Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как работает красноярский судоподъемник
кэс серый
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Это единственный в России судоподъемник. Объект впечатляющий и уникальный. Несколько лет назад я увидела фотографии в одном из блогов и захлебнулась от восторга. Такая махина, просто невероятно! А ведь он был сооружен в 1970-е. Подобного опыта в СССР не было, приходилось строить с большим запасом прочности. Благодаря этому все работает до сих пор. Мне удалось проникнуть на территорию, побывать в кабинете директора и осмотреть все устройства в сопровождении главного инженера. Готовы отправиться на экскурсию?




Приехала я вот на такой машине. Предполагаю, что некоторые из вас подобные УАЗики видели только на картинках)) Транспорт любезно предоставила дирекция судоподъемника. Дело в том, что своим ходом добраться до туда невозможно. Я доехала до Дивногорска, а там на площади меня подхватил водитель и доставил до места назначения.





Начальник Управления - Сергей Александрович Корж. Коммуникабельный и простой в общении человек. Без "короны", пальцы не гнет. А еще он очень любит свою работу. Представляете, существуют люди на высоких должностях, которые ЛЮБЯТ СВОЮ РАБОТУ.



Так выглядит административное здание. Наверху неплохая обзорная площадка. В конце концов я побывала и там.



Сооружение состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, поворотного круга посередине и собственно самого подъемника - судовозной камеры. Аналогов в России нет, на остальных гидроузлах используется другой способ преодоления плотины - шлюзование. Однако высота Красноярской ГЭС 124 метра, и расчеты показали, что строительство шлюзов нецелесообразно, они растянулись бы почти до Красноярска. Поэтому был придуман оригинальный проект, к реализации которого приступили в 1970 году. К 1976 году судоподъемник был построен, в 1982-м официально пущен в эксплуатацию. На фото судовозная камера (самоходный шлюз). Рассмотрим ее поближе.



Один из торцов приемного бассейна глухой. Это 5-уровневая конструкция, в верхней части которой расположен пульт управления судовозной камерой. В кабине находится оператор, который во время движения камеры держит контакт по радиосвязи с центральным диспетчерским пультом.



На бортах приемного бассейна и торцевой надстройки для их защиты от повреждения при навале судов установлены резиновые амортизаторы



Открытый торец оборудован подъемным сегментным затвором. Уровень набираемой воды определяется местом остановки камеры на подводных участках судовозных путей. После захода в приемный бассейн, судно швартуется, после этого затвор закрывается. Боковые стенки приемного бассейна образованы помещениями машинных залов левого и правого бортов. Там располагаются всякие насосные агрегаты, системы тормозов и другое технологическое оборудование.



Колея - 9 метров. Общая длина проложенных путей - 1747 с половиной метров, в том числе участок верхнего бьефа - 305 метров, нижнего бьефа - 1190 метров, поворотного устройства - 105 метров, пути на ремонтно-монтажной площадке - 133 с половиной метра.



Верхние и нижние концевые участки судовозных путей оборудованы поворотными стрелками (6 комплектов)



Для точного совмещения судовозных путей поворотное устройство оборудовано фиксаторами. Каждый из них состоит из двух частей: одна установлена на круговых путях (видно на фото), другая закреплена на металлоконструкциях балки поворотного устройства.



Мост на трассе Р-257 "Енисей". С него сделано большинство фотографий судоподъемника, которые есть в интернете.



Вдоль путей установлены опоры контактной сети. Особенность электросхем судовозной камеры в том, что при движении вниз вырабатывается электроэнергия, которая выдается в энергосистему. Таким образом при перевозке судов из верхнего бьефа в нижний бьеф потребление электроэнергии ниже, чем при перевозке в обратном направлении. В наивысшей точке трассы судовозных путей предусмотрено поворотное устройство. Оно расположено в таком вот котловане.



Пути поворотного устройства нижней оконечностью соединяют пути верхнего и нижнего бьефов, а посредством верхней оконечности обеспечивается соединение с судовозными путями ремонтно-монтажной площадки. Здесь камера зимует.



О как... Неожиданно!



Честно говоря, я не сразу врубилась, как все это действует. Но потом до меня дошло, что поворачивается ВСЯ ЭТА ГИГАНТСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ!!!





Центральная опора на оси вращения балки поворотного устройства, обеспечивающая ее поворот на круговом рольганге. Признаюсь, слова "рольганг" нет в моем лексиконе, пришлось записать.



Двумя другими опорами служат двухколесные опорно-ходовые тележки, установленные на концах балки. Разворот поворотного устройства осуществляется по круговому рельсу с помощью гидропривода поворота.



Гидроопоры, обеспечивающие равномерное распределение нагрузки между тележками. Они имеют гидравлический привод, позволяющий поднимать и опускать под нагрузкой концы поворотного устройства, удерживать их на определенном уровне в процессе разворота.



Общее количество опорно-ходовых тележек - 16 штук. По 8 тележек на каждом конце балки поворотного устройства.



Радиус кругового пути - 50 с половиной метров. Стыки рельсов пронумерованы.



Вход на ремонтно-монтажную площадку. Она там наверху. Здесь тоже есть фиксаторы.



Вот такой ключик валяется лежит



Под поворотным устройством





Фото на память



Посторонним вход воспрещен. Но мы найдем ответственное лицо и попросим открыть.





Центральная опора поворотного устройства. Количество конических роликов - 30.







Вылезли наружу. В тот день из верхнего бьефа в нижний перебрасывали одно судно. Об этом будет отдельный пост.



Человечек такой маленький



Идем в кабинет главного инженера. А тут такой привет из СССР! Прям машина времени :)



Лифт оригинальный. В смысле сохранился еще с тех времен. Собираются менять, но мне например жалко.



Вроде все современное, но попадаются такие-эдакие детальки :)







Главный инженер - Евгений Иванович Головкин. Он знает о судоподъемнике ВСЕ и готов ответить на любой вопрос. Это при том, что профильных специалистов у нас в стране не готовят. В ВУЗах нет специальностей, связанных с судоподъемниками. Бесценный опыт приобретается на месте. Фактически уникальная профессия!



Специально для меня в недрах ящиков стола была найдена заныканная советская табличка. Представляете, сколько-то там лет назад она висела на двери главного инженера.



Вид из окна. Судовозная камера ушла в нижний бьеф.



Еще мне подарили свежий выпуск газеты "Речник Енисея". Обратите внимание, издается с 1931 года! Надо отсканировать что ли. Там есть заметка про судоподъемник.



Для начала пару слов о навигации. Обычно она начинается 15-20 мая. Окончание навигации определяется погодой. Ее завершение происходит примерно в середине октября, когда приходят заморозки. Нижняя граница допустимой температуры для эксплуатации сооружения - 0°C. "Прокатиться" на подъемнике стоит 156 тысяч рублей. Однако во время осенней навигации с 3 сентября по 3 октября все суда могут переправляться через подъемник бесплатно!

Понаблюдаем, как оно работает.



Способ транспортировки судов - на плаву в приемном бассейне судовозной камеры с уровнем перевозимой воды до 2,20 метров. Запас воды под днищем перевозимого судна обеспечивает его защиту от механического повреждения в случае экстренной остановки судовозной камеры, минимально - 34 см. Длина судовозной камеры 113 с половиной метров, ширина - 26 с половиной метров, высота - 30 метров. Длина приемного бассейна - около 90 метров, ширина - примерно 18 м. Масса судовозной камеры без воды - 4530 тонн, максимальная масса с водой - 8100 тонн. Судно в обязательном порядке швартуется. Наибольшее перемещение судна по инерции вдоль приемного бассейна к сегментному затвору или в сторону торцевой надстройки не превышает 7 метров.



Камера проползает мимо административного здания. Наверху обзорная площадка, оттуда отличный вид на ГЭС.



Эх, хотела бы я побывать в кабине оператора. Но тогда я бы не увидела все снаружи, пришлось выбирать.



Электроснабжение судовозной камеры осуществляется от трехфазной контактной сети напряжением 35 кВ через собственные трансформаторные подстанции. Токосъем осуществляется пантографами электровозного типа.





Оператор судовозной камеры при ее движении связан с центральным диспетчерским пультом судоподъемника посредством радиосвязи. Также осуществляется визуальный контроль, камеру в обязательном порядке сопровождают рабочие.



Передвижение судовозной камеры осуществляется с помощью 156 гидромоторов, смонтированных на 78 опорно-ходовых тележках. Гидроопоры тележек гидравлически объединены в 4 группы: две боковые по 26 тележек в каждой и две торцевые по 13 тележек. Это позволяет равномерно распределить нагрузку.



Сегментный затвор поднят. Сквозь щели просачивается водичка.





Человечек для масштаба



Замкнутая стрелка. Всего их четыре, по две с каждой стороны. Они предназначены для создания сплошного прохода через зазоры между верховым и низовым путями с путями поворотного устройства. После того, как судовозная камера оказалась на поворотной балке и готова к движению, стрелка размыкается. Обратите внимание, зубчатые рейки располагаются по обе стороны рельса, здесь это хорошо видно.



Все такое огромное



Стоим, ждем. Это кстати главный инженер, которого я мучила вопросами.



Привод поворотных стрелок гидромеханический. Вот она открылась, поворотный круг готов к движению.



Пошел родимый



Успела перебежать вниз, в котлован, чтобы посмотреть все это снизу





При повороте как-то больше льется



Перемещаться приходится очень быстро. Камера заканчивает поворот.



Опорно-ходовые тележки поворотного устройства. Вид сверху.



Пространство между поворотной балкой и судовозной камерой



Я на фоне



Через низовые судовозные пути оборудован автомобильный переезд с разводным мостом. Он используется после окончания навигации. Можно попасть на ГЭС короткой дорогой. Сначала нас облаяла собака, которая бесновалась на цепи, потом вышел охранник и потребовал документы. Бдит.



Пути частично проложены по эстакаде. Высота опор - более 30 метров!



Зубчатые рейки крупным планом



Стыки также пронумерованы



Высоко блин!



Тем временем подползает камера в сопровождении персонала



Мост. Дорога ведет из Красноярска к границе Монголии.



Скорость передвижения по наклонным судовозных путям - около 20 метров в минуту. На самом деле это достаточно быстро.



Все, ушла камера





Теперь можно поснимать детальки





Раритет! Только такой аппарат способен выдержать сибирские морозы. Телефон работает до сих пор.





Вид с обзорной площадки административного здания. В районе верховой подходной акватории построена волнозащитная стенка. Ни на одной из предыдущих фотографий она не попала в кадр, а хотелось о ней упомянуть для полноты картины. Она предназначена для защиты судовозного пути от бокового воздействия ветровых волн. Вдалеке еще виднеется причал.



Красноярская ГЭС - следующий пункт в моем плане!



Огромное спасибо начальнику управления эксплуатации красноярского судоподъемника - Коржу Сергею Александровичу и главному инженеру - Головкину Евгению Ивановичу!

Взят у neferjournal в Красноярский судоподъемник. Спецрепортаж. и Красноярский судоподъемник в действии

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png


Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
а зачем нужно разворачивать суда?

(Deleted comment)
Потому что судовозную лохань сделали с воротами только с одной стороны

ааааа!!!! как все просто оказалось

Не в этом дело, дело в том, что лохань сначала поднимается а потом опускается. Чтобы лохань не наклонялась, самый дешёвый способ это развернуть её на гребне. поэтому и батапорт только с одной стороны, с другой он просто не нужен.

"К 1976 году судоподъемник был построен, в 1982-м официально пущен в эксплуатацию."
А что там происходило лет?

Видимо, пусконаладочные работы, испытания, приёмки и доработки. Объект большой и сложный, так что делать много и долго.

столько механизмов разных...

А где корабли?

Где процессс кораблём?

Дорога ведет из Красноярска к границе Монголии - так можно и про МКАД сказать.

А почему нельзя сделать наливной шлюз?

Перепад высот 124 метра. В посте есть объяснение.

я видел. но что, нельзя сделать наливной шлюз такой высоты? имхо дешевле и проще.

такие существуют? где можно глянуть?

погуглил, максимум 50 метров.
т.е. можно три очереди сделать по 40 метров. и это до самого красноярска? гггг....

а что, выше 50 давление воды не дает? Есть инженеры?

Физику иди учи. Тогда давление столба воды посчитать сможешь. И не будешь идиотские вопросы задавать.

некультурный вы человек

ну да, я его вроде на хуй не посылал, а он сразу гггг

озвучьте в цифири плиз.

Панамский канал. Разница высот 25,9 метра. Шесть камер. Это средняя норма. Самый глубокий однокамерный шлюз в мире-запорожский (36 метров). Но там камера гораздо меньше.Так что преодолеть такой перепад, нужно 18-20 камер.

Шлюз, при тамошнем перепаде высот, гораздо дороже, там некислый такой каскад построить надо. Плюс трафик по реке там не большой. Вот на дешёвом решении и остановились.

Было бы движение как на Волге, построили бы шлюзы.

хороший пост.

..я работал с 2мя инженерами оттуда-в Северо-Енисейске-1978г.-Они назвали это- памятником человеческой глупости.

а на лебедке корабль не проще поднять?

почему глупости?

Пост славный. Всегда удивляли фото началиников за рабочим столом, на котором нет компьютера. XXI век меж прочим.

"Подобного опыта в СССР не было, приходилось строить с большим запасом прочности. Благодаря этому все работает до сих пор.". какую вы однако ЧУШЬ написали, дело не в "опыте", просто тогда не делали одноразовое говно.

Жаль, что Красноярскую ГЭС и подъемник отдали Кипру, а ГЭС работает преимущественно на Британскую корону - на RUSAL, в составе которого и кипрская компания EuroSibEnergo Plc, которой принадлежат бывшие российские ГЭС - Братская ГЭС, Иркутская ГЭС, Красноярская ГЭС и Усть-Илимская ГЭС.



Edited at 2016-12-18 01:48 pm (UTC)

Любопытный материал, спасибо!

Очень интересно, даже тот редкий пост, когда подробностей не хватает, хочется еще!
До поста даже не знал, что такие конструкции существуют.

великолепно

  • 1
?

Log in

No account? Create an account