Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Сочи 2012. Строительство тоннелей. Новые технологии строительства
fish_ka_spb wrote in kak_eto_sdelano
Хотел бы рассказать о строительстве тоннелей в преддверии надвигающейся зимней Олимпиады в Сочи. Не буду поднимать здесь злободневных тем, а просто расскажу о строительстве. Я был задействован там в качестве инженера по надзору за строительством 2-х автодорожных тоннелей Дублера Курортного проспекта в его заключительной части. Сейчас строительство идет полным ходом, но до его окончания ещё далековато, и пока что есть возможность посмотреть фотографии с места событий и узнать немного о новой технологии строительства тоннелей.


Работы по сооружению тоннелей №8 и №8а производятся по технологии, которая впервые применяется в России.

Она получила широкое распространение в Европе и недавно сертифицирована в России. Метод интересен тем, что позволяет производить работы в слабых грунтах с разработкой на полное сечение без осадок дневной поверхности. Это достигается путем предварительного укрепления массива грунта экраном из труб, что намного снижает вероятность вывала массива грунта и повышает безопасность проведения работ в тоннеле.

1. Буровая самоходная установка

С её помощью производится горизонтальное бурение, затем в пробуренные скважины внедряются стекловолоконные трубы.

2. Оператор буровой установки.

Затем в трубы производят нагнетание цементного раствора. В итоге образуется так называемый защитный экран, который позволяет вести разработку забоя на полное сечение.

3. Разработка забоя и вывоз грунта

Разработка производится с помощью гидромолота. Выбор грунта осуществляется погрузчиком, а вывоз грунта - грузовыми самосвалами.

4. Производство работ по разработке забоя и параллельному вывозу грунта.


5.

Затем начинаются работы по монтажу черновой крепи. Монтируется стальная арка, которая впоследствии омоноличивается набрызг-бетонной смесью из специальной установки.

6. Забой. Устройство черновой крепи.


7. Омоноличивание арок черновой крепи набрызг-бетоном.

Следующим этапом работ является устройство гидроизоляции тоннеля (сначала в районе "пят" чистовой обделки).
После этого производят монтаж арматурных каркасов так называемых "пят" ( т.е. боковых частей основания свода чистовой обделки), монтируют инвентарную опалубку и начинают бетонирование.

8. Инвентарная опалубка и арматура.

Бетонирование осуществляется бетононасосами, а раствор доставляется на грузовых "миксерах" с заводов. При бетонировании элементов чистовой обделки используется бетон марки B30.

9. Бетонирование "пят" обратного свода.

После того, как бетон набирает достаточную прочность, производится демонтаж опалубки. Далее устанавливают рельсы под монтажные тележки и  передвижную инвентарную опалубку.

10. Монтажная тележка для устройства гидроизоляции

Затем начинается второй и третий этапы гидроизоляции - гидроизоляция стен, свода нижней и верхней части.

После того, как устройство гидроизоляции в нижней части свода завершено, начинается монтаж арматурного каркаса. Захватка не превышает 12-ти метров.
Работы не прерываются и ведутся параллельно с разработкой лба забоя 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

11. Специально для пропуска техники сооружен пандус.

После устройства арматурного каркаса, начинают бетонирование. Одновременно вяжут армокаркас в верхней части свода, куда уже перемещена опалубка.

12. Инвентарная опалубка для бетонирования чистовой обделки.


13.


14. Подача бетона осуществляется через бетононасос, шланги которого стыкуются со специальными отверстиями в опалубке.

После того, как бетон набирает необходимую прочность, инвентарная опалубка демонтируется и передвигается дальше. Затем весь цикл работ повторяется.

15. После демонтажа инвентарной опалубки, начинаются работы по устранению неровностей в поверхности уже с другой монтажной тележки.

Теперь вашему вниманию хочу представить тоннель, который был по-соседству. Буквально в нескольких метрах строится ещё 2 автодорожных тоннеля, которые так же относятся к Дублеру Курортного проспекта, но сооружаются они уже по иной технологии.

Вот несколько фотографий оттуда.
16.

Тоннели возводятся параллельно по новоавстрийскому способу при помощи специальных тоннелепроходческих комбайнов с рабочими органами различных типов.

По сравнению с методом, описанным выше, в этом способе можно выявить сразу несколько недостатков. Технология не позволяет вести разработку забоя на полное сечение, что влияет на сроки строительства. Также, здесь применяются энергозатратные тоннелепроходческие комбайны. И, наконец, метод строительства не безопасен, т.к. возможны вывалы массивов грунта, обрушение временной крепи и т.д. Метод далеко не новый, этим можно всё объяснить.

Устройство черновой крепи ведется в несколько этапов: сначала производится разработка калотты (сводовая часть), после этого в выработанную часть монтируют арку и бетонируют ее.
17.


18. Бетонирование межарочного пространства

После проходки калотты на максимально допустимую длину, начинают разработку штросс.

19. Разработка центральной части массива грунта. Тоннелепроходческий комбайн.


20.

При разработке штросс, используют анкера и рамы, примыкая ими к уже установленным рамам калотты. Далее начинается комплекс работ по устройству чистовой обделки и весь цикл работ повторяется. Это вкратце. Теперь фотографии:

21. Комбайн №1. Вид спереди


22. Комбайн №1. Вид сзади


23. Комбайн №2.


24. Вывоз грунта осуществляется также, самосвалами во временные отвалы.


25.


26. Складирование и вывоз грунта из временного отвала.


27. Заправка


28. Технологические работы в тоннеле и производство геодезических съемок на дальнем плане.


29. На смену


30. Суровый экскаватор

=)


Для предварительного ознакомления:
Тоннели №7 и №8 завершают 3-ю очередь.
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
адская работа! но интересно. смотреть)

Да. Работа в прямом смысле слова - пыльная!

Слово "строительство" в 4-х предложениях подряд встретилось 5 раз. Наверное нужно перечитывать пост, прежде чем размещать.

(Deleted comment)
У дяди Вовы большие планы на старость, наверно!)

(Deleted comment)
Вроде как зреет проект ещё строительства новой дороги до Джубги. Народ у нас обычно не спрашивают же. Не знаю, Сочи в пробках задыхается, может как-то разгрузится транспортная ситуация.

Вот не думал, что все Ваши читатели - профессионалы в тоннелестроении. Как человек с почти высшим образованием и техническим складом ума я всё же не разобрался, как происходит прокладка тоннеля, без обрушения до установки труб. "путем предварительного укрепления массива грунта экраном из труб" - это как? Есть на фотках?

Производится бурение экрана,дальше внедрение труб(длина труб до 18 метров), дальше производится нагнетание, дальше начинается разработка. До бурения новых скважин разрабатывают 12 метров, таким образом, впереди остается 6 метров труб с предыдущего бурения, т.е. образуется нахлёст, который не позволяет вывалиться грунту.

Словарь терминов надо добавлять под такие посты. Без 100 гр. не разберёшься.

Т.е. бурение таких скважин и нагнетание раствора - это по сути армирование массива грунта?
Но далее эти трубы в процессе работы гилдромолота разрушаются вместе с грунтом и вывозятся на поверхность?
Куда кстати потом вывозится этот грунт?

Да, всё правильно! Грунт вывозят в отвалы, сперва во временные на стройплощадке, затем в постоянные, согласованные с властями.

Очень понравилось, спасибо

Я один вижу на фото "27. Заправка", сигарету в руках мужика?

набрызг-бетон это замечательно, по-моему

Очень интересно, спасибо!

А как там с вентиляцией - ведь столько тяжёлой дизельной техники дымит?

С вентиляцией вот только один рукав с воздухом туда проведен(видно на фото), но он конечно ситуацию не очень исправляет

Ясно, спасибо!

Несколько раз увидел "обделка" - это точно не опечатка? Почему не отделка?

Нет, это не отпечатка. Так принято в тоннелестроении

da spezyalisty dazze ne4evo skazat

(Deleted comment)
В строительстве нет определения "набрызг-бетон", это-торкретирование.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account