Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как делают эмалевые циферблаты в Швейцарии
кэс синий
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Медный диск, посыпанный перетертым до состояния пудры стеклом, запекается при 800 °C. А потом еще раз. И еще. И еще. И каждый раз мастер знает: именно сейчас все может сорваться, треснуть, расколоться. В брак обычно уходит 70% продукции. Так делают циферблаты.




Мы в городке Ле-Локль во французской части Швейцарии, в небольшом здании на улице Л’Авенир, в тепле и сухости, хотя снаружи проливной — привычный для этого региона — дождь. Клод-Эрик Жан, директор компании Donzé Cadrans S.A., с горящими глазами рассказывает о деле своей жизни — производстве эмалевых циферблатов. Впрочем, первым делом он показывает нам дисковый номеронабиратель от старого телефона. «С этого мы начинали», — говорит он.



Циферблаты здесь делают точно так же, как и в начале 1800-х. Но — вот удивительно! — компания Donzé Cadrans была основана мастером по эмали Франсисом Донзе менее полувека назад, в 1973 году. Сегодня она делает эмалевые циферблаты для различных брендов, но входит в состав часовой мануфактуры Ulysse Nardin. Почему же не используются современные станки, лазерная гравировка и резка? «Потому что, — отвечает Жан, — хайтек тут не работает. Здесь нет никакой принципиальности — если бы существовала техника, способная заменить человека в этой области, мы бы тут же ее купили.



Белая эмаль

Все начинается с медной заготовки — простого металлического кружка с двумя направляющими крепления с оборотной стороны. Мастер кладет его на специальную подставку и насыпает эмаль. Да, именно насыпает, как из солонки. В одной руке у него деревянная емкость с отверстиями, в другой — деревянная палочка. Удар — и немножко похожей на песок белой субстанции ссыпается на заготовку.

Первым слоем эмалируются обе стороны заготовки. Обратная — грубо, без особой тщательности. Она работает «противовесом», так называемой contre-émail, контрэмалью. При нагревании эмаль стягивается, стремясь изогнуть заготовку, а слой с другой стороны мешает это сделать. Сама заготовка изначально не плоская, а куполообразная — с теми же целями, это так называемая предварительная деформация. После тепловой обработки циферблат выпрямится.



Существуют сказки, говорит Жан, про «холодную эмаль». Так вот — такого не бывает. Вся работа с эмалью происходит при температурах свыше 600 °C (они называют это термином grand feu, «большой огонь»). Десять-двенадцать заготовок отправляют в печь и извлекают оттуда через считаные минуты. Иногда мастер может отправить циферблаты на «досушивание». И так делается с каждым слоем — первым, вторым, вплоть до пятого. Последнее «запекание» — уже с нанесенной с помощью специального клише черной эмалью, формирующей картинку, цифры, часовые метки.



Во время любой из сушек эмаль может треснуть. Поразительно, но этого чаще всего не видно снаружи — зато легко можно обнаружить по звуку: эмаль без внутренних трещин звенит иначе. И даже будучи такой хрупкой, ведь по сути это толченое стекло, под стеклом часов она может прослужить несколько столетий. В самом конце циферблат обрезается по размеру: заготовка больше, поскольку по краям эмаль тоньше и может потрескаться или обгореть.

Удивительно, но циферблаты делают всего шесть человек в одной небольшой мастерской. На память Жан дал нам несколько бракованных экземпляров, напоминающих мягкие часы Сальвадора Дали.



В мастерской делают также заказные, уникальные цветные циферблаты ручной работы в одной из трех специфических техник — flinqué, cloisonné и сhamplevé, предназначенных не для меди, а для золота и серебра. Тонкостей множество — например, нанесение одной и той же красной эмали на серебро дает коньячно-оранжевый оттенок, а на золоте цвет остается рубиново-красным.

Технологии цветных циферблатов

Flinqué (эмаль на гравировке)

На серебряную или золотую заготовку вручную наносят тончайший орнамент в виде сети волнистых линий — гильош (как на бумажных купюрах). Затем поверх гильоша кисточкой накладывают цветную эмаль (обычно в четыре слоя, запекая каждый по очереди при 820°С). Техника применяется для получения рельефных одноцветных циферблатов.



Сhamplevé (выемчатая эмаль)

В этой технике, известной уже почти 2000 лет, работают два специалиста — гравер и мастер по эмали. Гравер наносит изображение — это занимает порядка 15 часов, а второй специалист заливает эмаль в ниши рисунка. Результат затем полируют, получая плоский рисунок с заметным 3D-эффектом.



Сloisonné (перегородчатая эмаль)

Самая сложная техника. Рисунок не гравируется, а выкладывается тончайшими золотыми проволочками шириной до 0,07 мм и высотой 1 мм на золотой основе (серебро не подходит из-за температурных свойств). Образованные проволокой участки заполняются различными эмалями. Суммарно такой циферблат делается более 50 часов, выдерживая до 12 последовательных запеканий. В брак уходит около 30% работы.



Автор - Тим Скоренко
Источник

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png


promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Очень интересно! Спасибо!

Показать сей пост тем кто утверждает, что в Китае делают идентичные швейцарские часы такого качества, что от оригинала не отличить.

А швейцарцы фарфор не умеют. Квиты.

Нет смысла это делать на станках не потому, что это все дико надо потребителю. Молодцы конечно они. Но, я предпочту часы надежно показывающие время, часам с "особыми" рисунками.

Ну, часы с такими циферблатами и время показывают неплохо, для механических.


Ага... механизм китайский поставят, наверняка.

Даже недорогая механика тысячи за три долларов время показывает очень хорошо. И при этом она не выглядит на руке как деталь коробки передач

перед тем как делать такие заявления неплохо бы знать предмет. Механика и за 30$ показывает время очень хорошо.

Конечно. Даже стоящие часы дважды в сутки показывают совершено точное время.

Лично меня устраивают часы в пределах 300$ США. Не ужас как дешмански и время нормально показывают.

Так я не про то, кого что устраивает :) Некоторые вообще часов не носят.

Так это же наша русская финифть. Пусть обращаются к нашим умельцам, что бы не трескалась эмаль при остывании.

Это не финифть, финифть роспись по эмали высокотемпературными красками.

Из википедии

Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω — «смешиваю»[1]) — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке,


Re: Из википедии

Ну если википедия говорит, то знамо, верно ))))

Re: Из википедии

Исторически верно, но сейчас финифтью принято называть именно роспись по эмали, а все остальное получило другие названия — перегородчатая эмаль, выемчатая эмаль, витражная, но по сути везде так или иначе используется молотая в порошок эмаль.

Re: Из википедии

Не только википедия. В 70-х, читал про технологию финифти в "Юном технике". Там описывали приготовление эмали, изготовление перегородок, окраску эмали солями металлов. Всё новое - хорошо забытое старое.

Часы надо выбирать долго .

Спасибо, было интересно. Холодная эмаль — не сказки, а синтетическая альтернатива, хотя скорее недорогая имитация и в часах её использовать смысла нет, разве что для недорогих украшений. Проволоку используют не только золотую, но тут видимо есть какая-то специфика процесса. Вообще циферблаты вещь сложная, малейший перекос и все — негоден.

Nardin не мануфактура. У мануфактуры есть простое определение — она должна изготавливать самостоятельно все элементы часов. Улисс не делает механизмов.

Я не понял ни что это, ни зачем это делают, ни как это делают.

солидарен.
крайняя нижняя имага - ваще сюр.

Очень интересно! спасибо!

сейчас есть несколько технологий, которые позволяют наносить похожие или более стойкие покрытия в режиме real time с %% брака, стремящимся к нулю. это всего лишь попытка сохранить архаичные технологии для создания псевдоэлитного образа продукта и оправдания нереальное высоких цен на простые часы... та же бодяга с технологией турбийон

Очень интересно!

Просто замечательно!

Эй, чего он там на "холодные эмали" наговаривает?! Всё есть. На основе смол эпоксидных. Так же дозатором накапал, подождал полимеризации и шлифуй/полируй. Восемьдесят процентов народа даже и не отличит от кварцевой эмали ;)

Может, у них потому 70 % уходит в брак, что они насыпают эмаль, как из солонки? Может, им купить весы?
Хотя, конечно, тогда это сможет делать любой, а не шесть человек. Кастрюли-то эмалированные только ленивый не производит...

да офигеть! Спасибо за интересный рассказ!

Под перегородчатую эмаль- отлично работают станки с чпу. Делаем резьбу как по металлу, так и по воску, потом естественно дорабатываем поверхность вручную. Зато нет паек перегородок и припой не выгорает.

  • 1
?

Log in