Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Нужно ли детей приучать к труду? Учебно-производственные отряды
белый аватар
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Новое - это хорошо забытое старое - наверняка вы слышали эту известную фразу. Не могу сказать, что она применима ко всему старому, но к той теме, о которой я сегодня расскажу она вполне подходит.




В советские времена в школах (в основном в сельских) существовала программа трудового воспитания на базе учебно-производственных бригад. Детей приучали к труду - сперва выращивать что-то на пришкольных участках, а потом и к работе в поле, чтобы школьники имели не только представление о том, что такое труд, но и чтобы сформировать у них положительную мотивацию к труду.

Конечно, школьники не работали как взрослые рабочие, они трудились в свободное от учебы время весной и летом, но такие бригады помогали им ценить труд и решиться на выбор будущей профессии. Такая форма труда - учебно-производственные бригады, была очень востребована, позволяла организовать детей. К тому же они не только выращивали фрукты и овощи для школьного стола, но и зарабатывали.

С распадом Советского союза такая практика была забыта во многих селениях. Однако в некоторых осталась, и учебно-производственные бригады вполне органично вписались в реалии современных сельских школ.

Для того, чтобы выяснить как это работает, я с бригадой труженников клавишного труда отправился в Белгородскую область. Первый пункт назначения - село Шелаево Валуйского района. Здесь живет около 3 тыс. человек и всего одна школа, зато образцовая.



При входе в здание, стены усеяны всевозможными наградами учащихся школы за победы в спортивных соревнованиях.


Во дворе есть даже парковка для велосипедов.


Есть даже шахматы.


И такой облагороженный участок.


О том, насколько важна трудовая практика в этой школе говорит стенд, висящий в холле. УПБ возникла здесь 60 лет назад, и на данный момент является полностью самостоятельной в плане самофинансирования и хозрасчета.


У бригады есть свое поле в 26 гектар, где выращиваются все эти культуры. Количество выращиваемого исчисляется тоннами, а в прошлом году школьники заработали 220тыс. рублей. В данный момент поле находится под паром, потому мы туда не поедем.


Трудно назвать детьми членов учебно-производственной бригады, которые чуть ли не на голову выше нас). Кстати, зарплата школьников составляет 7500 в месяц. Никого работать не принуждают, участие в бригадах на добровольной основе.


А это пришкольный участок, где школьники УПБ ухаживают за своими деревьями.



А также учатся выращивать овощи и зелень.




Это кстати гречиха, первый раз увидел вживую, если не знаешь, то ни за что не догадаешься.






Слева бывший директор школы Подерягин Василий Савельевич, который, который застал работу УПБ в советские времена, и благодаря которому она сохранилась в наше время. Справа председатель колхоза, бывший бригадир и выпускник школы.


В следующем нашем пункте, селе Афанасьевка, Алексеевского района нас встречали с хлебом солью и песнями. Это было внезапно, необычно и приятно.








Нас встретил директор школы и руководитель УПБ Сапелкин Николай Тимофеевич. Приятная девушка рядом с ним является бригадиром!


У школы есть своя техника на которой учатся работать в поле школьники.






Здесь же есть возможность бесплатно отучиться и получить права категории В и С и отучиться на механизатора.


В этот раз у нас получилось увидеть школьное поле, где УПБ выращивает подсолнечник. И это кстати, не единственное поле, где школьники выращивают сельхозкультуры.




На следующем поле выращивается пшеница.




А на третьем кукуруза.


За рулем трактора ученик школы, который пропалывает грядки. Чуть более 20га, на которых УПБ выращивает культуры являются собственностью школы, остальные поля находятся в долгосрочной аренде. Урожай исчисляется десятками тонн.

Учебно производственная бригада не просто выращивает сельхозкультуры, но и проводит опыты по выращиванию новых сортов и гибридов. Излишки продукции реализуются среди детских садов и школ Алексеевского района.


Следующий наш пункт - Ракитянский агротехнологический техникум. Здесь выпускники школ и бывшие члены УПБ учатся на востребованные сейчас рабочие профессии - зоотехников, механиков, водителей тракторов, комбайнов, электриков, поваров-кондитеров и даже на микробиологов.


Во времена моей университетской юности было престижным идти учиться на юриста и экономиста. В результате большая половина выпускников осталась ни с чем - рынку труда не нужно было столько адвокатов/прокуроров и бухгалтеров. А сейчас существует дефицит специалистов рабочих профессий, и хорошие специалисты зарабатывают достойно.


Как нам сказали, недостатка в студентах нет. Молодежь понимает перспективность таких специальностей, потому стремится приобрести нужные знания. К тому же техникум сотрудничает с агрохолдингом " Белгранкорм", куда после учебы трудоустраиваются лучшие выпускники.


Особое внимание в техникуме уделяется дуальному образованию, при котором теоретическая часть подготовки будущих специалистов проходит на базе образовательной организации (в нашем случае техникума), а практическая — на рабочем месте.

Местные предприятия "заказывают" техникуму определенное количество специалистов, а также принимают участие в составлении учебной программы. Студенты при дуальном обучении совмещают учебу с практикой на предприятии.

Оборудование для выращивания птицы, на котором учатся студенты.


Такое образование сейчас активно внедряется не только в Белгородской области, но в некоторых соседних регионах. Дуальное обучение поддерживается министерством образования не только для общего обучения школьников по специальностям, но и для знакомства их с потенциальными работодателями.

На предприятиях у студентов есть наставники, которые помогают получить нужный опыт еще до окончания учебы, то есть при поступлении на работу предприятие получает уже полноценного специалиста.

А в этом кабинете учат водить спецтехнику. Трактора John Deere.


И Камазы.


Здесь учат механиков.


А здесь электриков, очень нужная профессия. Хороший электрик сейчас редкость.


И микробиологи.


Во дворе техникума небольшой автомобильный музей.






И последний наш пункт - Борисовский завод мостовых металлоконструкций имени В.А. Скляренко, который сейчас выполняет заказ для Крымского моста. Здесь проходят практику студенты Борисовского агромеханического теникума.
Дуальное обучение здесь тоже давно практикуется.






Мне интересно ваше мнение по поводу написанного. Как считаете, нужны ли учебно производственные бригады и как относитесь к дуальному обучению в техникумах?


Отдельная благодарность Министерству образования и администрации Белгородской области за приглашение!

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

Жми на иконку и подписывайся!

- http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
- https://www.facebook.com/kaketosdelano/
https://www.youtube.com/kaketosdelano
- https://vk.com/kaketosdelano
одноклассник.jpg - https://ok.ru/kaketosdelano
tw.png - https://twitter.com/kaketosdelano
inst.png - https://www.instagram.com/kaketosdelano/

Официальный сайт - http://ikaketosdelano.ru/

Мой блог - http://aslan.livejournal.com
Инстаграм - https://www.instagram.com/aslanfoto/
Facebook - https://www.facebook.com/aslanfoto/
Вконтакте - https://vk.com/aslanfoto



promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Хороший получился репортаж. Живу в Белгороде и могу подтвердить, что дуальное обучение в регионе развивается не на бумаге или для блогеров, но и вполне реально. Мой знакомый сейчас учится в Индустриальном колледже на сварщика и с весны параллельно работает на заводе по специальности в рамках данной системы.

В деревне, где живет моя бабушка, были такие бригады. Летом меня подружка брала со своим классом на поле работать, учительница разрешала. Это были мои первые трудовые деньги!


какая область?

Детский труд это здорово!

Это хорошо только если абсолютно добровольно.

добровольно

Умеют же эти украинцы облагораживать свой быт. В генах это у них что-ли.


хм, и где же тут украинцев вы увидели?

На фото. Я эти места знаю лично. А вы можете ознакомится с советской этнографической картой, если для вас имеют различия народ и нация (русские и россияне). Хотя, если Миша Галустян и Кужугетович русские, то мы дончаки, тогда точно узбеки.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/Ethnic_map_USSR_1941.jpg

Вы то может и узбек, но на картинках точно не украинцы.
А как украинцы без русских умеют облагораживать свой быт- очень хорошо видно по результам майдана на Украине. Уж облагородили, так облагородили.
С другой стороны, при советах на Украине было хорошо:)
Так что, возможно, дело не в национальности?;)

Эка вам украинцы пекут в одном месте. А тут ведь какие-то километры от современной границы. Не до Саратова, не в Сальськие степи да под Адыгею забрались. Может и русских на запад от Изварино уже нет? С такой головой, лишь бы не в политику. Мы второй дом еще не построили, чтобы вы нас из него от злых украинцев освободили.

если мы , белгородцы- украинцы, то вы узбек видимо.
к картинкам приглядитесь что ли, на наши народные костюмы... Это блин как грузин с поморами спутать. учите матчасть.

На фото не Белгород и белгородцы. Учите матчасть.

на фото белгородцы как раз, на наш вопрос о костюмах, они сказали, что это именно костюмы принятые носить в этой части России, и к украинским не имеют отношения

белгородская обл такая же украина, что и харьковская - никакая


я закончила школу в 2002, была у нас отработка кажде лето 2 недели. бесплатно. на школьном участке, копали , полои, поливали. Отработка могла быть и в июне и в июле и в августе, большой удачей было договориться на отработку сразу после окончания учебного года, чтоб к концу июня уже быть свободным и уехать куда нибудь.

Не обязательно кстати было на участке работать, не хочешь тяпать , то тогда три недели , но в классах: оттирай парты от чернил, клей размахрившиеся плакаты в кабинете биологии или мой пробирки в кабинете химии. Выбор однако.

а осенью снимали с уроков и вперед к корейцам лук или морковку собирать на поля. тоже бесплатно, разве что обедом покормят , арбуз дадут на десерт. Но это недолго, неделю может. За такую отрабтку хозяева полей покупали овощи для школьной столовой на весь учебный год.
Нам вообще было по приколу, зато учиться же не надо, придешь в школу с ведром, сидишь ь ждешь автобус, семечку лузгаешь. Но в поле было тяжеловато, жарко и трудно весь день то.

это совсем другое, я тоже ездил собирать свеклу кормовую со школой летом бесплатно, а в репортаже совсем другое, тут бригады и оплата за труд, а не принудительные работы

окей.

В последние каникула после 10 класса нам разрешили совместить отработку с работой на благо поселка, а именно администрация наняла школьников ходить с тяпками и рубить вдоль дорог сорную траву типа амброзии.
За зарплату. Полдня. Наш класс полностью практически нанялся. Я себе купила часы, до сих пор ходят кстати)

бесплатно? сомнительно. или недопоняли, или кто-то украл.


В мои годы, а закончила я школу в 1996 нас так и припахивали бесплатно в обязательном порядке на летнюю практику. Не каких денег, даже речи о них не было, более того - помыслить об таком было практически позорно.

а я ездил на морковку, еще в советское время, всем заплатили, причем по-разному, считали пропорционально ведрам, тоже на белгородчине, школа городская. вспоминаю как приключение, никакого негатива. еще и морковки домой поинес.
возможно, заработок перечислялся на какие то нужды, тогда так было принято, могли просто не объяснить, но что вот совсем прямо бесплатно - сомнительно.


Перечислялось на счёт школы. Как нам говорилось таким образом школьное питание для нас выходило дешевле.

денег не давали нам, это точно

ну вон выяснилось у других, что деньги в итоге на питание перечислили, скорее всего и у вас также, совхозами такой труд не мог не оплачиваться, а дальше уже вопросы к руководству школы

В школьные годы довелось побывать в трудовом лагере со своим классом.
Очень положительные воспоминания.
И на сбор морковки выезжали, тоже из школы - было Ок.
Считаю что для школьников очень полезное дело.

Минус по ТБ - механик в тапочках быть не может. На фотке с запорожцем. Учат плохому.

Я резко отрицательно отношусь к превращению всех подряд школьников в колхозников. У людей могут быть разные устремления. Вполне возможно, что эти устремления противоречат или не согласуются с копанием земли лопатой. И мне совершенно непонятно, зачем надо насиловать молодёжь этой принудиловкой. Это же, фактически, рабство. Работу делают взрослую, не получают ничего. Натуральное рабство в 21 веке.

ну так это дело добровольное, никто никого не принуждает, я же написал, что здесь нет принудиловки, как вы пишите, при чем тут рабство?)

Официально принудиловки быть и не может, потому что по закону об образовании любой труд школьника возможен лишь с письменного согласия родителей. Но мы же знаем, как это бывает, верно? “Конечно, вы можете отказаться, но отрывать от коллектива – не хорошо. А вашему ребёнку тут ещё учиться и учиться...”

бывает по разному, я в школе когда в 90-е учился ездил бесплатно со всей школой свеклу собирать, добровольно-принудительно, а тут совсем другое, перечитайте пост

, почти вся Белгородчина в таком виде, у моего ребенка тоже школа замечательная, но мы в Строителе. Валуйки милое местечко. Хотя лет десять назад была жопа мира, это на тему "Путин-гад" и прочее.

А в соседних областях с этим как - не знаете?

а я вот когда в железнодорожном техникуме учился, убирал говно и мусор, летящие из вагонов, за пассажирами на перегонах. ассенизатором так и не стал, хотя и поработал им месяца полтора, когда с деньгами напряги были.

У бригады есть свое поле в 26 гектар, где выращиваются все эти культуры. Количество выращиваемого исчисляется тоннами, а в прошлом году школьники заработали 220тыс. рублей

8 тысяч с гектара? 80 рублей с сотки?

ЗП 7500?

школьники работают добровольно, ага...
так и рвутся, к черту спиннеры и планшеты.

так-то идея здравая, сам в 14 лет в 1990 на работу пошел (летом, потом в школу обратно). ЗП была 100-120р.
за 4 часа в день по тем законам. работал санитаром. ржать не надо. работал по полной программе.

в школе, кстати, отправляли в колхоз. может даже и платили рублей 10 за месяц, не помню никого, кто б туда добровольно отправился.
впрочем, я в мат.классе учился. в обычных, может и было пара желающих.

Edited at 2017-07-10 11:23 am (UTC)

Учитывая добровольность, к "хорошо забытому старому" это относится чуть менее чем никак.
Я одобряю добровольный оплачиваемый труд школьников, а тот принудительный бесполезный труд, который был раньше... Желаю выдумавшим его гореть в аду (хоть и не верю в него).

Интересно, такое только в Белгородской области развито? Вообще, насколько исключительна эта школа?

насколько знаю есть еще школы с такой же программой

Читаю биографию Антона Семеновича Макаренко

... и тут ваш пост. Прямо продолжение...

"...Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс."

Именно здоровый коллектив будет формировать здоровую личность со здоровыми нуждами и потребностями. А не внедряемый нам извне чужеродный эгоизм и "свободная и креативная личность" не стесненная рамками морали, норм и правил. Сейчас это преподносится как высшая форма бытия и к ней сейчас надо всем стремиться.

Edited at 2017-07-20 08:34 pm (UTC)

  • 1
?

Log in