Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как устроена Чебоксарская ГЭС и каковы её перспективы
птица, солнце, Алексей Донской, Alek, Alexey Donskoy
alexey_donskoy wrote in kak_eto_sdelano
ГЭС

Блог-туры - штука полезная. Можно познакомиться со многими интересными предприятиями.
Чебоксарскую ГЭС, перекрывшую Волгу у города-спутника Новочебоксарска, безусловно, стоит посетить.
Несмотря на то, что она во многом определила нынешний облик Чебоксар, сегодня она более интересна жителям Нижнего Новгорода из-за пресловутой темы подъёма водохранилища на проектную высоту.
Покажу здесь внутренности ГЭС, процесс выработки электроэнергии и то, что отзывается воспоминаниями и профессиональным интересом.

Для соответствия правилам данного сообщества пост пришлось немного переписать, оригинал со ссылками на посты коллег здесь: alexey_donskoy в Ностальгическое путешествие на ГЭС, 2012.07.11

Итак, театр начинается с вешалки...

КПП ГЭС

(Кстати, по клику можно посмотреть все фото в большом размере).

КПП (1) тут сурьёзный, да. Аж проверяют зеркалом днище машины. Нас, пассажиров, заставили идти пешком через проходную и долго не хотели пускать с фотоаппаратами, потому что в бумаге забыли про них написать (написали только про инструктаж о правилах съёмки, а про фотоаппараты забыли :) ).


Расположение Чебоксарской ГЭС (6)


Исторические схемы проезда через ГЭС

А за КПП - мост (2) через шлюзы (3) - единственный въезд на ГЭС с нашей стороны Волги, знакомый с благодатных 80-х... Тогда я почти каждый день ездил на велосипеде из Чебоксар в Новочебоксарск - можно сказать, для моциона. Великолепна была новая дорога (8) через чистое поле от поворота до рощи - пару лет она уже была построена, но не запускалась почему-то в эксплуатацию. Велосипедистам раздолье!
Дорогу открыли, когда я учился в университете. И каждый день ездить уже не получалось. Зато переключился более интересные места - Заволжье. Ехать надо было через Новочебоксарск или спускаться по крутому берегу у рощи. И потом на мост (2).
Дорога по мосту через шлюзы была единственной - нынешний путь над ГЭС ещё не был готов. Никаких КПП, как ни удивительно, не было, проезд никто не ограничивал. Тогда нагляделся я и на всё грандиозное оборудование, и особенно на шлюзы (3):

Шлюз

Вот он, мост (2), на заднем плане. И шлюз, конечно. Со шлюзами знаком с детства - доводилось путешествовать по Волге от Питера и до Волгограда. Но смотреть на шлюзы не изнутри, а снаружи - совсем другое впечатление. Сейчас всё в колючей проволоке, к самому шлюзу и не подойти; а раньше спокойно стояли на стене и смотрели на многочисленные тогда ещё корабли и баржи... Сейчас смотреть-то не на что - ни единого судна, одна цветущая вода...
Никак не пойму - неужели все те сыпучие материалы, что возили на баржах, теперь даже на большие расстояния выгоднее возить "Камазами", сжигая много лишнего топлива и отравляя окружающую среду?! Почему речной транспорт практически уничтожен? Да и как можно сравнить одинаковую по продолжительности поездку в Горький (или Куйбышев) в пыльном душном автобусе, не вставая с кресла, и по речным просторам с солнцем и солёными морскими брызгами?!

В довершение ко всему, оказывается, сегодня собственно ГЭС, шлюзы и ЛЭП принадлежат разным ведомствам. Очевидно, затраты на кормление чиновников хозяев у них у всех возрастают пропорционально - за наш счёт, естественно...

Здесь проходила старая дорога через ГЭС
Здесь проходила старая дорога через ГЭС (5)

Грандиозность бетонных сооружений впечатляла. Особенно тогда, "когда деревья были большими"... и когда на самой ГЭС было снаружи пусто, только транспорт поднимался по узкой дорожке в ущелье глухих бетонных стен... Сейчас вид, сильно облагороженный, потерял изрядную часть былого очарования...

Теперь здесь гуляют только блогеры...
... и теперь здесь гуляют только блогеры и другие высокопоставленные лица...

Ну, раз уж начал воспоминания, то надо и дальше по дороге пройти:

Дорога через ГЭС (со стороны верхнего бьефа)
Дорога через ГЭС (со стороны верхнего бьефа) (5)

Собственно, тут и ездили. А сейчас здесь видны только краны для подъёма затворов и очистки воды от мусора:

Кран для ловли мусора :)

Сейчас здесь не так интересно. Ровный скучный асфальт... пустота... а раньше какая была отменная полоса препятствий вместо дороги! Дух захватывало от хаоса песка, бетона и стальных листов, призванных выровнять несоизмеримое и создать видимость дороги! Эх, и как же я ни разу не фотографировал там? С первого класса ведь всё подряд снимал, а тут уже, видимо, поднадоело, да и трясти фотоаппарат на велосипеде было не с руки...
Какое-то время даже с другой стороны была дорога (4). И всё было видно - и трансформаторы, с которых шли провода на берег; мощь электричества, заметная по треску коронных разрядов...
А теперь дорога проходит по крыше машинного зала (6), и за высокими ограждениями почти ничего не видно:



Ну что ж, ограничимся парой более давних исторических фото из музея ГЭС. Вот так шла большая стройка:

Страницы истории

Страницы истории

Ну, собственно, хватит воспоминаний. Экскурсия уже началась:

Гидроэнергетика России
Гидроэнергетика России

Мировая гидроэнергетика
Мировая гидроэнергетика

Заходим в самое сердце станции - центральный пульт управления (7):

ГЩУ
ГЩУ - главный щит управления

Ага, вот оно, родное. Правда, я всё больше с ТЭЦ имел дело. Но пульты управления выглядят очень похоже: те же мнемосхемы с лампочками и приборами, те же допотопные ключи управления на переднем плане.
Теперь и современная нотка зазвучала:

Современная часть ГЩУ

Всё знакомо. Ведь мы почти четверть века занимаемся моделированием оборудования ТЭЦ и других производств. Мнемосхемы на компьютере - штука удобная, можно смотреть всё, что нужно, и управлять технологическим процессом прямо с экрана. Вот для сравнения часть пульта управления ГРЭС:


Пример мнемосхемы тренажёра ГРЭС

Конечно же, на ГЭС я внимательно присматривался к экранам. Отрадно видеть логотип SCADA от "Каскад-груп". Среди них были и мои студенты, и я очень рад, что они не сбежали в торговлю, а достигли больших профессиональных высот и делают полезные, нужные промышленности программы и комплексы:

SCADA 'Каскад'

Тем временем оперативный персонал (а затем и подошедший ветеран станции Алексей Михайлович Русинов, участвовавший в пуске первого гидроагрегата) говорил нам всякие общие слова о вырабатываемой мощности, а также зачем-то о возбуждении генератора и особенностях процесса синхронизации... Видимо, привыкли к экскурсантам - студентам профильных учебных заведений :)
Пока я разглядывал интересные для меня технические нюансы, блогеры слушали крайне заинтересованно (и потом многое рассказали о текущей, ночной и проектной мощности, об организации управления станцией, дежурстве на пульте и т.п., не буду повторять):

Экскурсанты-блогеры

Предположение о привычке персонала к студенческим экскурсиям подтвердилось здесь:

Книга почётных гостей

Безусловно, студенты - наше будущее, тем и почётны - без всякой иронии!

Книга почётных гостей

Далее мы надели каски и проследовали в машинный зал, где увидели все внутренности гидрогенератора, выведенного в ремонт:

Ремонт гидрогенератора

Одна лопасть турбины весит 18 тонн! Узнали таккже про то, что они имеют поворотную конструкцию с хитрым механизмом управления, и про то, что в турбине применены безмасляные подшипники скольжения, исключающие загрязнение воды смазочными материалами. Посмотрели на внутренности ремонтируемого генератора:

Ремонт гидрогенератора

Механизмы управления генератором
Механизмы управления углом наклона лопастей турбины и шторок для формирования водного потока

А тут видны основные части генератора, где и вырабатывается электрический ток:

Ротор
Ротор генерартора

Статор гидрогенератора
Статор генератора

Машинный зал (видны верхушки гидрогенераторов)
Машинный зал (видны верхушки гидрогенераторов)

В машинном зале непривычно тихо и скучно. Мост, который проходит прямо по крыше зала, не ощущается никак.
Генератор вращается медленно, лениво и беззвучно. Вот короткое видео, где крутится один и ремонтируется другой генаратор, и где неорганизованной толпой гуляют блогеры по машинному залу:



То ли дело на ТЭЦ - за шумом и грохотом самого себя не слышно; а уж если срывает паровой клапан, так и вообще не знаешь, куда деваться! (Для тех, кто не в курсе: именно этот звук, похожий на самолётный, мы частенько слышим с другого конца города).
Да и сам агрегат на ТЭЦ гораздо сложнее и капризнее.
Турбина работает в агрессивной среде, температурное расширение может разорвать её, если дать слишком много пара, и т.д...
На ТЭЦ растопка котла занимает много часов, пуск и останов турбины - десятки минут. А на ГЭС пуск агрегата занимает всего 12 минут!

Машинный зал ТЭЦ впечатляет. Тут и котлы, производящие пар, и паровая турбина сложной конструкции, системы водоподготовки и охлаждения пара, в машинном зале некуда ступить от горячих паропроводов и других механизмов:

Турбинный цех ТЭЦ-2
Турбинный цех ТЭЦ-2

А в машинном зале ГЭС практически пусто. Кроме длинного ряда верхушек генераторов (показанного на фото выше) есть разве что стена релейной защиты и автоматики:

Релейная защита

Здесь же Ретом-21, куда ж без него при проверке и настройке релейной защиты:

Ретом-21, куда ж без него

В дальних залах стоят современные микропроцессорные системы, но туда нас не повели. Мне это было бы особенно интересно, поскольку в настоящее время как раз и разрабатываю такие системы:

БЭМП (новое поколение)
Терминал РЗА БЭМП (новое поколение)

Здесь проходит ток с генератора
Через этот выключатель проходит ток с генератора.
Это вам не вилка в розетке, однако! :)

Стоим у трансформатора 13,8-500 кВ
Стоим у трансформатора 13,8-500 кВ

Для неспециалиста всё здесь техника и техника... Но когда знаешь, что такое 500 киловольт, стоять рядом с таким трансформатором - незабываемое ощущение!
Вот они, эти 500 кВ, идут на берег для дальнейшего распределения по электрическим сетям:

Электричество, однако!

ЛЭП-500
ЛЭП-500 идёт на берег

Таков современный облик ГЭС (со стороны нижнего бьефа). Даже здесь какое-то время проходила дорога (4), и, конечно, это было самое интересное место:

ГЭС

И вода бурлит, вытекая из агрегатов... И не только из агрегатов - нам посчастливилось как раз застать выпуск воды из шлюза:

Выпуск воды из шлюза

Экскурсия продолжалась. Мы спустились внутрь работающего генератора:

Генератор в работе

Над нами - ротор и статор, где вырабатывается ток, под нами - механизмы управления лопастями и водным потоком.
За дверью этого пепелаца видна крутящаяся ось турбины:

Та самая ось, которая крутится :)

Нереально фантастический пейзаж, что-то космическое...
А так - на самом деле всё просто:

Чертёж гидроагрегата с отметками уровней
Чертёж гидроагрегата с отметками уровней

Раз уж речь зашла об уровне водохранилища, пора сказать пару слов и о мифах...
Мифы о подъёме любят разоблачать на официальном сайте. И нам были выданы соответствующие буклеты.

Поэтому давайте начнём с противоположной точки зрения. Вот передо мной газета "Автозаводец" (ОАО "ГАЗ").
Построена, к сожалению, в "лучших традициях" журналистского пиара с упором на эмоции в ущерб фактам и здравому смыслу.

- "Ах, пострадают наши дома". Но позвольте, уже много десятков лет как очерчена зона затопления, где запрещено строительство, и всех оттуда давно переселили. Если построил дом в запрещённом месте - чьи проблемы?

- "Жители Республики Чувашия высказали проекту однозначное одобрение". Вот это номер! Не припомню, чтобы нас кто-то спрашивал!

- "Погибнет Макарьевский монастырь". Но позвольте, защитные сооружения были запланированы, и средства, видимо, были выделены. Где они? Может, об этом следует спросить в первую очередь?

"В зоне затопления находятся 2 скотомогильника и 9 кладбищ". Опять финансовый вопрос, разве нет? Но вопрос серьёзный. Если потонет Макарьевский монастырь, будет потеря для культуры, но не катастрофа. А вот если не будут выполнены необходимые защитные работы в таких местах, проблемы будут у всех нас. А надежды на то, что они будут выполнены качественно и в полном объёме, почему-то мало...

То, что пострадают Горьковский автозавод и завод "Красное Сормово", дело вроде бы не наше. Пусть государство само как-нибудь с бизнесом разбирается. Впрочем, любая разборка так или иначе будет за наш, налогоплательщиков и потребителей, счёт, и это уже грустно...

А ещё в этом списке на затопление есть химзахоронения... Тут без комментариев. Воровство здесь однозначно обернётся большой бедой. Гарантий сегодня никто дать не может. Поэтому весь процесс должен быть под строгим общественным контролем!

Обсуждать мифы и их опровержение я не буду - не компетентен в этих вопросах. Можно почитать комментарии на сайте, например (ссылки в исходном посте) "О возможности повышения мощности турбин" или "О международном опыте борьбы с потопами". Они дадут представление о проблемах и ралзичных точках зрения на них.

Ну и в заключение - пара кадров из музея ГЭС. Там много чего интересного, включая различную электротехнику прошлого века, действующий макет гидрогенератора и макет самой ГЭС:

Макет ГЭС

... но интереснее были другие экспонаты:

Картина из семян
Картина из семян

Творческое осмысление энергетики
Творческое осмысление гидроэнергетики

Ну вот, пока ещё молодое поколение способно восторгаться величием современной техники и человеческого труда, и творчески их осмысливать - будущее у нас есть!
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Хороший репортаж. Спасибо.

После фразы "Сейчас здесь не так интересно. Ровный скучный асфальт... пустота... а раньше какая была отменная полоса препятствий вместо дороги!" - немедленно вспомнилась классика:


Утро застало концессионеров на виду Чебоксар. Остап дремал у руля. Ипполит Матвеевич сонно водил веслами по воде. От холодной ночи обоих подирала дрожь. На востоке распускались розовые бутоны. Пенсне Ипполита Матвеевича все светлело. Овальные стекла его заиграли. В них попеременно отразились оба берега. Семафор с левого берега изогнулся в двояковогнутом стекле. Синие купола Чебоксар плыли словно корабли. Сад на востоке разрастался. Бутоны превратились в вулканы и принялись извергать лаву наилучших кондитерских красок. Птички на левом берегу учинили большой и громкий скандал. Золотая дужка пенсне вспыхнула и ослепила гроссмейстера. Взошло солнце.
Остап раскрыл глаза и вытянулся, накреня лодку и треща костями.
-- С добрым утром, Киса,-- сказал он, давясь зевотой.-- Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по чему-то там затрепетало...
-- Пристань,-доложил Ипполит Матвеевич. Остап вытащил путеводитель и справился.
-- Судя по всему-Чебоксары. Так, так...
Обращаем внимание на очень красиво расположенный г. Чебоксары...
-- Киса, он, в самом деле, красиво расположен?..
В настоящее время в Чебоксарах 7702 жителя.
-- Киса! Давайте бросим погоню за брильянтами и увеличим население Чебоксар до семи тысяч семисот четырех человек. А? Это будет очень эффектно... Откроем "Пти-шво" и с этого "Пти-шво" будем иметь верный гран-кусок хлеба... Ну-с, дальше.
Основанный в 1555 году город сохранил несколько весьма интересных церквей. Помимо административных учреждений Чувашской республики, здесь имеются: рабочий факультет, партийная школа, педагогический техникум, две школы второй ступени, музей, научное общество и библиотека. На чебоксарской пристани и на базаре можно видеть чувашей и черемис, выделяющихся своим внешним видом...

:)

Edited at 2013-07-12 12:47 am (UTC)

Как устроена Чебоксарская ГЭС и каковы её перспективы

Пользователь pilip_pilipich сослался на вашу запись в записи «Как устроена Чебоксарская ГЭС и каковы её перспективы» в контексте: [...] Оригинал взят у в Как устроена Чебоксарская ГЭС и каковы её перспективы [...]

Нету у неё перспектив, кроме одной - в топку!!

А, мнение марийца понятно. Земли затопят, а Чубайс электричеством нифига не поделится.
Да он как бы и с нами не особо делится-то. ;)

Но посмотрим с другой стороны. Вот если нашу ГЭС убрать, то вся химия из Кстово и грязь из Нижнего успешно доплывут до Чебоксар (да равно и до Кокшайска), и будут у нас у всех проблемы ничуть не меньшие.
Так что никому точно не известно, что лучше на самом деле...

Они не приплывут и остановятся, как сейчас, а проплывут мимо, сменяемость воды повысится в разы. А лучше на самом деле так, как природой определено. Вам как лучше, чтобы осетр и стерлядь в Суре и Ветлуге нерестилась или как сейчас - солитерные лещи?

Природа меняется, и человек меняет её.
Сейчас, чтобы вернуть былое состояние, "как природой определено", недостаточно будет даже уничтожить всю промышленность.

И, кстати, человек тоже часть природы. Вот как сделать так, чтобы эта часть была действительно полезной частью, а не раковой опухолью? Чтобы красивейшие уголки той же марийской природы в свалку не превращали!

Вот когда культура каждого поднимется хотя бы до этого уровня, тогда и во всяких ГЭС будут видеть не только источник денег...

Чтобы природу менять, кроме возможности еще ум нужен, а не тупая жажда наживы. А знаете сколько таких уголков как вы ссылку дали, там, где произойдет затопление при поднятии уровня ГЭС?

Промышленность тут не при чем, ваша ГЭС промышленности не нужна, мало того - весь Волжско-Камский каскад электростанций со своими тремя % от производимой в России электроэнергии не нужен.

Без их 3-х % экономика обойдется, тем более эл/энергии сейчас переизбыток.

> Чтобы природу менять, кроме возможности еще ум нужен, а не тупая жажда наживы.

Ума недостаточно, нужно ещё желание. Или, как нынче более актуально, стимул.
Будет стимул - и ум найдётся.
Давайте подумаем, что можно сделать, чтобы появился стимул?

> А знаете сколько таких уголков как вы ссылку дали, там, где произойдет затопление при поднятии уровня ГЭС?

Знаю. Есть карты. Но вопрос неоднозначный. Где-то затопит, где-то болота появятся. А где-то экология и улучшится.
В советское время исследовали много чего. Не всегда объективно, и никогда - открыто. Но всё-таки хоть что-то да учитывали.

> Без их 3-х % экономика обойдется, тем более эл/энергии сейчас переизбыток.

Тоже очень неоднозначный вопрос.
Кстати, нижегородцы собираются АЭС строить в опасной близости от нас.

И каскад нужен был не только для электроэнергии, а для судоходности Волги. Кто тогда мог предположить, что через несколько десятков лет водный транспорт станет нерентабельным?!
Так и мы сегодня вряд ли сможем компетентно обсуждать пользу и вред в перспективе.
Главное - поднимать культуру и создавать стимул к взвешенному анализу экологических проблем.

Ну и как? приветствуете строительство АЭС? Ничего, что у вас экология ухудшится, где-то же улучшится)))

В советское время как раз ничего и не учитывали, ладно еще реки сибирские на юг не повернули, желание было, а вот ума...

А вообще, из вас депутат хороший получится или политолог: столько написали, каждое слово по-отдельности правильное, а вместе - ни о чём. "Всё хорошо, всё спокойно, главное лодку не раскачивать и культуру поднимать."

Про АЭС - это к тому, что ГЭС не самый страшный зверь.

Поворот рек - это, конечно, перебор. Но, даже если сегодня и больше учитывают, то и финансы куда как больше экономят...

Про нераскачивание лодки... Прежде чем протестовать, надо как следует разобраться и предложить приемлемый вариант. Ну и РОИ можно и нужно использовать - когда станет ясно, что делать и чего требовать.

А про культуру - так это в том числе наша с вами забота. Всё-таки нас читают.

И да, чем шутить по поводу политологии, предлагайте вопросы для обсуждения.
Можно даже совместную блогерскую встречу по теме ГЭС провести - территориально мы рядом, не проблема.

Можно конечно и встречу провести, но по этой проблеме всё уже сказано, позиции определены, приведены все аргументы с обеих сторон, как говорится - не добавить, не убавить. теперь только ждать остается, что победит: разум или жадность.

По поводу судоходности: дешвле русло наверное было углубить и каждый год поддерживать, чем выкинуть миллиарды на бетонные берега.

Тогда бетон дешевле был ;)))

Кстати, ходила такая байка, что американцы предлагали Волгу почистить бесплатно, с тем, что всё найденное на дне (вроде сокровищ Стеньки Разина ;) ) заберут себе.
Наши, естественно, не согласились ;)

Я живу в Сормово, г. Нижний Новгород. Судя по многим признакам - уровень уже подняли на пару метров и интересуются, случится чего или нет. Последние два года, как начались разговоры о подъеме уровня, так начались и проблемы.

Как автомобилист, заметил, что на многих дорогах в нижней части города начали образовываться провалы в районе ливневой канализации. Видимо, уменьшился перепад высот между Волгой и ливневкой.

В районе пос. Дубравный есть две посадочные площадки для мелкой авиации - Землячки и Большое Козино. Никогда ранее не затапливаемые в этом году они до сих пор жидкие. Жара уже месяц стоит, а на Землячке земля чавкает. На машине не въеешь, чего уж говорить про летающую технику.

Даже поселок Сортировочный (им до Оки ближе уже, чем до Волги) - очень сырая земля.

Сады около аэродрома Сормово - середина лета, а земля жидкая.

Мой гараж около аэродрома. Был построен в 1972 г. Погреб сделан из листов железа 6 мм. Я его единолично эксплуатирую с 2007 г и никогда не протекал, а последние два года стабильно есть вода. И не уходит. За последние два года (это с 1972!) ржавчина съела чуть ли не половину толщины железа.

Аналогично в гараже у соседа. Обычно, после весеннего половодья уровень грунтовых вод приходит в норму, из кирпичных (не герметичных) погребов откачивают весеннюю воду, и до следующей весны проблем нет. У него же хоть каждый день качай. Как колодец.

Все как всегда - "нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 300% прибыли." Вся для Чубайса, вся ради него.

Edited at 2013-07-15 11:21 am (UTC)

> Судя по многим признакам - уровень уже подняли на пару метров

Чего нет, того нет.
Живя около ГЭС и часто бывая на берегу, такого события невозможно не заметить! ;)

> на многих дорогах в нижней части города начали образовываться провалы в районе ливневой канализации.

Износ канализации, прорыв её и подмыв грунта водой. Особенно весело, когда магистральный водопровод прорывает - тогда легко многометровые ямы получаются... Волга тут точно ни при чём. И разность уровней ливнёвки и Волги, соответственно.

> Жара уже месяц стоит, а на Землячке земля чавкает.

Проконсультируйтесь с местными геологами.
Для себя можете начать с определения высоты местности над уровнем Волги. Если больше нескольких метров, то ни о каком подпоре грунтовых вод со стороны Волги речи быть не может.

У нас вон водопад в 2010 году пересыхал, а сейчас течёт. Это Волга виновата или всё-таки погода? ;)))

Наконец, пойдите на набережную и последите за отметками уровня - самый простой и очевидный вариант. ;)

Нельзя же быть настолько мнительным, в конце-то концов.

> "нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист ради 300% прибыли."

А это да, увы...

Edited at 2013-07-15 04:23 pm (UTC)

> Чего нет, того нет. Живя около ГЭС и часто бывая на берегу, такого события невозможно не заметить! ;)

Значит, какой то природный катаклизм, навроде глобального потепления. Природное поднятие уровня?!

>Износ канализации, прорыв её и подмыв грунта водой. Особенно весело, когда магистральный водопровод прорывает - тогда легко многометровые ямы получаются... Волга тут точно ни при чём. И разность уровней ливнёвки и Волги, соответственно.

Про ЖКХ все понятно, но тут оно как то разом, везде и не заметить этого сложно. Наводит на мысли и поиски причин.

>Проконсультируйтесь с местными геологами.
Для себя можете начать с определения высоты местности над уровнем Волги. Если больше нескольких метров, то ни о каком подпоре грунтовых вод со стороны Волги речи быть не может.

Перепад конечно есть. Аэропорт Стригино 78 м, аэродром Сормово 84 м. Волга, если не ошибаюсь - 64 м, в паводок 69 м. Но на то они и аэродромы, чтобы лучшие кочки позанимать.

А вообще площадь подтопления в паводок 25%. Как раз до отметки 68 м и хотят поднимать ЧеГЭС. Тогда у нас будет круглосуточный паводок. Можно ожидать обострения всех проблем, связанных с износом подземных коммуникаций.

Я не геолог, а авиационный инженер, но уровень Волги ощущаем не в теории , а по выше описанным проблемам. А с микрорайоном Сортировочный и так каждый год все плохо - вода по уровню земли (жил там 12 лет). При поднятии уровня они просто превратятся в Венецию, без вариантов. Я не знаю, как и кто собирается это проигнорировать?!

Edited at 2013-07-16 07:08 am (UTC)

> Значит, какой то природный катаклизм, навроде глобального потепления. Природное поднятие уровня?!

Причём локальное. ;)
У нас ничего необычного не наблюдается.

> Наводит на мысли и поиски причин.

Элементарно, Ватсон! Когда последний раз как следует сети ремонтировали? Вот то-то и оно...

> Волга, если не ошибаюсь - 64 м

Сейчас уровень у нас 63 м. У вас чуть повыше.

> При поднятии уровня они просто превратятся в Венецию, без вариантов.

Все земли в зоне затопления и подтопления ещё в советское время выведены из оборота. Жилья там быть просто не должно по закону...

Впрочем, и у нас сейчас застраиваются оползневые районы, где в советские времена ни о какой многоэтажной застройке речи быть не могло. Деньги, деньги.

> Я не знаю, как и кто собирается это проигнорировать?!

Аргументы весомые с обеих сторон. Чем дольше будут тянуть решение вопроса, тем хуже будут последствия, имхо...

Edited at 2013-07-16 09:16 am (UTC)

>Все земли в зоне затопления и подтопления ещё в советское время выведены >из оборота. Жилья там быть просто не должно по закону...

>Впрочем, и у нас сейчас застраиваются оползневые районы, где в советские >времена ни о какой многоэтажной застройке речи быть не могло. Деньги, >деньги.

Это зона, кстати, частного сектора, со старинных времен. Вот их то и топит каждую весну, причем все выше и выше уровень вод.

Вот это место: http://maps.yandex.ru/-/CVV2bUyY
А лесок к западу от поселка затопило лет 12 назад. Помню четко - то на велосипеде катались, а то вдруг одним годом болото стало.

Даже по карте видно - место изначально болотистое.

Сочувствую. Но вопрос как бы совсем не по адресу - я ж не гидрогеолог :)

"Подрядные организации отвечают, что береговая линия подвинется на 30 метров. Это значит, что 30 метров будет затоплено, а подтопление, т.е. заболачивание, произойдёт на ширину 2,5 километров от существующей кромки берега. На что специалисты им говорят, что, учитывая сеть имеющихся озёр и болот, подтопление произойдёт на глубину от 10 до 15 километров по всей территории левого берега реки.

Все эксперты сходятся в том, что самая серьёзная опасность связана даже не с затоплением, а с подтоплением и берегопереработкой, то есть оползнями, масштаб которых будет увеличиваться по правому берегу Волги."

Оно и так существовало всегда - и оползни правого берега и заболачивание левого. Просто все усугубится.

Да собствено, вот, первоисточник: http://www.nnov.org/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B0_%D0%A7%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%93%D0%AD%D0%A1

Edited at 2013-07-16 07:22 am (UTC)

У нас тоже народ обсуждает.
В том числе и увеличение оползней (в самом элитном районе города ;) ).

  • 1
?

Log in

No account? Create an account