Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как делают китайскую перегородчатую эмаль.
сердитый аватар
aslan wrote in kak_eto_sdelano


Пекинская (Бейджинская) перегородчатая эмаль, или "Цзинтай Лань" - одно из традиционных достояний китайской культуры. Выполненные в этой технике изделия всегда были признаком богатства и высокого социального статуса,
и  служили китайским императорам в качестве дворцовой и храмовой утвари, предметов обихода. Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.




Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии  и на Ближнем востоке. В в период правления в Китае монгольской династии Юань (1271-1368) техника перегородчатой эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911).

Название "Цзинтай Лань", что переводится как "Лазурь Цзинтай", обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450-1456) в пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.



На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно Пекинская техника эмали, что неудивительно - ведь расположенный в Пекине императорский "Запретный Город" был основным местом применения для данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и приближенные к императору люди, вдобавок, жившие в императорском дворце.

В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса, значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо доступнее, чем в императорские времена.



Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным отсутствием механизированных операций - каждое изделие изготавливается вручную и является уникальным.

Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих изделиях, вместо меди используется серебро или золото) выковывается заготовка.



Прижимая лист к чугунной болванке, легкими ударами молоточка мастер придает изделию первоначальную форму. После чего изделие проходит начальную шлифовку, чтобы убрать все заусенцы и неровности.



После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.



Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок (отсюда и пошло название - "перегородчатая эмаль"). Перегородки изготавливаются из тонкой медной или латунной ленты шириной от 1 до 3 мм. Мастер нарезает проволоку на кусочки, после чего изгибает ее по форме элементов рисунка.



Каждая перегородка бережно прикрепляется к изделию при помощи специального клея.



На каждой вазе таких перегородок - сотни.



Учитывая сложность рисунка, трудно представить себе трудоемкость и кропотливость данного процесса.



Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно размельченных, в идеале, серебряных опилок.



После этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно фиксируя перегородки.

После этого приходит время раскраски. Эта операция также выполняется вручную.



Ячейки между перегородками при помощи специальных пипеток заполняются эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с различными минералами.



Для получения смешанных цветов, ячейки требуется заполнять по 3-4 раза. В зависимости от сложности рисунка и насыщенности цветовой гаммы, процесс "раскраски" может занимать до 6-8 часов.



По завершению заполнения пространства между перегородками, изделия подвергаются повторному обжигу в угольной печи в течение 10 минут при температуре 600-700 градусов Цельсия. Поскольку эмаль усыхает при запекании, повторять нанесение и обжиг приходится несколько раз.



Мастер инспектирует получившиеся после обжига изделия. Почти готово!



После обжига изделие направляется на полировку - чтобы убрать все неровности.



Первый этап полировки осуществляется при помощи карборунда (карбида кремния) с водой, второй - угольной пылью, смешанной с маслом. Свободные от эмали грани иногда покрываются драгоценным металлом - серебром или золотом.



После нанесения следует финальная полировка, и готовое изделие направляется напрямую в расположенный тут же магазин.



Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным признаком перегородчатых эмалей.



Для изделий, выполненных в технике "Цзинтай Лань", наиболее характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц.



Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династии, "Только женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в хозяйстве, истинный же благородный муж видит в них лишь объект восхищения".



Инкрустированный драгоценными камнями чудо-ларец



Крупнее



Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая вазочка стоит не дешевле 780 юаней - на наши деньги это около 3800 рублей.  Эти, 20-и сантиметровой высоты, подороже - 898 юаней или 4340 рублей.



Китайская перегородчатая эмаль сегодня - не только дань традиции, и важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно, поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.



На это как бы намекает и склад заготовленной упаковки.



Конечно, такие дорогие вазы покупают не каждый день - зато туристы охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь попроще. Никто не уходит без покупок!



Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью - крошечная шкатулка.



Турист из Индии придирчиво выбирает сувенир



Торговаться в этом магазине нельзя - а вот потратить кучу денег можно очень легко.



"Сикока-сикока?" Наш китайский сопровождающий и корреспондент Радио-Маяк Алексей Чесноков с изумлением изучают ценник. Эта огромная ваза  высотой более 2 метров обойдется покупателю в 2 360 000 юаней, т.е. примерно 11.5
миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора!



Взят у artemspec в Китайская перегородчатая эмаль: как это сделано?

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на shauey@yandex.ru Лера Волкова (multypassport@gmail.com) и Саша Кукса (alxmcr@gmail.com) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg


Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
ОЧЕНЬ интересно! и лично меня порадовало присутствие ценников)) кстати не запредельно - за такую красоту.

все равно довольно лорого

ну почему?? потому что мы привыкли что китайские какашки почти бесплатные? так ведь это настоящее искусство.

не спорю, что искусство, но наши оригиналы стоили бы дешевле

все наши - ну, такие оригиналы.. ;-)

Отличный репортаж.

К сожалению, забытое в России искусство. Когда-то, до революции, перегородчатая эмаль была одним из самых распостраненых способов украшения серебрянных окладов икон. Были популярны столовые приборы, солонки, сахарницы, чайники, кубки, братины.
Одними из лучших были в России фирмы Овчинникова и Хлебникова.
И что касается узоров, то русские эмали китайским не уступят. :)

К тому же в русских эмалях перегородки зачастую делались из скани и были абсолютно кружевными.

Они не импортные-непривычно уже. Ла и плюс мастеров мало а стоимость высока,наверняка в разы выше китайской.

Очень красиво!

Спасибо, очень интересно

Спасибо, красота необыкновенная! Однако, производство, наверное, не очень вредное для здоровья? Ибо мастера без респираторов и даже без перчаток.

обалдеть просто какая красота!

Спасибо! Очень интересно и очень красиво!

Только женщины могут позволить себе пользоваться этим

спасибо

Азиатчина остается азиатчиной. Ну почему тетка раскрашивает держа навесу вазу? Хорошо хоть фартук есть. Или он только для снимков? А мужик, стоя раскрашивающий, без фартука? А интерьеры словно нелегальная фабрика в Москве? Деньги за товар на что идут? Хотя может это все дань традициям 14го века. Изменились только лампы, одежда и на пасатижах появились пластмассовые ручки.

(Deleted comment)
Где электромоторы?! Там, где болванки крутят, привод от ног осуществляется, этот как огнчарный круг. А вернее это как токарный станок, на таком еще Пётр I трудился, в 18м веке, а до него голландцы, тоже веками, китайцы не ушли далеко.

(Deleted comment)
чем больше вижу репортажей из поднебесной, тем больше убежлаюсь что все они постановочные

Красота! Да, дело трудоёмкое, будь здоров! Цена тоже приличная, но зато эксклюзив. Вспомнилась наша ростовская финифть. Там ведь тоже эмаль и, по-моему, скань применяется. Есть вещички не из драгметаллов, доступны каждому.

(Deleted comment)
Красивый. Думаю, что на этой ростовской фабрике тоже что-то крутое делают вручную и сейчас. Просто есть часики и кулончики, которые клепаются, как матрёшки и продаются чуть не с лотков. А есть, наверное, и что-то очень качественное, и подороже, и в магазине при производстве. Вот бы тоже посмотреть, как делают.

Интересно.
Судя по моим впечатлением от посещения китайских фабрик, там практически все делается вручную, потому что дешево.

это не магазин-фабрика, а исторический музей, в котором живые люди работают экспонатами и показывают как раньше производили эту красоту. А массовое производство происходит в соседнем здании, в несоизмеримо большем колличестве, болие автоматизировано.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account