Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как создавали мультфильм "Бременские музыканты"
кэс серый
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Более 45 лет назад на экраны Советского Союза вышел абсолютно нетипичный для того времени мультфильм – «Бременские музыканты».



Сегодня в kak_eto_sdelano мы расскажем о том, как создавался легендарный мультфильм.


Смелая история четырех музыкантов а-ля «Битлз», которые во главе со своим руководителем — Трубадуром колесили по всему королевству, была «глотком свободы» не столько для детей, сколько для советских взрослых.

По словам поэта Юрия Энтина, который сочинил стихи ко всем песням, звучащим в «Бременских музыкантах», идея создать этот «мульт-мюзикл» пришла создателям внезапно и совершенно спонтанно: «На дворе стояли 1960-е, заграничным миром правили хиппи, даже у нас витал какой-то нереальный запах свободы.



А еще мы были очень молоды, и нам отчаянно хотелось сделать что-нибудь разэдакое.» И сегодня, спустя уже почти полвека с момента появления мультфильма, можно смело утверждать, что творческий «порыв души» удался на все 100%.

Сначала сценарий мультфильма вызывал ужас. Режиссер мультфильма, Инесса Ковалевская рассказывает: «Когда я прочитала сценарий о четырех зверях, которые бродят по миру, встречают разбойников, пугают их, а затем поселяются в их домике, я пришла в ужас.



Зато такой бред еще не экранизировали, да и мультфильм предполагалось сделать необычный — в форме мюзикла. И я решила — берусь! Только капельку переделаю…» К переделке основательно приложил руку Василий Ливанов, как автор сценария. Именно он предложил сделать худруком самодеятельного «животного» ансамбля — человека – Трубадура.



А композитора Геннадия Гладкова вдруг осенило: «В сказке должна быть любовь!» Так в мультфильме появилась Принцесса. Ну, а как же Принцесса да без Короля, его свиты и Охраны? Так постепенно и родились все персонажи этой истории. Когда уже готовый сценарий показали руководству «Союзмультфильма», ничего из ряда вон выходящего оно не заметило и мультфильм пошел в работу.

574496



Как рисовали Трубадура

В черновом варианте все герои мультфильма выглядели более чем прилично. Принцесса в пышных кружевах, Трубадур в шутовском колпаке, вычурные дворцовые палаты. Но вскоре витавший в воздухе в то время «дух хиппи» сделал свое дело, и облики главных героев претерпели значительные изменения. Ковалевская вспоминает: «В каком-то заграничном журнале я увидела блондина с прической под «Битлз» и джинсах-клеш.



И там же — девочку в ультракоротком красном платьице. Они настолько потрясли мое воображение, что через несколько дней я чуть ли не в ультимативной форме заявила нашему художнику: «Вот какими должны быть Трубадур и Принцесса!» К счастью, он радостно меня поддержал». Интересно, что Принцесса имеет свой, вполне реальный прототип.





Ее рисовали с супруги Юрия Энтина. Как рассказывает сам поэт: «То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я ей купил за сорок рублей, в нем она и была на свадьбе. А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями». Художники-мультипликаторы долго ломали голову над образами разбойников. Ну, никак они не могли подобрать достойных персонажей.





Разбойников рисовали и косыми, и хромыми, и рыжими и одноглазыми – все не то. А как-то раз в студию попал календарь с изображением знаменитой кино-троицы: Вицин, Моргунов и Никулин. С того самого момента «судьба» разбойников была решена.



Почему Анофриев?

Голосом Трубадура по планам создателей мультфильма должен был стать Олег Анофриев. Озвучивать Принцессу предложили солистке популярного в то время квартета «Аккорд» — Зое Харабадзе, а петь за Атаманшу – Зиновию Гердту. Но, в назначенное время в студии звукозаписи появился лишь Олег Анофриев и то, для того чтобы предупредить операторов, что он заболел и не сможет записываться.



Гораздо позже в студию дозвонился Зиновий Гердт и попросил перенести запись, так как сегодня он не сможет работать. А Зоя Харабадзе вообще отказалась от участия в работе над мультфильмом, не сочтя нужным даже дать какие-либо объяснения. Режиссер не могла переносить озвучивание мультика, сроки сдачи уже «горели» и Ковалевская с трудом уговорила Анофриева петь одного.



Певец рассказывает: «Я сперва посопротивлялся, но мне и самому вдруг стало интересно: смогу ли я один озвучить всех героев. Мы попробовали, и я настолько вошел во вкус, что хотел спеть даже за Принцессу! Жаль, авторы не дали: они, оказывается, по-быстрому договорились со знакомой певицей Эльмирой Жерздевой.



Мы работали всю ночь. А когда под утро я измерил температуру, градусник показал 36,6. Вот она, великая сила искусства!»

«Бременские музыканты» виноваты в развале страны?

Мультфильм с ярко выраженным «хипповским» сюжетом на удивление легко прошел строгую цензуру «Союзмультфильма». Но потом начались сложности. «Как можно показывать детям мультики, в которых поют: «Мы — разбойники, разбойники, разбойники. Пиф-паф — и вы покойники, покойники, покойники!» — возмущались зрители старшего поколения.



А некоторые режиссеры даже утверждали, что «Бременские музыканты» пагубно влияют на советскую молодежь и даже (!) приближают развал страны. И, как и следовало ожидать, творческий коллектив «Бременских музыкантов» обвинили в пропаганде «тлетворного влияния Запада» официально, и мультфильм, несмотря на всю свою популярность, не удостоился ни одной награды.



А режиссера Инессу Ковалевскую из-за «ужасного видеоряда и ярко проявленного непрофессионализма» даже не приняли в Союз кинематографистов. Юрий Энтин рассказывает: «Камни в наш огород швыряли все кому не лень. Помню, мы очень болезненно воспринимали критику. Но прошли годы — и теперь я вспоминаю время нашей шальной молодости и бунтарства с нежностью».



«Нам дворцов заманчивые своды»…

Олег Анофриев тоже пострадал от бунтарского духа «Бременских музыкантов». Дело в том, что вскоре после выхода мультфильма, он был приглашен в Кремлевский дворец съездов, выступить в большом правительственном концерте. Песни из мультфильма не были включены в концертный репертуар.

Но тут, войдя в образ, Анофриев, указывая рукой на правительственные трибуны, прямо со сцены пропел: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!». Чиновники оскорбились. В итоге, следующие несколько лет Олег Анофриев нигде не записывался и не выступал. Гнев власть имущих был очень силен. Певца даже отстранили от озвучивания продолжения мультфильма «По следам бременских музыкантов». Во второй части Трубадура и других персонажей озвучивал уже Муслим Магомаев.



Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

Культовый мультик - первые две части. А третья - полный отстой.

ну дык: от сиквела до приквела - семь верст спиноффа хлебать -)

гениальный мультфильм! и его продолжают смотреть и любить теперь уже наши дети.

Согласен. Это отличный пример того, как надо делать, а не то, что снимают сейчас. Порой просто хочется переключить на что-нибудь доброе и родное.

Ничего не напоминает?
Вот поэтому в России и нет стартапов, рискованных бизнесов и прочего прочего.
Что тогда "власть" гнобила творческих людей которые создают новый продукт, что сейчас. Нефть качать большого воображения не надо.

Простите, а что сейчас производят творческие люди, кроме сортирных шуток и обезъяничания с Голливуда?

"луч солнца золотого" только Магомаев мог так спеть...

Отличный мультфильм. Вот только авторы по привычке не по делу матерят "кговавый режым", это уже надоело.

Сняли мульт "вопреки". Хотя гос-структуры не возражали, ругались только другие режиссеры-завистники, коллеги по цеху. Модных журналов было предостаточно (у моей мамы тоже были, да, это не редкость была в те годы). "Запретные" платья показали, хотя точно такое же платье купила супруга Энтина за 40 рублей и спокойно в нём ходила, в ГУЛАГ за это не сослали, как и продавцов торговавшим такими платьями =)) И вообще - такие платья в то время мелькали во всех фильмах, мода такая была. Правильная мода, мне нравится. =)) И на многих фотографиях тех времен полно девушек в таких - у меня и фото собственной матери в таком платье (только белом а не красном) есть. Ну и т.д.

90-е уже прошли, может хватит ругать "совок"? Это уже реально надоело и глупо выглядит.

З.Ы. Я не к автору поста - я к тем кто по старой привычке сомовыражался в интервью. Это было в тренде в 90-е, но может хватит уже?

Edited at 2016-07-07 04:31 am (UTC)

после слов "глоток свободы" уже было ясно о чем будет дальше


Кстати, Анофриев в интервью опровергал байку про дворец съездов:
"— Это абсолютно не соответствует действительности! Во-первых, я – достаточно интеллигентный и культурный, как я считаю, человек, чтобы позволить себе такие сегодняшние «штучки», которые себе позволяют нынешние эстрадники. Мы все были, честно говоря, неплохо воспитаны и довольно в строгих традициях, чему я очень рад. Во-вторых, во времена Брежнева я еще и не пел в Кремлевском дворце съездов, это произошло гораздо позже, и не потому, что я был плох или хорош, просто тогда существовали другие «звезды»."

В ЕС и США - не поймут.

Ох, клёвые были мультики... Не чета, теперяшним.

как же так, теперь свобода, а мультиков нет


Спасибо, автор. Вспомнил.

Информация о причинах неучастия Анофриева в озвучке второй серии не соответствует информации в Википедии


Достойный ответ "Жёлтой Подводной Лодке"! :-)

Ответ "Жёлтой подводной лодке" - был совсем другим. Правда непонятно, кто кому отвечал - фильмы вышли в одном году и действительно очень похожи http://jazzrex.livejournal.com/80806.html

Мой мелкий запоем смотрит этот мультик :-)

Тоже за последний год раз 15 его посмотрел :)

Когда я был школьником мне не нравилось в этом мультике отрисовка задних планов. Какие то плоские деревья, кстати в фильме-сказке про Огниво с Далем в главной роли, та же манера. Но музыка, драматургия, исполнительский талант был очевиден даже ребёнку. С таким же удовольствием пересматриваю "В порту" И на шестом десятке трогает "Ночь пройдёт....

Точно-точно. "По следам беременских..." во время исполнения "Мы - звезды континентов" всегда жутко ломало, что петух сидит за барабанами и ничего не делает.

Эльмира Жездрева в интервью рассказывала, что Анофриев потребовал от Энтина и Гладкова авторские отчисления за песни. Те вполне логично удивились: с какого перепуга? Послед этого во второй части появился Магомаев.

что сказать - мульт и правда вышел зачетный!
есть ли в нем "пропаганда тлетворных западных ценностей"
да. и полно.

И что там "тлетворного"? Огласите весь список пожалуйста =))

?

Log in

No account? Create an account