Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как делают кафельную плитку.
yura_osinin wrote in kak_eto_sdelano


Незабываемая экскурсия по заводу "Нефрит-керамика" в Никольском прямо не выходя из дома. Таинственные закоулки керамического производства. Беспилотные роботы. Фонтаны шликера. Брызги глазури. Пыль, жар и шум по ту сторону монитора. Радость, удивление и восхищение по эту сторону монитора.
Ну а поводом для радости было простое желание прикупить центнер глазури для своей мастерской. Для чего она мне тоже покажу в конце поста.
Итак, по-порядку.

Все начинается в цехе заготовки шликера. Шликером называют взвесь глины в воде, по консистенции напоминающую густые сливки. Вот он фонтанирует над виброситом. Вибросито - это, как вы конечно догадались, сито, которое вибрирует.



А из сита он поступает в резервуары ниже поверхности пола. Там перемешивается-перемешивается, в него добавляются электролиты и плавни, обеспечивающие стабильность технических параметров сырья. Далее по трубам шликер отправляется прямиком в ад.
В предверии ада стоят накопители и насосы.



Насосы закачивают шликер под большим давлением в жерло ада. Там, в жерле, горят синим пламенем газовые горелки. Шликер распыляется и пока долетает до дна воронки превращается...



... превращается в пресс-порошок. Сыпучий и горячий.



Он высыпается прямо на ленту транспортера и отправляется к прессам. Труба цеха производства пресс-порошка, кстати, производит огромное количество облаков, потому что пар из нее валит постоянно.
Пресс штампует плитку прямо из сухого пресс-порошка. Тот факт, что в сырье отсутствует вода позволяет получать идеально ровные плитки. Знаете, почему стопка наших тарелок похожа стопку блинов, у которых края волнами идут, а стопка чешских тарелок похожа на лист тетради в линеечку? Потому что за бугром посуду штампуют из фарфорового пресс-порошка, а у нас формуют из пластичной массы, содержащей воду.


Затем по ленте роликов плитки уезжают в печь для утильного  обжига. Вот там, где лампа горит, находится вход в печь.



Печка итальянская.



Вдоль всей полосы конвейера протянут трос аварийной остановки. В случае чего достаточно дернуть за него и все остановится. На фотографии он внизу.



Общий вид печи.



Обжиг плитки происходит при температуре 1050 градусов. Тоннельная печь обеспечивает непрерывность процесса обжига. В середине максимальная температура, на входе и выходе - минимальная. Плитки сначала медленно нагреваются, а потом также медленно остывают.
На выходе они уже не серые, а привычного терракотового цвета.



Дальше по конвейеру они поступают к роботу-укладчику, который складывает их в большие контейнеры. Он слева, в клетке, в конце ленты транспортера.



К подъехавшей плитке он присасывается вакуумными захватами и переносит ее в контейнер.
Сложенную в контейнеры плитку увозит другой робот. Он управляется компьютером и движется строго по определенной траектории. Вон он, на фотке везет 337 контейнер. А вот он уже пустой куда-то поехал:



После того, как один робот передает контейнер с утильными плитками другому роботу, другой робот тоже присасывается к ним и выкладывает их на новую ленту конвейера.



И плитки мчатся дальше, навстречу новому обжигу.



Самое завораживающее в этом процессе - это поворот плитки вокруг своей оси. Можно вечность скоротать, наблюдая за этим чудом.



Хотя нет. Там еще много всего завораживающего, пойдемте дальше.
Плитки очищаются от пыли,



увлажняются,



и попадают в камеру ангобирования. Эта занавеска вовсе не занавеска, а самый обыкновенный белый ангоб, которым льется на проезжающую плитку. Быстро и ровно плитка покрывается белоснежным ангобом.



А следом уже поджидает такая же завеса глазури. Вжжик и плитка покрыта белоснежной глазурью.



Те, кто не до конца потратил свою вечность на процессе поворота плитки могут добить ее на процессе полива:



Век бы любовался.
Потом резиновые колесики бережно удаляют с краев плитки глазурь. Сначала с широкой стороны, потом с узкой.



Следующий пункт программы - камера с клеем. Он распыляется на глазурь, укрепляя ее.



Он очень даже не повредит, потому что дальше плитку ждут предобрые валы. Ну, это для тех, кто еще помнит о чем сказка "Городок в табакерке".



Сверху на вал стекает краска. Голубенькая, тоненькой струйкой, видите? А чуть подальше к валу прижимается резинка, которая распределяет красочку по поверхности вала равномерно. На валу имеется рисунок, который пропечатывается на проезжающую мимо плитку. Длина окружности вала кратна размеру плитки, и расстояние между валами тоже. Это чтобы рапорт орнамента не нарушался и мы могли наслаждаться однообразием симметрии. Ну или унынием повтора - кому что по душе. Обратите внимание на трос с надписью STOP на предыдущем снимке. Это все тот же трос, что и в начале был.


Если снять с ленты плитку сразу после валов, то увидим вот что:



Потом плитки проносятся через камеру аэрографа. В нем наносятся разные фактурные рисунки, но в данный момент она бездействует.



Все. Полет окончен. Теперь плитки собираются в огромный ролл-бокс. Или роллер-бокс? Ну, как-то так он называется. Укладывает, разумеется, робот. Неолудитам тут есть где порезвиться ))



Боксы огромные.



Роллер-боксы к печи увозит кто? Ко-нечно Вааася, тын-тыры-дырым, Вааася, тын-тыры-дырым, Ва-ся, ну кто его не знает?



Пошутил. Нет тут никакого Васи. Робот по строгой траектории подъезжает, поднимает и увозит. Вон какую тропку протоптал уже.
В нужный момент робот подает роллер-бокс к ленте, ведущей на второй уровень печи. Той же самой, где и утиль обжигается, но повыше. Видите нашу старую знакомую лампочку? Там мы уже были, прессованые плитки в обжиг провожали.





Печь, как я уже говорил, итальянская и вся линия тоже. Хотя нет, не вся. Тут еще есть одна штуковина засекреченая. Фотографировать ее нельзя. И она, штуковина эта, испанская. По секрету расскажу вам, что это крутейший принтер, который может печатать прямо по сырой глазури. ОООчень крутая вещь. Представляете? Никаких деколей и шелкографии! Прямая печать из файла. Крутотень крутотеньская. Причем головки там плавающие настолько, что оплывают даже рельеф. То есть печатать можно не только на плоскости, но и на НЕ плоскости. Я там для marinni гротески печатал.
Но вернемся на линию. Первый человек.



Она сидит и смотрит, как из печи выезжают плитки. Целую смену смотрит. Раньше я думал, что нет ничего однообразнее работы смотрителя эскалатора, но теперь я так не думаю. Там хоть люди живые шевелятся, а тут... Я бы уснул минуты через две такой деятельности, наверно.
Чуть позади стоит центр управления полетами.



Дальше плитки бегут уже блестящие. 1050 градусов бесследно не проходят.



И, о чудо, снова люди! Они выбраковывают и сортируют. Делают пометочку маркером на плитке, если ее надо в какой-нибудь сорт отложить или в помойку сбросить.



А дальше снова робот.



Он лазером считывает иероглифы сортировщиц.



Не видно как, но как-то он сбрасывает брак в отвал.



А дальше угадаете что? Правильно. Робот.



Он готовит стопочки для упаковки.



И вот, финишная прямая. Тут снова робот. Он раскладывает по паллетам коробочки с плиткой. Человек за кадром тоже присутствует. Когда робот зацепился лапкой за паллету, он беспомощно завис. И только Человек мощным нажатием на кнопку сенсорного монитора вернул его к жизни.



Вот и все. Я забрал свои бочки с глазурью и коробки с утильной плиткой и уезжаю.



Я керамист и глазурь мне нужна для работы. Чтобы сделать вот такие майоликовые откосы, например:



Такие тоже сделаны на основе этой глазури.
И камин покрыт той же глазурью:



И даже эти ручки:



Я много чего делаю с использованием именно этой глазури. Если интересно, то в журнале керамиста по тэгу "работы моей мастерской" можно посмотреть все варианты применения.

Но вернемся на производство. В этот момент внимательный читатель должен воскликнуть: "Как это все?!"
Есть тут внимательный читатель?
Специально для внимательных - цех заготовки глазури. Его то мы не посмотрели, верно?
Тут стоят здоровенные шаровые мелницы.



Эти барабаны изнутри выложены уралитовыми блоками (чтобы не было контакта глазури с железной оболочкой и чтобы барабаны не протирались быстро). Ингридиенты глазури перемалываются уралитовыми циллиндрами, которые начинают перекатываться в тот момент, когда барабан начинает вращаться. Вращается он долго. Очень долго. А потом глазурь пропускается через вибросито.



Отсюда глазурь отправляется к тем завесам, помните? Ну, где сначала ангоб, а потом глазурь на плитку льется. Приятно, когда читатель внимательный и все помнит :)
Теперь вы знаете кунг-фу, как делается кафель.
Хотите узнать, как делают тарелки, чайники и чашки в промышленных масштабах и почти без роботов?

Оригинал поста тут.


Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 46
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

спасибо :))
всегда было интересно, как это делают :))

Интересно очень, и комментарии понравились :) Спасибо за обзор.

Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.

Печка итальянская, а "ЗАПРЕЩАЕТСR ПОДНИМАТЬСЯ НА КРЫШУ ПЕЧИ" написано китайским шрифтом.
Этот завод где-то под Колпино?
Глазурь вещь! Я бы тоже что-нибудь покрыл ею.

Да, недалеко. А как написать Я в обратную сторону?

Отличный репортаж, спасибо огромное!

Внимательный читатель даже заметил что в слове "здоровенные шаровые мелницы" пропущен мягкий знак, но это ничуть не портит репортажа, даже доставляет радость что даже в идеальном репортаже есть к чему прицепиться внимательному читателю. :)

Я бы еще добавил что ангобы это цветные глины, чтобы непрофессионалы могли догадаться что это такое, но может это и лишнее, в прекрасном всегда должна быть тайна. :)

Ну и без трёпа, еще раз спасибо за хороший репортаж. :)

Edited at 2014-01-11 03:07 am (UTC)

Пожалуй, да, про ангоб мало кто знает. Писал для своих читателей и давно уже, а у меня там все в курсе терминологии. Для этой комунны подправлял, но вот про ангоб-то забыл )

(Deleted comment)
Оказывается, что не всё в мире политика, есть место и созидательному труду! :) Радостно это сознавать. Просмотрел и прочел с интересом. Стало быть, изготовив что-либо из глины, можно самостоятельно покрыть глазурью и в печь? И будет своя керамика или "своя" плитка?

Как минимум муфельная печь понадобится. Мне тоже очень понравился репортаж :)

Спасибо, интересный пост

Не знал, что всё на столько автоматизировано

иначе не добиться низкой цены.

Спасибо!
И про тарелки, чашки и чайники -- очень пожалуйста!

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

офигеть чем только люди не занимаются.

это еще вполне нормальная работа)
я бы сделал с удовольствием пост о своей прошлой работе (о казино), но к сожалению шансов что мне разрешат снимать в игорном доме совсем немного.

Как делают кафельную плитку.

Пользователь shaltay_boltay сослался на вашу запись в записи «Как делают кафельную плитку.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Как делают кафельную плитку. [...]

Я работал в цехе массозаготовки. Адская работа. И в месяц я получал 250 баксов, это Киев

жесть какая-то.

принтеров, которые по керамике печатают, вообще-то полно. отличаются в основном производительностью :)

по сырой-то глазури?

?

Log in

No account? Create an account