - дождевание. А бригаду, которая выполняет эту процедуру, называют дождевальщиками. Выглядит это на самом деле просто, машину загоняют в громадный бокс и поливают. Конструкция машины сложная, и не во все места человек может добраться. Что бы исключить ошибки и неисправности, придумали такую фишку, подкладывают специальную бумагу, там где это необходимо, потом залючивают всю машину и поливают. После завершения полива смотрят, если бумага намокла, то определяют процент попадания воды и устраняют каналы по которым попала влага.
DEM_4462

10 Мы приехали чуть раньше, машина ещё не готова к поливным испытаниям, но тут уж как говориться, как выписали пропуск.
DSC_7942

11
DSC_7973

12 Желающие посмотреть на сборочный цех сверху есть? С такими словами к нам подошёл один из сотрудников цеха. Вместе с корреспондентом из военной газеты, я лезу на специальную платформу где нас ждала Оксана - оператор крана.  С помощью этого крана транспортируют различные тяжёлые фрагменты корпуса самолёта.  Ну а мы просто прокатились вдоль всего цеха.
DEM_4465

13 Подготовка корпуса сушки для испытания на герметичность.
DEM_4506

14 В цеху одновременно работают над несколькими машинами.  Кстати, в самом конце цеха, за забором, производство суперджетов.
DSC_7995

15
DSC_8008

16
DSC_8170

17
DSC_8187

18 Сборочных цех, где работают с крыльями. Тут же дорабатывается топливная система.
DSC_7777

19 Приёмочная комиссия.
DSC_8275

20 Фрагмент топливного бака. Раньше я думал что в машине просто стоят обычные баки, ну может быть какой то особой формы, обусловленной конструкторскими нюансами, ан нет, всё гораздо сложнее! Была создана уникальная система подкачки и перекачки топлива, которая гарантирует и отвечает за равномерный баланс топлива во всей системе, и самое главное, во всех режимах полёта СУ-34!
DSC_8286

21 Чюство юмора, даже на таком серьёзном производстве должно присутствовать )
DSC_8309

22 Приём работы.
DSC_8326

23 Транспортировка фрагмента крыла.
DEM_4610

24
DEM_4621

25
DEM_4646

26 Вместо обеда едем смотреть на испытания уже готовых самолётов. Снова проверка документов, и через несколько минут мы на поле. На старте готовят две машины, одна только что сошла со стапелей завода, вторую уже покрасили - это её крайний испытательный вылет. Сядет она уже в предписанном ей полку.
DEM_4875

27 Ещё не оперившийся птенец, сегодня у него первые испытания. Многие ошибочно считают, раз уж Су -34 стал выпускаться серийно, зачем его испытывать в разных режимах? С этим мнением в корне не согласны на заводе - ведь во время испытаний надо все предусмотреть, чтобы лётчики в строевой части летали надёжно, уверенно и безопасно!
DEM_4880

28 Пока я пытаюсь согреться на пронизывающем ветру. эта машина проходит последние предполётные приготовления. Пилоты уже в кабине самолёта.
DEM_4887

29 Взгляд профессионала с большой буквы. Ребята знают своё дело на все 150 процентов! Кстати, они проверяют лётные качества машины летая на предельно низких и максимально больших высотах в сверхзвуковом режиме. В таких режимах в строевых частях не летают! У лётчика-испытателя всего 4 полёта по два часа заводскими пилотами, и ещё 3 полёта лётчиками уже заказчика.
DEM_4925

30  Перед влетом проводится тестирование всех крыльев и плоскостей.
DEM_4947

31 Так транспортируют к месту испытаний ещё одну машину.
DEM_4956

32 Заслуженный лётчик-испытатель Валерий Поташёв. Сейчас ему 66 лет, стаж лётной работы 43 года, только представьте себе, насколько нужно быть крепким что бы в 66 лет иметь допуск к таким полётам!
Валерий Серпионович рассказал, что за один испытательный полёт на машине тестируются 350 режимов. Проверяются общая работоспособность систем самолёта, двигателей, бортового и радиолокационного оборудования.
DEM_5086

33
DSC_8375

34
DSC_8405


35 Наверно это самое яркое впечатление, когда в 7-10 метрах от меня прогрохотала эта машина, выдвигаясь на взлётную полосу.  Рёв двигателей накрывает и секунду-две ничего не слышно.  Потом, уже перед самым взлётом, Су-34 врубил движки на всю мощность.  Знали бы вы,  как там сейчас громко, сказал нам стоявший рядом офицер...
DEM_4981

36  Новая стальная птица, совершив короткий разбег, резко оторвалась от земли и через несколько секунд пропала среди низко плывущих облаков, навстречу солнцу, и к месту своего обитания.
DEM_5035

Взят у dementievskiy в Рождение фронтового бомбардировщика су-34.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне - Аслан (shauey@yandex.ru) Лера Волкова (multypassport@gmail.com) и Саша Кукса (alxmcr@gmail.com) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg



promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

Господи, он еще и летает.

Что вас, как эксперта, удивило?

(Deleted comment)
Ваня - красавчик! Такой репортаж забомбил :-) Очень круто!

у меня есть репортаж из белорусского авиационного завода, тоже как-нибудь выложу

(Deleted comment)
Приемная комиссия в институте, а на заводе - приемочная.

Что то он как то для бомбардировщика стройноват..Не перехватчик случаем он на самом деле?

Истребитель-перехватчик это другая версия семейства Су-27. В этом смысле считать Су-34 новой машиной не правильно( как заявлено в статье). Большинство узлов и деталей проверено эксплуатацией в частях

Сколько сборщик получает на Чкаловском заводе в месяц?
Может ли это завод собирать гражданские самолёты? (я предполагаю, что нет)

На Чкаловском заводе собирают гражданские самолеты.
Сборщик получает около 30-40т.р.

Красивый и мощный самолёт! Такой техникой можно гордиться.
...но вот культура производства и технологии сборки ужасают :( Представляю что творится в других цехах если на сборке такое.

По вашим вопросам уже видно, что вы либерал и русофоб.

зачетный молоток у приемочной комиссии.

(Deleted comment)
(Screened comment)
Спасибо, интересно.

Красную звездочку вернули. Спасибо. )

Её никогда и не убирали.

Молодых много на производстве - это хорошо, значит есть преемственность поколений.

больше. Есть указание брать молодых при наличии старых

Какой красивый самолет. Но культура производства конечно удручает. Работяги эти с молотками…мужик закрывает лючки, сам весь в стружке…ходят по крыльям, под ногами бутыли какие-то стоят, случайно задел и укатился-пролился. Сам проходил практику на Нижегородском Соколе, где миги собираю, все тоже самое, как будто на машине времени на 20 лет назад сгонял.

Парочка 31х на взлете в Перми тоже доставляет звуком ))

>>Раньше все отверстия сверлили прямо на стапеле ручной дрелью. Теперь автоматика предварительно сверлит малые отверстия на станке, а затем на стапеле высверливают нужный диаметр.
----------------------
Это какой то... позор!

либерастов видно как хорошо,обсирающих всё вокруг себя,не вникая в написанное даже

Увидел пост-сиранул "позор" побежал срать в другие журналы
И так за день во всем топе успеваете навонять)))