?

Log in

No account? Create an account

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Зачем крылу завихрители?
Осенний полёт (без рамки)
lx_photos wrote in kak_eto_sdelano

Если внимательно посмотреть в окно самолёта Boeing-737 поколения Classic, то можно увидеть странные штучки, торчащие на верхней поверхности крыла.


Из окна салона выглядят они как расположенные в ряд небольшие уголки.




Для чего это нужно?

Вообще-то крыло принято обдувать ламинарным потоком. Это значит, что поток воздуха течёт плавно, безотрывно от поверхности и без завихрений.
Но.
Воздух при обтекании тела замедляется возле его поверхности. Эта замедленная часть потока называется "пограничный слой".
А нам нужно, чтобы воздух и на верхней поверхности крыла тоже пролетал интенсивно. Потому что скорость воздуха над крылом создаёт подъёмную силу.
Решение пришло внезапно и парадоксально - оказывается, для ускорения медленного потока можно использовать нелюбимые завихрения.
Сделали это с помощью внедрения в пограничный слой быстрого потока, удалённого от поверхности.

Вот с помощью показанных устройств и происходит процесс.
Как видно по следу потока на следующей картинке,

интересующие нас завихрители (по-английски "vortex generators") установлены под некоторым углом к потоку.
Они отклоняют его слегка в сторону, а на это место устремляется часть воздуха из пролетающего дальше от поверхности.
В итоге пограничный слой ускоряется за счёт внедрения более быстрого потока, удалённого от поверхности.

Такое решение позволяет улучшить обтекание крыла на малых скоростях. Позже наступает срыв потока.
Вроде как и на больших углах атаки ещё помогает.
То есть, практически, увеличивается запас до сваливания и уменьшается минимально допустимая скорость (что важно на посадке, например).

Подобные устройства есть и в других частях самолёта, где хорошо бы обеспечить качественное обтекание.
Вот, например, в районе хвоста, между килем и стабилизатором.

Полагаю, что тамошние завихрители улучшают обтекание корневой части рулей направления и высоты.

Иногда их устанавливают только в зонах элеронов, улучшая управляемость самолёта по крену на больших углах атаки, близких к критическим.

К этому же можно отнести и довольно большую аэродинамическую поверхность на капоте двигателя:


Дело в том, что расположенный близко к крылу здоровый двигатель оказывает не очень хорошее влияние на обтекание крыла.
Двигатель уменьшить нельзя - от размеров зависит экономичность. Отдалить его тоже некуда - ниже уже земля.
Зато установленная дополнительная аэродинамическая поверхность создаёт неслабый такой вихрь, улучшающий обтекание этой зоны.

Пишут, что это важно на взлёте.
Вихрь с этой поверхности хорошо заметен в сырую погоду из-за конденсации в нём водяного пара.
При полёте с выпущенными предкрылками хорошо видно, как белая полоса, начинающаяся на передней кромке Vortex Generator-а, уходит сверху него на верхнюю поверхность крыла.


Ну что же... пожалуй, на этом всё о странных уголках на крыле.



P. S.
Небольшое видео о пользе завихрителей:

http://www.youtube.com/watch?v=SXwVyxorvno

P. P. S.
Интересно, что на 737NG завихрителей сверху крыла стало меньше, чем на Классике.

P. P. P. S.
Оригинал записи:
http://lx-photos.livejournal.com/158501.html

promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 47
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Вот это по настоящему "как это сделано" )
Интересно.

очень интересно, спасибо. Теперь бы ещё узнать какая физика заложена в винглеты.

(Deleted comment)
Да, очень хорошая статья.

интересно, спасибо.
видео стоит посмотреть тоже.

магия управляет самолетом


Re: магия управляет самолетом

Да, хорошо :)

Re: магия управляет самолетом

Видел. Петросянисто (точнее, камедиклабисто), конечно, но доля правды есть - несмотря на развитие численных методов, реальные аэродинамические трубы еще как применяются, ибо посчитать ВСЕ - долго/сложно/никто не знает, как.

Ну а насчет отключения всей РЭА - это, конечно, бред. Просто правила создавались в древние годы, а бюрократический аппарат работает очень неспешно.

Edited at 2013-08-21 10:30 am (UTC)

Re: магия управляет самолетом

Всю электронную хренотень надо выключать, чтоб она не отвлекала пассажиров. А то быввет засмотрится на порнуху мальчик и аыарийную посадку пропустит.

Re: магия управляет самолетом

Вообще, резонное соображение. Хотя и спорное - тогда надо агитировать не только выключать электронику, но и прятать порножурналы. :)

Re: магия управляет самолетом

С бумажным чтивом проще справиться-нет света не почитаешь...

Re: магия управляет самолетом

Вообще да...

А как же "Для чтения можете использовать лампы индивидуального освещения..."?

он легко вырубается с пульта у стюардесс

Вы хоть раз летали самолетом?

Местное освещение ни разу не вырубали на взлете-посадке.

Re: Вы хоть раз летали самолетом?

видимо на разных самолетах и в разных компаниях персонал по-разному инструктирован

Индивидуальное даже пилоты вырубить не могут - АЗСы находятся в отсеке электроники под полом салона.
Это на 737.
На A320 - да, с Forward Attendant Panel в переднем вестибюле можно выключить.

Edited at 2015-05-31 11:40 am (UTC)

(Deleted comment)
А то что америкосяндеры самолеты и автобусы обшивают волнистой жестью?

(Deleted comment)
на сколько смутно я помню из телепередач, не для жесткости...
тоже было как-то связано с потоками воздуха...

асс = задница. Лётчик высокого класса = ас.
Полировали самолеты перед приёмо-сдаточными испытаниями, чтоб достичь скорости, указанной в спецификации. На войне никто такой хернёй не занимался.

(Deleted comment)

Советую почитать записки аиваконструкторов.

Особенно - историю марки МиГ и ЛаГГ.

(Deleted comment)

И что с того?

Полировали Миг и ЛаГГ.

Кстати. Все згают, что в случае ЧП кислородную маску надо надевать сначала на себя и только потом на своего ребенка?
Это здоровый и нормальный эгоизм. Ребенок сможет выжить, а вот помочь кому-либо еще или даже вылезти из развалов или расстегнуть ремень-нет...

Суть ясна
теперь вот думаю, зачем на крыше BMW такой завихритель установили )))

первое фото куда-то пропало

Исправил.
Происки, видимо.

  • 1