?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как работает типография
белый аватар
aslan wrote in kak_eto_sdelano
коллаж полиграфия.jpg

Когда меня пригласили посмотреть, как на окраине Твери работает самая современная российская книжная типография, я конечно, согласился поехать — типография для человека, отработавшего двадцать лет в принт-дизайне, дом родной и было очень интересно сравнить то, что было у нас раньше и как это выглядит сейчас в Европе с тем, что построили на пустом месте два года назад под Тверью. Сразу скажу, что полиграфического производства такого уровня оснащения и организации труда я в России еще не видел.


«Парето–Принт» — это специально спроектированное и построенное здание из нескольких огромных, хорошо освещенных, чистых помещений, разделенных на зоны: допечатное производство, печать, переплетное производство, отделка, склад готовой продукции и офисный центр. Всего здесь работают 600 человек, из них 460 заняты непосредственно на производстве в несколько смен.



Руководит предприятием вот этот человек — Павел Арсеньев. Он начинал проект с нуля, когда в этом месте еще ничего не было. Павел составлял бизнес-план, проектировал типографию, подбирал оборудование, формировал команду менеджеров и сотрудников, находил место под застройку и контролировал её от первого дня до последнего. В производство вложено почти три миллиарда рублей и сейчас типография вышла на расчетную мощность, работая круглосуточно, семь дней в неделю.



Я просто обзавидовался тому, как мощно оборудована печать в типографии. Печатный цех оснащен семью самыми современными офсетными печатными машинами ManRoland разных серий. В моё время о таком количестве таких великолепных машин в одном месте и мечтать не приходилось. А тут один восьмисекционный «роланд» чего стоит!



Пульт управления листовой офсетной печатной машины — это система проверки качества печати онлайн. Печатник с помощью денситометра контролирует плотность краски по шкалам, нанесенным на край печатного листа. И здесь же регулирует подачу краски на мониторе компьютера.

Печатников в типографию набирали местных — благо, что в Твери с её несколькими полиграфическими комбинатами всегда был хороший выбор специалистов. Я поговорил с несколькими — очень толковые ребята, всё хорошо объясняют, показывают.



Слева, у стены — единственное отечественное оборудование в типографии: три рулонные печатные машины из Рыбинска — «Книга». Как говорят, очень неплохие. На них печатают текстовые полосы небольших книжек. В центре — две машины, на которых бумажные роли разрезают под формат листовых машин. Здесь, кстати, максимальный размер печатного листа 1020х1420мм.



Чтобы курильщики не теряли время и не болели, выбегая на улицу, для них сделали специальные кабинки, как в аэропортах.



Знаю, постороннему человеку эта картинка мало, что скажет, а я прямо искренне радовался, глядя на такое богатство и такой порядок. Раньше я подобного у нас не видел. Бывало, ставили хорошую технику в старые стены и выглядело это всё кое-как. А здесь, когда всё сделано с нуля и с большим умом, по правилам, ощущение совсем другое. Ребята говорили, что и работать в таких условиях плохо, кое-как — стыдно.





Любо-дорого посмотреть.



Переплетный цех всегда занимает много места, особенно, когда печатают «толстые» книги и секций для подбора листов много. Здесь есть и полностью автоматические линии твердого переплета, которые за один проход собирают крышку переплета со всеми причиндалами, вроде форзаца, марли и каптала, а потом вставляют в нее книжный блок. Есть линия бесшвейного и швейного скрепления, есть несколько машин фальцовки (складывания) листов, отличная резательная машина «Polar» — самая для меня интересная часть всего послепечатного процесса. Одним словом, здесь есть всё, даже автоматическая упаковка книг в стопы и укладка на европалету. Всё, как в лучших европейских типографиях.



Средняя заработная плата — 33 000 рублей. В среднем по Тверской области, как мне сказали, 17 000.











Это сшитый блок книги.



Это крышка переплета.



В машине это всё превращается в готовую книгу.



А потом книги вот так упакуют и отправят заказчику.



Здесь фальцуют буклеты.





Резательная машина — важнейшая часть всего процесса. Они теперь все с программированием, трудно ошибиться и порезать листы не так. Самое впечатляющее, когда нож режет стопу, одним мгновенным движением. Я обожаю этот звук и готов стоять рядом с резчиком сколько угодно, глядя, как он работает. Процесс т.н. сталкивания (т.е. выравнивания листов в стопе) давно уже автоматический (на вибростоле), а вот раньше от резчика требовалось особое умение столкнуть стопу вручную, такими специальными движениями рук. Я много раз пытался научиться этому — так что-то и не получилось хорошо.



Вся типография оборудована единой системой удаления обрезков бумаги — это такая архиважная вещь, которую я, честно говоря, вживую увидел только здесь. У каждого рабочего места (как у резчика, например — видите у него справа такой прямоугольный раструб) установлены «пылесосы» куда улетают все обрезки бумаги и картона. Всё это собирается в одном месте, где стоит здоровенный пресс. Отходы прессуются и отвозятся на переработку.



Основа любой офсетной печати — печатная пластина. Для каждого из четырех цветов (CMYK) она своя. Раньше, чтобы изготовить печатную пластину, нужно было сначала вывести работу на фотопленку, используя RIP (Raster Image Processor), потом на копировальной раме перенести изображение с пленки на печатную пластину. Несколько лет назад процесс упростили, отказавшись от промежуточного процесса изготовления пленки.

Появилась технология CtP (Computer-to-Plate), с помощью которой лазер печатал работу на на пленке, а сразу на печатной пластине. Поначалу технология была сыроватой, были проблемы с материалами, но теперь CtP прочно завоевала рынок препресса и в современных типографиях стоят вот такие лазерные печатные устройства с онлайн-проявкой, на которых получают готовые печатные пластины прямо из компьютера.



Вот из проявочной машины выезжает готовая печатная пластина для офсетной печати. На предприятии стоят CtP аппараты компании Kodak, которая с 2005 г., купив канадского производителя этих устройств Creo, выпускает их теперь под своей маркой.



В современных печатных машинах процесс установки пластин тоже автоматизирован.



В отделе логистики мне сказали, что на этом стеллаже стоят издания, выпущенные за один месяц. Мощность всей типографии впечатляет — 69 миллионов книг и брошюр в год. Это около 8% всего книжного рынка России.



Под стать тиражам и склад готовой продукции.



Офисные помещения компании.



Весь офис привезен целиком из Германии.



На производствах я всегда прошу показать мне столовую.



Полный обед из трех блюд с компотом обходится сотруднику в 40 рублей. На стенде в столовую висит напоминание о том, что в субботу два автобуса везут сотрудников в Москву, в театр.



Книжки! Здесь можно было застрять надолго. Чего здесь только не печатают. От гигантских альбомов репродукций до крошечных Библий в переплетах из натуральной кожи. От годовых отчетов с высечкой по обложке и выборочным лаком по тексту до массовой литературы. На предприятии есть даже участок золочения обрезов книг — это очень трудоемкая работа, которую раньше у нас в стране вообще не делали.



Знаменитый альбом «Россия из окна поезда» с роскошными пейзажами на разворотах печатался здесь.



Взят у adagamov.info в Из серии «Как это делается» | Книги из Твери

Читайте наш новый сайт kak-eto-sdelano.ru, где будет выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире, а также вконтакте, в фейсбуке, и в одноклассниках.
одноклассник.jpg


promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Познавательно,спасибо!

Да, денег это стоит не просто больших, а огромных.
Но мы в своей типографии тоже стараемся все делать красиво, только не в таких объемах.
А вообще, хороший репортаж, насладился смотря на все оборудование:)

очень интересно) я бы там дневала и ночевала, и читала, читала))

- 8 секций, я так понимаю - это сразу в 4 краски с оборотом ?

Не совсем. Восемь секций - это 8 красок. Наличие/отсутствие переворотного механизма к количеству секций не привязано. Впрочем, скорее всего он там есть, но где нибудь после 4й секции.

- Ну понятно, под 4 основные краски + промежуточные + лакирование + бронзовка (золочение). А на рулонных машинах, при окончании роля переклейка (автомат) или машину останавливают ??

"Машина КНИГА-70 относится к типу рулонных офсетных печатных машин одинарной ширины и одинарной развертки цилиндров. Машина предназначена для печати и фальцевания книжной и журнальной продукции небольшими и средними тиражами (от 2 до 100 тыс. и более экз.) с красочностью от 1+1 до 4+4.

Подачу бумаги в печатную секцию машины обеспечивает универсальная рулонная зарядка, с возможностью установки двух полных рулонов одновременно. Рулонная зарядка оснащена автоматической системой слежения за натяжением полотна бумаги и электромагнитным порошковым тормозом, не имеющим изнашивающихся деталей. Зажим рулона осуществляется выдвижными пинолями.

В состав рулонной зарядки входит электрооборудование и система управления, обеспечивающие автосклейку и действие механических и пневматических приводов. При работе без автосклейки идет одновременное разматывание двух рулонов с одной рулонной зарядки."

Как-то так. Тут я уже не копенгаген.

(Deleted comment)
Обычно в переплетном всегда шумно. В других - нет.

В цехе рулонной печати очень шумно, особенно если сразу несколько машин работают.

> Мощность всей типографии впечатляет — 69 миллионов книг и брошюр в год. Это около 8% всего книжного рынка России.
Какие-то колоссальные объемы. Это примерно по 10 штук на каждого жителя страны в год. Куда столько, кому это надо? Сколько книг вы купили за последний год?

Ключевое слово: "и брошюр".

Сейчас население России около 146 миллионов. Как у вас получилась по 10 книг на человека?

Класс! Я даже и не знала, что есть такая типография, имея городскую типографию и 2 больших полиграфических комбинатов строить еще одну...

Хорошо иметь 3 ярда что бы начать с "нуля"..попробывал он с истинного нуля -да хоть с милиона рублей, зае..я бы подымать своё предприятие.

Потрясающе, конечно. Подумала. что, наверное ведь, и собственную продукцию люди могут покупать со скидками...)

там заказ скорее всего, печатают столько, сколько издательство заказало

В процессе производства закладывается большой запас на брак и настройку оборудования. По идее должно быть много излишков.

Интересно, но жалко лес, который переводят на всякую конъюнктурщину типа Д. Быкова.

очень круто. сам в типографии тружусь

Здорово! Мне, как полиграфисту со стажем, интересно было глянуть, как это делается в других местах.

офигеть конечно!

У нас процесс сталкивания бумаги для резки до сих пор не автоматизирован, всё вручную. Я учился этому год с лишним, зато какой опыт. А звук, когда нож сразу всю бумагу режет, это да, можно часами слушать. Звук ещё зависит от самой бумаги - обычная офисная или картон. Самый сильный и красивый звук у мелованной бумаги довольно высокой плотности. А картон при резке почти не слышно.

  • 1