?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Тренажерный комплекс «Кабина машиниста электровоза ЭП1М» в Научном Клиническом Центре ОАО «РЖД»
depo
metroelf wrote in kak_eto_sdelano
У каждого из нас была, ну или есть, мечта. Но вот детские... Это из той области, что "сейчас я мог её исполнить, но это уже не то, вот если бы тогда, в детстве..." Я в детстве хотел... даже, очень хотел, немецкую железную дорогу. Что бы понять что это, и что ЭТО значило для ребёнка, надо было родиться, самое позднее начало-середина 80х. Может быть это, в какой-то мере и предопределило выбор профессии, а может и нет. Да и не в этом дело. Когда мне предложили сменить на время специфику работы и поуправлять вот этим:

36481

Как вы думаете, что я мог ответить?!

На самом деле, как не печально, у меня нет необходимой квалификации для управления таким вот продуктом инженерной мысли, потому и пошёл я не в депо, а в Научный Клинический Центр ОАО «РЖД», ведь именно тут установлен тренажерный комплекс «Кабина машиниста электровоза ЭП1М»

На проходной Центра меня встретил... А вот не догадаетесь кто. Меня встретил кондуктор из "Полярного экспресса". Ага, вот такой. Только более улыбчивый и в белом халате, с скромной надписью на бэйдже "Евгений. Врач-экзекутор"



Я понял - отступать некуда. Будем кататься. Буквально через десять минут прибыла группа поддержки в виде Виктора stek32 и я уже осознал, что теперь точно сбежать не получится.
Сам тренажёрный комплекс состоит из двух помещений. Первое это "рулевая рубка" где машинист-инструктор моделирует различные ситуации, и смотрит на реакцию машиниста.
Тут четыре монитора. Справа - налево.
 1) то что видит машинист из кабины
 2) в кабине установлена пара камер, которые пишут картинку. stek32 ведёт локомотив под контролем и чутким руководством второго "врача экзекутора", машиниста-инструктора Михаила Абеля, хотя я бы назвал его экзорцистом за умение изгоднять "левых духов" из шайтан-машина
 3) план - профиль пути. Показания светофоров и прочее.

DSC04274

А четвёртый монитиор - самый интересный. Тут делают всякие "бяки". И соответственно видны все нарушения

В тренажере смоделирован вымышленный участок пути с переменным профилем протяжённостью 313 км. Для проведения различных экспериментов имеется возможность задать более 30 неисправностей начиная с АЛСН (негорящие проходные светофоры, сбой кодов на локомотивном светофоре и т.д.) до отказов в пневмооборудовании поезда. Во время проведения исследования ведется запись параметров движения поезда и ошибочных действий машиниста с последующей классификацией ошибок по степени их влияния на безопасность движения.

DSC04275

Ну что? Поехали?

DSC04270

За обычной дверью - святая-святых. Вот она кабина. Вид сверху.
Тренажерный комплекс имеет высокую степень погружения в виртуальную реальность, до 93-95%. Параболический экран размерами 6 на 6 метров, установленный перед кабиной, и четыре широкоугольных проектора позволяют создать оптическую иллюзию трехмерного изображения в кабине. В качестве боковых окон используются широкоформатные LCD мониторы. Динамическое кресло машиниста позволяет ощутить динамику ведения поезда. В модель тренажера заложена возможность динамических изменений времени суток и различных погодных условий. В тренажере смоделирован вымышленный участок пути с переменным профилем протяжённостью 313

DSC04269

В кабину, кататься. Да, текстуры не 3D и даже не фотографии, но... буквально через пару минут ты об этом забываешь и...  И понимаешь, что ты в кабине поезда который везёт тебя... Ну как минимум в лето, судя по текстурам, а вот по ощущениям в "светлое будущее". Хотя нет. В "детское прошлое" Я помню это Подмосковье, с такими домишками, микрорайонами, деревьями, столбами. Хочется остановиться, выйти...
"...на дальней станции сойду, трава по пояс,
зайду в траву, как в море босиком..."


DSC04250

Михаил объясняет, Виктор снимает, а я сижу на месте помошника и то свисток, то тифон. Ну прелесть же.
Кстати, через пару минут начинаешь испытывать "синдром стоящего эскалатора", ну это когда ты наступаешь на стоящий эскалатор, а тело "компенсирует" движение которого нет. Так и тут, тренажёр входит в кривую, и все стоящие наклоняются компенсируя поворот. И ещё. Вестибулярный аппарат сходит с ума. Ты смотришь в лобовое - картинка движется, всё нормально. Но стоит тебе встать, приподнятся, то... Это же картинка из проектора. Она не меняется по вертикали и это выбешивает вестибулярный аппарат. Я потом часов пять ещё отходил. Но это просто с непривычки.

DSC04258

Виктор stek32 садится за контроллер.
- Вить, руку на кран положи
Судя по улыбке - счастье есть.
"Поезд едет, едет, сквозь летнюю равнину..."

DSC04263

Вот так. Это не Ёжик. У меня пульт в три раза меньше.  А тут столько всего интересного и непонятного.

DSC04264

- Твою маааать!!! Тормози, тормозииии. Остановимся?
- Должны. Хотя хрен его знает
Остановились... Ощущения непередаваемые когда ты видишь, что состав летит в хвост впереди стоящего.

DSC04260

Дальше моя очередь. Блин, непривычно как. Ага. В ход с выбиваением всего что можно выбить. Это не Ёжик. Тут надо ласково. Михаил ухмыляясь цитирует Ковбоя Марльборо
"Контроллер, Харли, это не..." нуу... дальше по тексту.

DSC04285

Внезапно, справа в лобовое хлопнула рука. Никому кирпичей на дачку не надо? У меня остались. А эти шутники ржут. Нет, тренажёр реально погружает в мир железной дороги. Кресло подпрыгивает на стрелках, наклоняется в кривых, фоном бубнит рация, шум двигателей меняется от режима вождения. Да и не только шум двигателей. Все шумы, включая компрессоры, вентиляторы...
Вот он, "врач-экзекутор" Евгений Ким, собственной персоной. Нет, ну кондуктор-же, из Полярного экспресса

DSC04276

Солнышко садится. stek32 убежал на смену, а мы поехали дальше.
- Жень, мне тьма на работе надоела. Сделай день, а?
- Не вопрос
Пальцы выбивают дробь на планшете и вот опять 12 часов дня. Солнечно.

DSC04287

Поезд едет, подпрыгивая на стрелках. Неторопливая беседа. Пока светофоры не начали перекрываться в обратную сторону, а КЛУБ (комплекс локомотивных устройств безопасности) не заорал дуром. Всё на себя, да куда там. Лобовое. Белые руки на контроллере, сердце бухает, всё внутри сжалось в ожидании удара. Да, это тренажёр, но как-то об этом забываешь. Жуть в общем. Кирпичей уже на домик хватит.

DSC04293

А потом мы просто ехали, разговаривали. Ну км 200 я точно махнул в охотку. Не поверите, просто отдохнул душой. Снял стресс. И как-то жить и работать захотелось.
Зачем РЖД такой тренажёр? Это не тренажёр, на котором учат ездить и "выходить из случаев", хотя это тоже возможно. Это серьёзный прибор позволяющий проводить испытания, которые в реальной жизни невозможно воссоздать. Нет, ну представьте, накормить машиниста пассажирского (или даже грузового поезда) успокаивающим средством и посмотреть, уснёт он за контроллером или нет?

В Научном клиническом центре имеется возможность смоделировать дневную или ночную рабочую смену машиниста локомотива, включающую в себя предрейсовый медицинский осмотр, психофизиологическое обследование, междусменный отдых, а также использовать в ходе исследований различные медицинские приборы (электроэнцефалограф, суточный монитор артериального давления и др.), применение которых во время реальной поездной работы локомотивных бригад на железной дороге не представляется возможным.Помимо этого с помощью тренажёрного комплекса можно производить обучение и проверку навыков управления локомотивом у выпускников дорожно-технических школ и других железнодорожных учебных заведений.При помощи данного тренажера был проведен ряд исследований. В ходе экспертно-инструментальной проверки эффективности работы ТСКБМ (телемеханической системы контроля бодрствования машиниста) была доказана эффективность данной системы и её соответствие поставленным задачам – не допустить засыпания машиниста во время поездки.С помощью тренажёрного комплекса были проведены лабораторные исследования второго этапа научной работы, посвящённой разработке методических рекомендаций по профилактике утомления и сохранению профессиональной работоспособности в процессе трудовой деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД». В ходе данного этапа были получены данные, позволяющие оценить динамику функционального состояния машинистов при работе в дневные и ночные смены.Также при помощи тренажёрного комплекса проводится изучение влияния различных лекарственных препаратов на состояние машиниста во время поездки, и другие медицинские и научные исследования.

Блин... Было здорово. Надо напросится ещё раз в гости на чашку кофе.
Ну вот почему нет авиакомпании РЖД? Мечта идиота - попробовать на таком же тренажре, но уже самолёте =) Пока будем мечтать

Хочется выразить огромную благодарность Научному Клиническому Центру ОАО «РЖД» и в частности "врачу-экзекутору" Евгению (дяде Жене) Киму и машинисту-экзорцисту Михаилу (дяде Мише) Абелю за сбычу детской мечты =)

Ёжик (ласковое сокращение от Еж-3) - тип вагона метро, который на данный момент эксплуатируется на Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена, машинистом которой я и являюсь
ссылка на оригинальный пост: http://metroelf.livejournal.com/565475.html

promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Офигенный рассказ! Не любитель ЖД, но написано очень здорово :-)

У РЖД есть поезд-музей с тренажерами, в прошлом году стоял на Рижском вокзале, у меня мелкий там поводил электропоезд, вроде грузовик. И там же был тренажер самолета, ну и самолет заодно грохнул, до сих пор вспоминает. Кресла на платформе с моторчиками, набираешь/тормозишь/поворачиваешь, кресло гуляет...

но хочется попасть в тренажёр для пилотов. Есть такой в Москве. Час порядка 8 тыс стоит, но это реальный тренажёр =)

Там вроде кабина Сухой Суперджет была, упрощенная но для ребятишек самый то, а поезд какой уже и не помню. Да и дешевле, только стоимость входного билета

дам ссылку из комментариев к оригинальному посту: http://tft.aero/ =)

А че на иврите написано "פוק"

Кому на иврите, а кому и PID, т.е. пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор.

следующий шаги
1. тренировки на симуляторе самолета
2. полеты на миг-29 в стратосферу (это от 500 тысяч)

Интересно, но видео процесса реально нехватает.

  • 1