Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как устроен самолётный туалет старого (циркуляционного) типа
Осенний полёт (без рамки)
lx_photos wrote in kak_eto_sdelano
Как все мы хорошо знаем, типичный туалет самолёта Боинг-737 поколения Классик (это модификации от -300 до -500) выглядит примерно так:

Тут мы видим привычные вещи: очко, рулоны бумаги, клавиша смыва (правый верхний угол) и сам момент смыва - весёленькая голубая жижа уносит в дали наши денежки.
А теперь посмотрим, как же это всё устроено.

Я опишу только этот туалет, но вообще все туалеты старого типа (циркуляционные) устроены примерно так же.

Устроен данный экземпляр довольно просто - прямо под сидушкой находится приёмный бак ёмкостью примерно 62 л.
В этот бак заливается спецжидкость в количестве 12-15 л.
Эта жидкость получается растворением порошка в воде - либо заранее; либо можно залить бак водой, и кинуть туда два небольших водорастворимых пакетика с синим порошком.
Получившаяся жидкость обладает свойством растворять фекалии.
Обычно после каждой посадки содержимое бака сливается в аэропортовую машину для обслуживания туалетов, и в бак заливается свежая жижка.

Знакомьтесь, это бак:


Отчётливо видно очко из нержавейки, бак, шланги и некоторые другие устройства.
Бак стеклопластиковый.
Отверстие очка закрыто металлическим клапаном, который просто висит там на оси. При попадании на него чего-либо он под тяжестью откроется и всё упадёт ниже, в бак.
Под ободком унитаза находится трубка, направляющая смывающую жидкость от насоса по касательной к окружности очка. Жижка по спирали омывает внутреннюю поверхность очка и стекает в сливное отверстие.

Обслуживание туалетов на Боингах-737 происходит с панели по правому борту сзади фюзеляжа:

Сначала оператор ассенизационной машины сливает содержимое бака.
Для этого он открывает внешний клапан сливной горловины за ручку 1.
Потом подсоединяет к горловине шланг диаметром примерно 12 см (на шланге шариковый замок).
Нажатием на ручку 2 снимается стопор с внутреннего лепестка горловины и лепесток открывается наружу, в шланг.
Оператор тянет за ручку (красный прямоугольник), этим открывает слив из бака, и плоды трудов пассажиров весело бегут по трубам.
Затем включается отсос машины, в шланге создаётся разрежение, и всё добро отсасывается в приёмный бак машины.
После этого подсоединяется меньший шланг к штуцеру промывки и заправки.
Далее бак промывается свежей спецжидкостью.
Потом отсоединяется сливной шланг, ручкой 1 закрываются одновременно внутренний лепесток и внешняя крышка сливной горловины. Утапливается ручка слива из бака.
И наконец, в бак закачивается голубая и свежая, как слеза младенца, жидкость.
Всё готово к следующему полёту.

Теперь немного деталей.
Это сверху узел сливного клапана:

Клапан открывается натяжением троса, подходящего к ручке на панели обслуживания туалета.

Сам клапан представляет собой резиновую грушу, затыкающую отверстие в дне бака.


Интересно, что для переднего туалета в сливной трубе установлен дополнительный шаровой клапан, приводящийся тем же тросом. Я так думаю, что дополнительный клапан нужен для предотвращения утечки содержимого бака в том случае, если основной клапан протекает. Дело в том, что передняя панель находится в передней части фюзеляжа, и если вода оттуда будет вытекать, то на высоте, на холоде, будет намерзать большая ледяная борода. которая может оторваться и попасть в двигатель или крыло. Потому введён второй клапан, на всякий случай.
У задних туалетов такого второго клапана нету. Зато для задних туалетов иногда устанавливается дополнительный бак, куда может переливаться содержимое основного бака при его переполнении.

А это - верхняя часть электромотора насоса смыва.

Мотор приводит центробежный насос, который находится внутри фильтра.


Фильтр - это сетчатый металлический цилиндр, отделяющий крупные фракции фекалий от попадания в насос.
Фильтр постепенно засоряется (в основном туалетной бумагой), и начинается это снизу.
Засорение фильтра легко определить по объёму смывающей жижи - когда фильтр чистый, жижка льётся весело все 10 секунд работы насоса. При засорении фильтра некоторое количество жижи медленно просачивается из бака через фильтр внутрь него, и при работе насоса эта жижа сначала поступает на смыв в очко, а потом, когда исчерпается, смыв прекращается, и мотор гудит вхолостую.
В таком случае надо прочищать или менять фильтр.
Для уменьшения засорённости фильтра внутри него имеется интересное приспособление - три вращающиеся форсунки. При заправке или промывке туалета спецжидкость под давлением поступает к ним и разбрызгивается на внутреннюю поверхность фильтра. Под действием вытекающих струй форсунки вращаются на оси, орошая всю поверхность фильтра изнутри и вымывая из отверстий сетки загрязнения.
Но всё равно фильтр постепенно забивается.

И наконец, так выглядит выключатель смыва с реле времени:

(там сзади маленька коробочка с платой внутри и микровыключателем)
Реле подаёт на электромотор трёхфазное напряжение 115В в течение 10 с и обеспечивает паузу между повторными включениями.
На этом четырёхгранном валике и сидит та ручка, которую вы нажимаете для смыва.

Штуцера слива и заправки обогреваются электрически. Чтобы не замёрзли остатки жидкости - ведь обшивка на высоте очень холодная.

И небольшое видео по теме:


Ну что же, на этом всё на сегодня.
Остаётся только заметить, что такая, циркуляционная, система сейчас почти не используется.
В больших современных самолётах устанавливают туалеты с вакуумным отсосом содержимого очка.



P. S.
Благодарю за непредоставленные картинки фирму Боинг и
http://photos1.blogger.com/blogger/4950/275/1600/HPIM0698.jpg
(первое фото)
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

приветствую братский украинский карандаш!

Вспомнился анекдот старый в тему
В служебном буфете аэропорта стал часто появляться посетитель, от которого всегда очень сильно пахло дерьмом. И вот один из пилотов, не выдержав, как-то подошел к нему.
- Простите, вы у нас, наверное, недавно работаете?
- Да, всего две недели.
- А кем, если не секрет, а то что-то очень уж запах от вас... странный.
- Дело в том, что я самолетный ассенизатор. Как только самолет приземляется, я подгоняю машину, вставляю шланги и откачиваю содержимое туалетов. Ну а шланги старые, дырявые, на летном поле всегда ветер, вот брызги на меня и летят...
- Извините, а вы не думали сменить свою специальность?
- Да вы что?! Как я могу предать небо, изменить своей родной авиации?!

Что за выражение ОЧКО? На зоне что ли?)

Современная российская инженерная мысль

Боинг - американский самолёт.

да, а очко - современная российская инженерная мысль

Вы не поверите, но даже в санитарных нормах написано очко. Наверняка их писали отсидевшие...

Не поверим, это 100% жаргонизм


Чувствуется что в армии не служили и устав внутренней службы не читали, а там как раз "очко" фигурирует и прописано на сколько человек оное очко полагается.

На "зоне" - это "дальняк", а "очко" - в армии. :)

Кошка бросила котят-это Путин виноват


За все отвечает командир!

а кто меняет фильтра и вообще чистит систему от говнища? спец персонал или провинившиеся летчики?

Некрасивые стюардессы.

техники
говно в порту сливают механики

Edited at 2016-05-29 03:09 pm (UTC)

Познавательно :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account