?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как делают автоцистерны
птица, солнце, Алексей Донской, Alek, Alexey Donskoy
alexey_donskoy wrote in kak_eto_sdelano
Оригинал взят у alexey_donskoy в ЗАО "Сеспель" - реальное производство на чувашской земле
Итак, в соответствии с анонсированным ранее планом мы посетили производство автоцистерн на заводе ЗАО "Сеспель".

Готовая продукция

Завод изначально проектировался по примеру современных европейских производств. Новейшие технологии даже при небольших размерах и количестве работников около 500 человек позволяют выпускать свыше 2500 автоцистерн в год.
Лозунг компании: "Немецкое качество по российской цене".
Посмотрим, как это достигается.

Во-первых, чтобы сразу было ясно: современная автоцистерна - очень сложная конструкция.
Как и обычный автомобиль, автоцистерна имеет внушительный набор средств пассивной и активной безопасности, включая антиблокировочную систему ABS и систему курсовой устойчивости.

Кроме того, свои особенности конструкции имеют цистерны для бензина и мазута, битума и зерна, муки и цемента, химической продукции, простой воды и комбикормов:

Автоцистерны разного назначения

Автоцистерны разного назначения

Полную экскурсию по всему производству провёл директор ЗАО "Сеспель" Владимир Бакшаев:

Директор ЗАО "Сеспель" Бакшаев В.А. и Глава администрации моргаушского района Тимофеев Р.Н.

Присутствовал также Глава администрации моргаушского района Ростислав Тимофеев.
В этом сельскохозяйственном районе республики такой завод уникален. Впрочем, говорят, по ряду технологий и в России тоже уникален :)
Да, по случаю поздравляю коллектив предприятия с 25-летним юбилеем!

Зайдём и мы на завод, в цех.
Производство начинается с раскроя листовых материалов:

Раскрой листа классическим методом
Раскрой листа классическим методом.

Лазерный станок для раскроя листового материала
Лазерный станок для раскроя листового материала.

А вот и сам лазер:

Лазер

Сварка в цеху везде, всеми возможными способами:

Цех

Здесь использована лазерная сварка:

Лазерная сварка

Монтируется и новый станок 3d лазерной сварки:

новый станок 3d лазерной сварки

Универсальный робот для лазерной или аргоновой сварки объёмных деталей (процесс его наладки показан ниже на видео):

Робот для лазерной сварки

Образец плазменной сварки:

Образец плазменной сварки

А вот и сварочный пост - хоть не робот, но оснащённый Wi-Fi (все параметры сварки задаются на центральном компьютере):

Сварочный узел с Wi-Fi

Сварочные работы

Вообще, тут большая часть операций автоматизирована, и все программы в станки и роботы загружаются по Wi-Fi. Соответственно, ничего не стоит быстро переналадить устройства на другую деталь и даже материал!

Для корпусов цистерн применяются сталь, нержавейка и алюминий.
Почему алюминий, наверное, объяснять не нужно: для транспорта вес всегда очень важен.
Но, как известно, варить лёгкий металл труднее всего: он моментально окисляется.
Поэтому раньше применяли аргоновую сварку (чтобы без кислорода). Вот такое качество шва получается после аргоновой сварки:

Алюминий: шов после аргоновой сварки

А вот совершенно другое качество:

Алюминий: шов после сварки трением

Это шов после сварки трением с перемешиванием.
Здесь твердосплавный шток крутится, с усилием вдавливаясь между торцами свариваемых листов. Алюминий расплавляется и аккуратно заполняет шов, который получается ровным, без лишнего металла, и прочным, как сам лист.
Кроме того, существенно ниже нагрев металла и потому отсутствует деформация.

Станок для сварки трением

Работа сварочного станка показана ниже на видео.

"Сеспель" в России является пионером по использованию такой технологии.
В освоении технологии и разработке собственных инструментов для неё участвует машфак ЧГУ.

Вообще, планомерно проводится "локализация" производства, то есть самостоятельное (и потому более дешёвое) изготовление возможно большего количества оснастки и комплектующих.
Так, в цистернах-прицепах используется дорогая немецкая тормозная система Wabco:

Тормозная система

Вот схема этой сложной системы:



Но часть её внутренностей производится уже здесь. Например, ресивер, который выдерживает даже большее давление, чем немецкий:

Ресивер тормозной системы

Пульт управления тормозной системы тоже "локализован":

Тормозная система Wabco c ABS (Германия)

Таблички с русскими надписями гравируются здесь же на лазерном автомате (см. также на видео):

Таблички, гравированные лазером


А вот на этом станке лист скатывается в цилиндр:

Здесь лист скатывается в цилиндр

В конструкции всех цистерн, кроме цилиндрического тела, есть ещё закруглённые торцы.
Закругление нужно для равномерного распределения напряжений в конструкции (соединения с сильно выраженными углами по этим углам обычно и рвутся):

Торцы цистерн

А сделать такую "крышку" - отдельная история! Для этого есть не так много способов: литьё по форме или штамповка.
Литейного производства здесь нет; а что до штамповки, так представьте пресс для детали диаметром в 2,5 метра!
Поэтому здесь используется ещё одна интересная технология: ротационная вытяжка, то есть раскатывание круглой заготовки специальным роликом по матрице:

формовка торцов накатом

Есть и другие, более мелкие, детали, которые также изготавливаются этим методом:

Ещё одна деталь после формовки накатом

Как работает ротационная вытяжка, смотрите на обещанном видео. Очень похоже на то, как гончар формирует кувшин на гончарном круге.
Показана в основном вытяжка мелкой детали; обработка большого торцевого элемента не так зрелищна, хотя сам станок впечатляет!



Кстати, кроме обычных круглых, освоено и производство овальных торцевых элементов (на следующем фото один такой сзади виднеется).
Догадайтесь, как это делается? ;)

Кроме обычных круглых, освоено и производство овальных торцов

Внутреннее устройство цистерны непростое. Это снаружи она выглядит блестящей бочкой, а внутри даже чисто по конструктиву есть масса деталей: переборки, рёбра жёсткости, теплоизоляция. Для теплоизолированных цистерн продуманы специальные конструкции, чтобы убрать возможные мостики холода.
Ну а далее используется куча дополнительного оборудования: от загрузочных люков до дисковых кранов, от компрессоров до сливных шлангов, размещаемых рядом с корпусом цистерны...

Если используется теплоизоляция, то требуется ещё одна деталь и, соответственно, ещё одно вспомогательное производство: наружных торцевых элементов.
Они, разумеется, уже не металлические, а пластиковые:

Пластиковые крышки торцов цистерн

Технология похожа на производство акриловых ванн:

Производство пластиковой крышки

Армирующие волокна заливаются связующим и уплотняются вакуумной "присоской":

Вакуумная формовка крышки


После сборки основных конструктивных элементов цистерну (особенно стальную) необходимо ещё и покрасить.

Сначала красили вручную:

Камера ручной покраски

А потом обзавелись специальным покрасочным роботом:

Робот для окраски цистерн

Автоматизированная покраска по качеству такая же, как и у автомобилей. Кроме того, по сравнению с ручной работой краска расходуется гораздо экономичнее:

Пульт управления роботом


Как вы уже видели, автоцистерна представляет собой многоосный полуприцеп, который присоединяется к стандартному грузовику.
Соответственно, она имеет все необходимые автомобильные части.
О надёжной тормозной системе мы уже говорили выше, теперь пара слов о подвеске.

Комплектование подвески тоже автоматизировано, производится по VIN-кодам:

Комплектование подвески

Используются только комплектующие высокого качества, например, оси BPW ECO-Plus 2 (Германия):

Оси BPW ECO-Plus 2 (Германия)

Устанавливается также дополнительное оборудование по спецификации заказа, например, "чёрный ящик" с поддержкой GPS и ГЛОНАСС.
Он позволяет посмотреть весь путь и момент аварии. Нам рассказали историю о том, как прислали по рекламации цистерну с погнутым носом. А чёрный ящик показал, где и когда водитель на перегруженной машине не выдержал скоростной режим и допустил удар, зацепив рельсы на переезде.
Но анализом аварии польза от "чёрного ящика" не ограничивается. Поскольку многотонный бензовоз есть особо опасное транспортное средство, необходимо тщательно подбирать персонал и контролировать качество вождения. И для этого теперь есть объективный критерий и средства измерения.

Красавец!

Красавец!

Топливозаправщик

А ещё на топливозаправщиках устанавливается компрессор. На предприятии также разрабатывается собственная конструкция компрессора, вдвое легче зарубежных аналогов.

Да, надо также сказать о больших проблемах, с которыми сталкиваются как производители, так и потребители (скупой платит дважды).

Во-первых, это обилие дешёвой китайской продукции, которая удешевлена и облегчена за счёт безопасности. Нормальный же производитель делает необходимый запас прочности (а это "лишний" вес и цена) - и проигрывает конкуренцию.
Поэтому инновационные технологии жизненно важны для производителя!

Во-вторых, это огромные масштабы импорта дешёвой б/у техники.
Если производитель выдерживает все строгие стандарты (а они в России строже, чем в Европе), и за их несоблюдение можно остановить производство и вообще лишить лицензии, то никакой Ростехнадзор не контролирует импорт. Не проводится даже радиационный контроль (а кто знает, что возили в импортных цистернах?).

Вот так и выживает отечественный производитель.
Рентабельность производства редко превышает 6%, тогда как рентабельность капитала того же Сбербанка - 20%.
Да и торговать выгоднее, чем производить. Было бы вот только чем торговать!

Хорошо, что промышленность у нас всё-таки есть!

Очередь


Да, а ещё мы видели машинную мойку полов, что не лишне на тонком производстве:

Мойка пола


Посмотрев все стадии производства автоцистерн, обратим внимание на отходы.
Алюминиевые обрезки переплавляются и отгружаются на переработку производителю:

Переплавка отходов алюминия

алюминиевые чушки из отходов

Также могут выполняться сторонние заказы - получается дополнительное литейное производство:

Дополнительное литейное производство

Дополнительное литейное производство

Кстати, тигель для плавки алюминия должен быть только керамическим:

Тигель для плавки алюминия

Есть и другие вспомогательные производства, например, газоподготовка, очистные сооружения, лаборатория, где постоянно контролируют образцы сварочных швов; наконец, есть собственное конструкторское подразделение, результаты которого по безбумажной технологии передаются прямо на станки и роботизированные комплексы.
Вот такое замечательное производство есть у нас, можно сказать, в сельской глубинке.

Работают здесь местные жители, а все окрестные школьники обязательно бывают на экскурсии.
Владимир Александрович постоянно говорит о работе с молодёжью, о необходимости показывать им заводы, промышленность, реальное производство - и делать его выгодным и привлекательным для людей, в противовес нынешней всевластной и непроизводительной торговле.
Потому что человек на то и человек, чтобы ДЕЛАТЬ что-то новое и полезное!

Другие материалы о промышленности:
Как делаются бульдозеры (Промтрактор, Чебоксары)
Экскурсия на Чебоксарскую ГЭС
Освещаем космос лампочками (про Центр энергоэффективности, быт и энергетику)




promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Почти подробный рассказ!
Технология немецкая, на Россию видно на каждом фото/ видео.
Интересно, какая средняя зп на этом производстве?

"По словам Владимира Александровича, «Сеспель» производит 30% выпускаемой в России новой продукции. А по производству полуприцепов вообще нет аналогов.
В коллективе всего около 400 человек. 85% из их общего числа – жители Моргаушского района. И зарплата здесь достойная. «В прошлом месяце средняя зарплата была 36 тыс. рублей», - говорит Владимир Александрович. 1 цистерна готовится в течение 7 дней. Рабочие трудятся в 2 смены."
(источник от 29 ноября 2012 г.).
С тех пор построен ещё один цех, запущено новое оборудование по лазерной резке и сварке. И работников уже около 500.

(Deleted comment)
Вітаємо! Ваш запис потрапив у Рейтинг топ-25 популярних записів України!
За бажанням детальніше про рейтинги ви можете прочитати у розділі довідки.

а как хромируют цистерны? Гальваника же? Там же ванна нереальная наверное?

А зачем их хромировать? Более чем достаточно красить. Автомобили же не хромируют.
То, что вы видите как зеркальное - это не хром, это внешняя защитно-декоративная оболочка. Фольга и пластик, а то и тонкий лист нержавейки - не вдавался в подробности.
Обычно под этой оболочкой - от 50 до 150 мм теплоизоляции. И там уже основной металл цистерны.

ну нержавейку зеркалом сделать сложно. Очень интересно именно зеркальное покрытие. Полимерная бутафория?

Похоже на тонкий стальной лист с многослойным полимерным покрытием. Я так понимаю, он где-то в готовом виде, в рулонах, заказывается:

Многослойная теплоизоляция цистерн
Многослойная теплоизоляция цистерн


похоже на плёнку Oracal. Можно на производстве спросить?

Конечно, можно. На сайте есть контакты (многоканальный телефон).
Да и на самом сайте есть подробная документация и варианты комплектации.
Но это уже для потребителя.
А тем, кому просто интересно, рекомендую фотогалерею: http://www.sespel-auto.ru/ru/New_products - впечатляет :)

Крутые.
Я действительно думал что автоцистерны это просто бочка на колесах и с краником.)

Именные каски позабавили. Чтоб сразу можно было опознать тело? )

Бочка на колёсах - это цементовоз времён "Джентльменов удачи" :)
Сейчас всё интереснее.

Именные каски не у всех, конечно. "Привилегия" руководства, которому приходится встречать всяких высоких гостей и экскурсии :)

Так я заинтересовавшись посмотрел - у рабочих тоже видны какие-то буквы на фото.

О, точно, я и не заметил!
Ну это, думаю, скорее к вопросу гигиены :)

Спасибо, очень интересно!

Реально молодцы.

Наверное, затем же, зачем и индивидуальная спецодежда :)
В следующий раз надо будет спросить, самому такая деталь интересна.

Чтобы не с...дили.

Не, даже не прикольно.
Люди там хорошие.

Не уверен что на фото 9 (Робот для лазерной сварки (процесс его наладки показан ниже на видео) показана лазерная сварка - скорее это MIG/MAG.

Edited at 2013-11-06 02:47 pm (UTC)

Точно! С чего это я решил, что лазерная? Видно же, электрод торчит из сопла.
Зарапортовался, простите... Видео уж не буду переделывать...

Точно сварки? У меня на табличке написано "участок лазерной резки" :))))

Вот, значит, откуда я запомнил про лазерность! :)
"Если на клетке слона видишь надпись "буйвол", не верь глазам своим!" (К.Прутков)



По-моему, это ни разу не лазерная сварка и тем более не резка :)
По виду более всего похоже на MIG/MAG сварку.

На робота, кстати, можно не смотреть - он предназначен для всех видов работ и может нести на себе любой рабочий орган - хоть лазерный, хоть для дуговой сварки.
Так что возможна и его достаточно оперативная переналадка, и табличка не особо врёт :)

  • 1