Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как создавали спецэффекты для фильма "Экипаж"
кэс белый
aslan wrote in kak_eto_sdelano
VFX-супервайзер студии CGF Сергей Невшупов рассказал о том, как создавались визуальные эффекты для фильма «Экипаж»: виртуальные камеры, геометрия и физика объектов, сотрудничество с режиссером.




— Каков ваш вклад в создание фильма?

— Наша компания делала все эффекты, которые вошли в фильм от начала и до конца — это 1,5 тыс. шотов (от англ. «shot» — кадр от момента включения и выключения камеры) с эффектами. Это и относительно простые вещи, которые обычный зритель не заметит: где-то надо было добавить в кадр самолет или изменить на нем логотип, где-то затереть страховочный трос; и эффекты «катастрофической» сложности: кадры от начала до конца сгенерированные на компьютере — Full CG. Таких шотов в фильме около 200. Руководило проектом несколько человек. Генеральный продюсер нашей студии Александр Горохов был по совместительству и главным VFX-супервайзером «Экипажа», Павел Безбородов был супервайзером стерео части. Я выполнял функции VFX-супервайзера и отвечал, в основном, за подготовку технологически сложных 3D элементов, связанных с лавой, огнем и облаками.

Пример «простых» шотов:
«Дорисовка» горы
«Дорисовка» горы

«Дорисовка» аэропорта за окном самолета
«Дорисовка» аэропорта за окном самолета

— Как вы управляли таким объемом задач и распределением информационных потоков?

— Наша студия сильно структурирована. В ней есть департаменты, занимающиеся своими узкоспециализированными задачами. Например, есть люди, которые занимаются только трехмерными моделями; есть те, кто специализируется на создании эффекта огня, дыма, лавы, брызг, разрушений — всего того, что касается физических проявлений (этакие «повелители стихий»). Есть большой департамент, который занимается только композитингом — совмещением всех элементов, их наиболее фотореалистичной интеграцией в единый шот.
Что касается управления, то в каждом подразделении у нас есть лидирующие и опытные артисты, которые знают, что делать и могут помочь начинающим коллегам. Есть также координаторы, которые следят за тем, чтобы версии шотов выкладывались вовремя, чтобы они были откомментированы, а задания спускались сверху вниз корректно и без задержек. Также есть сиквенс-супервайзеры, которые следят за целыми эпизодами фильма. И, конечно, VFX-супервайзеры, которые в курсе всего проекта и взаимодействуют непосредственно с режиссером.

Кадр из фильма «Экипаж»
Кадр из фильма «Экипаж»Кадр из фильма «Экипаж»​

— Как построен ваш рабочий процесс?

— В начале любого проекта мы полностью отсматриваем всё, что нам предстоит сделать, примерно оцениваем, во сколько работа обойдется по деньгам и по времени. Потом разбиваем задачу на части, детализируем. На «Экипаже» мы не участвовали в стадии препродакшна. Проект достался нам «по наследству»: на площадке работала другая студия, а визуальные эффекты делали мы. Информация, которую нам передали, не была полной. Но это компенсировалось на финале проекта практически идеальным взаимодействием с режиссером. Николай приезжал к нам каждый день, мы ему выдавали гору шотов, он сразу их комментировал, мы могли тут же подставить их в монтаж — посмотреть, что подходит, а что нет, получить новые комментарии и начать их реализовывать. За один день мы иногда могли показать две-три итерации шота.



— Расскажите о тонкостях вашего производственного процесса?

— Обычно мы подходим к этому очень скрупулезно, проводим полное сканирование, чтобы точно восстановить геометрию объектов на площадке. Это можно назвать нашим «ноу-хау». Мы разработали эту технологию на фильме «Он — дракон», где было много совмещений реальных съемочных объектов с CG-элементами. Нужно было точно знать, где должен закончиться, например, каминный зал дракона, который снимали в настоящей пещере, и начаться замок дракона, который синтезирован на компьютере. То есть пещера должна превратиться в зал с гигантским открытым на океан окном. На границе перехода «пещера – cg-модель замка» нам нужно было абсолютно точно воспроизвести съемочную площадку, с точностью до мелких камешков. Мы отработали эту технологию и теперь применяем ее на всех проектах, в которых участвуем.



На «Драконе» и на «Экипаже» в full CG шотах мы использовали виртуальную камеру собственной разработки, позволяющую воспроизвести сцену и выставить в ней камеры и движения объектов и персонажей. В «Экипаже» для таких шотов Николай сам расставлял камеры, что было очень удобно и ускоряло наши процессы.



— Какую технику вы используете для замеров площадки?

— Набор не очень мудреный: лазерные дальномеры, обычные фотоаппараты, маркерные ленты, Macbeth chart, Grey ball и Chrome ball — простейшие инструменты, которые позволяют впоследствии восстановить освещенность на площадке. Помогают дополнительные камеры Go Pro, их можно достаточно легко спрятать. В первую очередь важно знать, что происходит в кадре с разных ракурсов. Наш главный друг — фотоаппарат. Обычно мы делаем HDR-панорамы, которые позволяют охватить весь световой диапазон площадки. Иногда, когда требуется особая детализация, используем LiDAR для тотального сканирования площадки.



— Есть ли технические средства, которые помогают вам руководить таким огромным количеством людей?

— Есть достаточно продвинутые технологии для организации производства визуальных эффектов. Мы пользуемся системой управления проектами Shotgun. Она позволяет разбивать крупные задачи на мелкие, делегировать их различными артистам, следить за их выполнением. С помощью программы Cinesync можно собирать в плейлисты различные версии работ, отсматривать, сравнивать их между собой, оценивать и комментировать. Ее используют западные коллеги, когда режиссер находится на одном краю света, а группа по производству визуальных эффектов — на другом. В сочетании с Shotgun это позволяет удаленно управлять проектом, что я и делаю большую часть времени. Но, конечно, в таком объемном фильме, как «Экипаж», потребовалось личное участие на месте в Москве.

На съемках фильма «Экипаж»​
На съемках фильма «Экипаж»​На съемках фильма «Экипаж»​​

— С кем вы сотрудничаете из съемочной группы при работе над проектом?

— Конечно, работаем с оператором – бывают совершенно конкретные требования к съемкам, без которых невозможно сделать визуальный эффект. Взаимодействуем со сценарно-режиссерской группой, чтобы понять, что мы можем сделать, не будет ли это чудовищно дорого или невозможно, пытаемся достичь компромиссов на этом этапе. Сотрудничаем с каскадерами. Если строятся какие-то декорации и если их нужно будет потом доделывать в CG, то мы консультируем и художников-постановщиков.



— С какими сложностями вы столкнулись при работе над фильмом «Экипаж»?

— Одна из больших сложностей заключалась в создании лавы. Она должна была иметь определенный характер, в некотором роде представляла собой отдельного персонажа. Когда мы говорим «лава», у человека в голове возникает образ чего-то вялотекущего, неторопливого, медленного, похожего на расплавленное стекло, не особенно-то и опасного. А нам нужно было сделать разную лаву, в том числе очень стремительную, огненную лаву. Режиссер хотел, чтобы у нас была отсылка к фильму Митты, чтобы наши лавовые потоки напоминали огненные потоки в том «Экипаже».

Лава в фильме "Экипаж"
Лава в фильме "Экипаж"Рабочий материал – одна из многочисленных версий лавы

Создание самолетов было не таким уж простым делом. Требовалось воссоздать мельчайшие детали, которые бы выглядели убедительно с любого расстояния. Самолеты у нас присутствуют в нескольких видах – чистые, до катастрофы, покрытые пеплом на острове Канву, и, наконец, самолет должен был развалиться на части и деформироваться в конце фильма. Для каждого из этих состояний приходилось делать свои варианты моделей текстур и анимационных ассетов. Сложности были и в физических ограничениях: количестве людей, которыми мы могли располагать, количестве машинного времени. Нужно было всё сбалансировать, попытаться рассчитать так, чтобы успеть к сроку.

Последовательность производства Full CG шотов
Последовательность производства Full CG шотов
Последовательность производства Full CG шотов

— Как вы учитываете физику объектов, чтобы они казались достоверными?

— Здесь как раз есть тот самый компромисс между реальностью и драматургией, замыслом режиссера. Физику соблюсти проще всего, потому что в наших программах есть физические константы. Мы всегда можем задать параметры, близкие к естественным. Например, дать лаве течь с той скоростью, с которой она бы это делала в реальных обстоятельствах, подобрав вязкость и массу, характерную для настоящей лавы. Проблема в том, что она скорее всего не будет делать то, что нужно режиссеру. А когда мы снимаем кино, то можем включить рапид или, наоборот, сделать ретайм, ускорить действие в соответствии с настроением или задачами кадра. То же самое мы делаем и с визуальными эффектами. Но мы всегда стараемся идти от реальной физики, это единственная надежная вещь, от которой можно отталкиваться.

Кадр из фильма «Экипаж»
Кадр из фильма «Экипаж»Кадр из фильма «Экипаж»​

— Можно ли сказать, что «Экипаж» — это новая веха в развитии визуальных эффектов в России?

— Если зрители скажут так, то это будет хорошо. Тот же «Он — дракон» был в каком-то роде вехой в развитии. По крайней мере, что касается персонажной анимации. В «Экипаже» графика очень зрелищная и концентрированная. Для нас этот фильм — не просто очередной технический рывок, а проверка на прочность, потому что мы сделали то, что, как все думали, было невозможно реализовать за такое время в таком объеме и с таким уровнем сложности. Наверное, это было достижением и для российской CG. Если сравнивать с зарубежными монстрами, то по количеству шотов и по сложности мы их пока их не обгоняем. Если посмотреть на список людей, участвующих в нашем проекте, а их порядка 120 человек, включая руководящий состав и артистов, и сравнить со списком специалистов, задействованных в аналогичном по сложности западном проекте, то обнаружится, что их в два-три раза больше. Получается, что мы сделали ту же работу эффективнее.

Экипаж

— Каких правил в работе вы придерживаетесь?

— Мы всегда стараемся делать настолько хорошо, насколько возможно. Даже когда нас сильно поджимает время, но мы видим, что нужно что-то переделать — обязательно переделаем. Стараемся быть максимально тщательными к деталям. Это кропотливая работа, которая требует большого терпения и выдержки. Всегда есть искушение сказать «и так сойдет», а в условиях сжатых сроков оно бывает особенно сильным. Отдельное спасибо всей нашей команде, выложившейся на этом проекте на все 110%!

Источник

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png


Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Хорошее кино!

Где посмотреть ?
В кино нет возможности попасть.

Тогда нигде не смотрите. Это же в первую очередь аттракцион.

В хорошем качестве пока нет на торентах. Скачивать экранку... ну фиг знает.
Да, и как у вас там с торентами?

очередная хрень..

Что, "Экипаж" тоже пересняли? Совсем фантазия отсохла у киношников.

Тем не менее, получился очень качественный фильм, хорошо снятый и напряженный. И это не прямой ремейк - есть несколько отсылок к фильму Митты, но история достаточно самостоятельная.

Да, я почитала уже про него. Ну назвали бы как-нибудь иначе, все же тем, кто знает оригинальный "Экипаж", будет сложно не проводить параллели и не сравнивать.

Так в фильме специально сделано все, чтобы проводили параллели. ;о)

Отличный фильм!
И с драматургией хорошо, и спецэффекты качественные.

надо бы посмотреть фильм)

новый фильм такая же туфта, как и старый? Мужик с молотком во время полета на самолет вылазит?

старый фильм вообще не об этом, экшн занимал там 20% времени. Вот новый похоже для идиотов снят, как обычно.

может, он был и не про это, но чувака с молотком снаружи летящего самолета запомнили все)))

А окромя Машкова героических типажей больше не осталось в российском кинематографе?

а кто его просил Пореченкова раскрывать?

> Мужик с молотком во время полета на самолет вылазит

Там гораздо(!) более тяжелые наркотики использовались при создании. Например, переход почти всех пассажиров из одного самолёта в другой по натянутому тросу во время полёта.

вот этого не помню... черт, надо хоть на перемотке глянуть)))

А еще несколько человек улетели в неизвестность, выпали из корзины, тоже зрелищно!

Чёт не понял, а не компьютерное там хоть что-то есть? Митта весь фильм снял без компьютеров, а эти какой-то мульт сделали и гордятся...

ну положим по "Экипажу" был выпущен целый учебник комбинированных съемок, что как бы намекает. Но в том, что драматургическая составляющая там занимала первое место вы правы.

Так съёмок же, а не рисования мультиков...

комбинированные съемки конечно теплые и ламповые, но по сути изменились только технологии. Грубо говоря в "Коммандо" тоже нет мультиков, но его содержательная часть от этого не становится умнее или интереснее.

Фильм не смотрел, но по скриншотам сильно похоже на "Месть ситхов".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account