Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как устроен современный самолётный туалет (вакуумного типа)
Осенний полёт (без рамки)
lx_photos wrote in kak_eto_sdelano

По многочисленным просьбам телезрителей насчёт авиадвигателей, сегодня мы разбираем долгожданную и самую интересную самолётную тему - вакуумный туалет Airbus-320!


Как все мы помним, туалет циркуляционного типа был недавно рассмотрен на примере Боинга-737 Классики.
Но всё течёт, всё утекает в дырочку, и классические туалеты уступили место современным.
Вглядимся же в эти молодые красивые лица.

Привычно-торопливо заходя в туалет, вы видите обычную картину - он приветственно распахивает навстречу вам свою чашу.

По туалетной части мы замечаем само очко и кнопку смыва справа выше него.

Разберём подопытного.
Сняв кожух, мы можем наблюдать:

Собственно очко - это металлический сосуд, покрытый неким пластиком, к которому фекалии не должны липнуть. Для облегчения смыва, видимо.
Вдоль верхней кромки закреплён смывной коллектор.
Из этого коллектора после нажатия кнопки смыва впрыскивается порядка 200 мл воды для улучшения скольжения ваших радостей на пути в бак.

Сзади очка находится также масса интересных вещей.
Справа по фотке:

- сверху - трубка подачи воды в смывной коллектор,
- ниже - смывной клапан, запирающий выход из очка в трубу к баку.
Водяной клапан в водяной магистрали открывается на полторы секунды по команде от смывного контроллера и пропускает порцию воды из водяной системы самолёта на смыв.


Туалет называется вакуумным не просто так, а по принципу действия - содержимое очка из него отсасывается.

Смывной клапан открывается на четыре секунды, за которые по действием разрежения в трубе содержимое очка должно отсосаться в приёмный бак.

По сути, это - металлический диск, перпендикулярный трубе, с эксцентрическим отверстием по размеру трубы.
Когда смыв не работает, отверстие трубы перекрыто этим диском.
При нажатии кнопки смыва диск поворачивается вокруг оси, параллельной трубе, до тех пор, пока отверстие в диске не совпадёт с отверстиями в трубе к очку и в туалетный бак.
И под действием разрежения в баке всё отсасывается в него.
Потом диск снова прокручивается, перекрывая отверстие, и цикл завершается.

Из описания конструкции клапана понятно, что если он останется открытым из-за блокировки каким-то посторонним предметом, то из туалета будет всё время сосать с шумом.
На такой случай в трубе от очка в бак, непосредственно возле очка, имеется задвижка. Ей можно вручную перекрыть трубу. После этого туалет работать не будет, и очищать линию смыва будет по прилёту техник.
Поэтому ещё раз напоминаю, что никаких предметов кидать в очко не надо :) - для них есть мусорка возле раковины.

Клапаном управляет контроллер, находящийся с противоположной стороны очка.

Голубой стрелочкой внизу показана кнопка принудительного открытия клапана смыва.
Иногда она помогает устранить засор.

Как можно заметить, магистрали - водяная и смывная - соединяются быстроразъёмными хомутами:

Это очень удобно - для разборки надо лишь расстегнуть руками четыре защёлки, и хомут снимается.
Под ним находится гладкостенная втулка, сдвинув которую по трубе, мы получаем возможность рассоединить трубы.
А втулка уплотняется обычными резиновыми кольцами на трубе.
Таким образом, разборка туалетных линий в принципе нетрудоёмка. Если к ним есть нормальный доступ :)

Теперь рассмотрим главный накопившийся в ваших баках вопрос :)
Откуда берётся вакуум? :)

Всё не так просто.
А очень просто :)

На высоте более 4,9 км (16 тыс. футов) вакуум (это по-английски; а по-русски - разрежение) берётся из окружающего воздуха :)
Вот через это отверстие сзади справа фюзеляжа:

Отверстие, что видно на фотке в левом верхнем углу, постоянно сообщено с туалетным баком через водоотделитель.
Посредине наблюдаем обогреваемый сливной насадок для слива в окружающую среду грязной воды из раковин туалетов и кухни, а также из дренажа порогов дверей.
А справа внизу - панель обслуживания туалетного бака. Там есть штуцер большого диаметра для слива содержимого бака, и небольшой штуцер для промывки и заправки бака водой или химжидкостью.

Итак, в туалетном баке мы имеем разрежение на высоте.
И этим разрежением содержимое туалета под действием давления внутри салона высасывается в бак.
Но как же работает туалет на земле и при полёте ниже 4,9 км?
А для выяснения этого нам надо залезть в самую заднюю часть заднего багажника.

Там, за оружейным ящиком, прячется задняя стенка.


Снимаем панель и видим:

В центре фото - приёмный туалетный бак ёмкостью 170 литров. Именно сюда собираются фекалии из туалетов. На головы мирных жителей они не выливается в полёте :) , а всё сливается в ассенизационную машину по прилёту в аэропорт.
На переднем плане:
посредине - компрессор наддува водяного бака,
слева - клапан слива туалетного бака.

Корпус клапана пластмассовый.
Слева виден рычаг для поворота внутренного шарового клапана.
Рычаг этот обычен, поворачивается он с наружной панели обслуживания туалетного бака.

Тянешь там ручку, и она через тягу поворачивает рычаг.
И тут таится очередной сюрприз от Airbus :)
Показанная на фотке красной стрелкой тяга имеет резьбовые регулировочные наконечники из хрупкого металла.
И если клапан поворачивается плохо, а снаружи хорошенько дёрнуть ручку, то тяга ломается.
И тогда каждый прилёт техник лезет в багажник, снимает заднюю панель, и вручную открывает сливной клапан бака :)
до тех пор, пока тягу не поменяют.

Однако мы отвлеклись.
Увлекающе манит нас темнота за туалетным баком.

Пройдёмте же ж.
(кстати, справа по фотке наблюдаем водяной бак)

И вот, проползя по неудобным стрингерам и шпангоутам, попадаем мы в самую заднюю зону герметичной части фюзеляжа.

и слева на рисунке наблюдаем главную интригу сегодняшнего рассказа -
Vacuum Generator ! :)

Именно он своей пятнадцатисекундной работой в течение каждого цикла смыва и создаёт на земле разрежение для отсоса содержимого очка в бак.

И напоследок можно добавить ещё немного деталей.
Высоту отключения Vacuum Generator воспринимает специально обученный датчик давления.
Работой туалетной системы заведует контроллер, отслеживающий состояние всех частей системы и выдающий неисправности в самолётный компьютер.
Степень заполнения бака показывается на FAP.


Такая - вакуумная - система много удобнее, чем циркуляционная:
- возит с собой не жидкость, а лишь выделения человеков,
- не требует заливки жидкостью, а только отсоса содержимого. Хотя в документах и предусмотрена небольшая - порядка пяти литров - зарядка туалетного бака, но в жизни на это порой забивают, и тем не менее система работает отлично.
Правда, наличие одного бака на весь самолёт приводит к необходимости очистки длинных смывных линий.
Но эти трубы чистятся изящно - примерно раз в неделю в каждый туалет засыпается литров пять-семь мелкого льда и заливается сверху литром хим. реактива или разбавленного уксуса. Потом всё смывается. Пролетая по трубе, лёд откалывает сталактиты и сталагмиты, а химия полирует результат. Эта работа - идеал для техника: несложно и жутко интересно :)
Заодно таким образом очищается и приёмный бак.
Потом это всё сливается в ассенизационную машину.


Вот, собственно, и все интересности об вакуумном туалете Airbus-320 :)
Вакуумные туалеты остальных самолётов устроены принципиально похоже.

Ах да, про присасывание попом к унитазу - это сказка :)
Так что летайте нашими туалетами и не бойтесь :)
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
И так жутко летать не махая крылами а тут ещё вакуум...

У меня дежавю или этот пост уже был у вас.

был, да
но у сообщества аудитория поширше

Это я затупил. Не обратил внимание, что пост в сообществе.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Привет, братский украинский карандаш.
Не падай в чашу.

достали уже с этим туалетом, отписываюсь

вопрос: куда смотрят модераторы?

есть ощущение, что за последний год эту тему обсасывали в первый раз уже раз 10.

Это не так.
Существует всего три поста на эту тему - два моих (один из которых этот), и один - romadm .
Правда, они были сначала опубликованы в журналах авторов.
А модераторы, собственно, и публикуют посты - данное сообщество премодерируемое.

Edited at 2016-06-09 09:17 am (UTC)

авторы решили по 2 раза потешить эго и модераторы не против? отличная отмаза

думается, большинство постов этого сообщества авторы сначала размещают у себя
авторы бесплатно открывают людям глаза на технику
где вы ещё это узнаете?
не нравится - вот миз трамел есть

да, размещать пост у себя, а в сообщество давать "шапку", кат который ведет к себе в журнал - это и неуважение к читателям и неуемная тяга к мифической славе.

а потом еще раз состричь немножечко славы, сделав уже полноценный пост в сообществе...

фу таким быть

вы о чем? в сообществе, если вы не заметили всегда полные посты

Вот жеж глупые люди. Нужно было просто соединить очко с тем самым отверстием в фюзеляже!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account