Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как делают тягачи для баллистических ракет
кэс черный
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Минский завод колесных тягачей обеспечивает важные оборонные заказы для армий РБ и РФ, поэтому стратегически интересен нашим лучшим друзьям-соседям. Не то чтобы предприятие закрытое, но так просто туда не попасть.

Шасси для новых российских ракет и лучшая зарплата в отрасли. Репортаж с образцового белорусского завода – МЗКТ


МЗКТ был основан в июле 1954 года и долгое время функционировал как спецбюро Минского автомобильного завода по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним. В 1991 году прошла реорганизация. Вскоре технику начали выпускать под брендом Volat. В 2010 году УП «МЗКТ» стало открытым акционерным обществом. Завод входит в структуру Государственного военно-промышленного комитета. 100% акций (на данный момент) принадлежит Беларуси.



Это большое предприятие, город в городе, с более чем 5 тыс. сотрудников, не считая филиалов. Здесь 10 производственных цехов, 25 управлений, 10 отделов. Схематично производственный цикл выглядит так: маркетинговое исследование, разработка технического задания для конструктора, проектирование, изготовление машины, ее испытание и последующая доработка. Нам говорят: в советские времена цепочка занимала в среднем 5 лет, но сейчас такими темпами каши не сваришь. Заказчик ждать не будет. Фактический срок от идеи до конвейера — до 1 года по гражданской технике и от 2 до 3 лет по технике военной, там строже стандарты. Заводская гарантия на «оборонку», к слову, составляет 10 лет.

Журналистов ведут в исследовательский центр. Здесь испытывают все узлы и агрегаты, которые после будут использованы в производстве: редукторы, трансмиссию, тормозные системы и так далее. «Чтобы провести испытания даже маленькой детали, нужно сделать специальный стенд, — рассказывает начальник цеха. — Многое оборудование ставилось еще в советские времена. С помощью фирмы-производителя проводим его модернизацию, в частности — программного обеспечения».









Вода для сотрудников — «Made in Belarus». Бесплатная.



На площадке рядом с центром — уголок истории. Размещены машины, созданные в ранние периоды работы, — чтобы молодые сотрудники знали истоки. В числе прочих — и уникальный тягач для межконтинентального ракетного комплекса «Целина-2» с 12-осным шасси и электротрансмиссией. На вооружение шасси не приняли из-за дороговизны, и «электрическая» тема на долгие годы заглохла. Сейчас руководители говорят: школа утрачена, но есть планы ее возродить. Тема ведь перспективная, даже несмотря на то, что рынок пока не очень готов.





Узлы и агрегаты вырезают, вытачивают, гнут, штампуют в различных цехах, а после они встречаются на сборочном конвейере. Мы в огромном ангаре, где осуществляют все новые разработки в металле. За рабочими местами чистота и порядок. В последнее время здесь много важных гостей, в том числе «купцы» из России. В объектив попадает парочка фривольных календарей — на предприятии много молодежи.







По словам гендиректора Виталия Вовка, средняя зарплата на МЗКТ является самой высокой в сфере промышленности и составляет 8 500 000 рублей. Вовк при этом дает понять, что не очень жалует подобные статистические показатели: они не всегда объективны. Это как средняя температура по больнице.

— Сейчас мы можем отбирать работников. В целом, вы знаете, автомобильный рынок падает. Крупносерийное производство трудно остановить, такие предприятия могут испытывать трудности. Мы работаем адресно в своей нише. Те специалисты, которые хотят заработать, у нас имеют такую возможность — и мастера, и конструкторы.













Идем дальше. Модели из дерева, на основе которых потом будут изготавливать узлы для машин, производят на итальянском оборудовании. Раньше это делали вручную. Для изготовления оснастки на кабину уходило 3—6 месяцев, теперь — 2 недели.



Рамно-прессовый цех. Лазерная резка металла.



Самый большой, как говорят специалисты, листогиб в стране.



На доске информации вчитываемся в «цели в области качества на 2014 год»: разработать не меньше восьми новых моделей, обеспечить рентабельность производства 12,8%, достигнуть объема реализуемой продукции в 1,9 трлн рублей. Старая советская традиция — один за всех, все за одного. Работает?











Цех гибких производственных систем. В свое время был едва ли не самым современным в СССР. Сейчас, как говорит руководство, это прообраз того современного завода, каким его хотели бы видеть. Здесь установлено дорогостоящее оборудование для сложной обработки деталей. Процессом управляет автоматика, человек контролирует. Выглядит этот участок не по-белорусски солидно.





На каждом станке табличка: фамилии закрепленных рабочих и стоимость оборудования. $698 тысяч, €535 тысяч… Такую практику, говорят специалисты, используют на Западе. В некотором роде мотивировка для сотрудников.





Контрольно-поверочный пункт: здесь проверяют параметры изготовленных деталей.





Вполне себе штатная единица. «Надо же кому-то мышей ловить», — шутит директор.



Важнейшее место завода — сборочный цех.









Первоначально МЗКТ производил исключительно военную технику. Сейчас пропорция такова: 60% для нужд Вооруженных сил, 40% для народного хозяйства. До 90% продукции уходит на экспорт. В первую очередь — в страны СНГ. Львиная доля — в Россию. Работают также с рынками Китая, Турции, Венесуэлы, Египта, Пакистана, ОАЭ. Есть попытки выйти на Латинскую Америку, но пока получается не очень.



На шасси МЗКТ монтировали и продолжают ставить зенитно-ракетные комплексы С-300, реактивные системы залпового огня «Смерч», оперативно-тактические комплексы «Искандер», пусковые установки «Тополь-М» и многое другое грозное оружие. Гражданская сфера применения — бетоносмесители, топливозаправщики, уборочные и грузовые машины, лесозаготовительная техника и так далее.









На площадях МЗКТ собирают бронированный «Тигр» производства Арзамасского машиностроительного завода. На показательном тест-драйве водитель «Тигра» рисковать не стал — самые глубокие ямы аккуратно объехал.



Шасси для транспортировки буровой установки делают по заказу нефтяников. Двигатель здесь от Caterpillar — таково было требование заказчика. Двигатели, к слову, на МЗКТ не производят, как и детали электрики, шины. Их закупают у белорусских и зарубежных компаний.



Специфика завода, поясняют специалисты, и в том, что здесь не работают на склад — все машины изготавливают под заказ.

— Техника очень дорогая, чтобы делать ее для склада, — говорит директор. — Каждое шасси отличается друг от друга, каждое изготовлено для определенного заказчика. Если у него нет возможности в данный момент технику забрать, она оставляется на ответственное хранение. Но она уже оплачена, деньги поступили.

— Принцип работы такой: уточняем у клиента, какая технология ему нужна, и делаем под нее машину, — рассказывает главный инженер Андрей Головач. — После выставки Milex подошел начальник Генштаба, показывает: нужна такая штука, но чтобы еще и плавала. Не вопрос! У нас есть ресурсы. Сейчас делаем новые шасси под новые виды ракетной техники РФ. Как понимаете, назвать детали не можем. В Беларуси по поручению президента разработали бронированный автомобиль. Сделать бронированный корпус сами не в состоянии, в стране не выпускают броню. Но все остальное — пожалуйста. Сейчас автомобиль на обкатке в Силах специальных операций.

Спецавтомобиль «Лис» уже демонстрировали на недавней военной выставке в столице. В данной комплектации на крыше установлен панорамный прицел платформенного типа и управляемый противотанковый комплекс «Шершень».



Шасси под новую российскую твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету «Ярс» — модернизированную ракету комплекса «Тополь-М». Уникальная вещь, говорят нам, больше никто такого не делает.



Среди эксклюзивных разработок, которыми здесь гордятся, — 38-метровый танковоз-«гусеница». А вот это — машина более приземленная, для нужд пограничников.



* * *

Пока, впрочем, на Минском заводе колесных тягачей думают не столько о новинках, сколько о будущем.

— Сможете найти достоверную информацию о продаже МЗКТ? Знакомые работники говорят, что уже продали «Ростехнологиям» и начали менять руководство, — такое письмо пришло на днях в нашу редакцию.

Вопрос мы переадресовали гендиректору:

— Вы все еще белорусское предприятие?

— А вы сомневаетесь?

Чуть позже Виталий Вовк добавил: «Наша главная задача — поиск стратегического инвестора и, соответственно, дешевых средств для модернизации, которые наши банки сейчас предложить не в состоянии».

Казалось бы, все уже решили давно. В конце прошлого года сообщалось, что достигнута договоренность о продаже пакета акций МЗКТ (75% минус 1 акция) российскому ОАО «РТ-Авто» — подразделению «Ростехнологий». Требовалось всего лишь провести честную оценку активов предприятия по рыночной цене. По словам Виталия Вовка, процедура находится в стадии завершения. Вскоре должны появиться конкретные цифры. Гендиректор сообщил, что при сделке должны быть защищены и интересы предприятия, его сотрудников, и страны. Об этом недавно говорил и вице-премьер Семашко. Распродажа «серебра» неизбежна, но торговаться за него будут рьяно, за каждый рубль.





Источник

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
100% акций у Белоруссии. Зашибись, а вдруг майдан, ну или как будет на ебанутом?

Так в тексте же:

В конце прошлого года сообщалось, что достигнута договоренность о продаже пакета акций МЗКТ (75% минус 1 акция) российскому ОАО «РТ-Авто» — подразделению «Ростехнологий». По словам Виталия Вовка, процедура находится в стадии завершения.

Re: Так в тексте же:

И? В стадии завершения до сих пор?
А ты серьезно охуенный хирург?

дурашка
1 Journal entry
1,113 Comments posted

Ваше мнение имеет все шансы подняться в рейтинге до уровня проститутки кет. Сразу после того, как покинет ваш ЖКТ.

Кошку кормят бульбой. Не то, чтобы я был сильно удивлен, но все же...

(Deleted comment)
"Впечатлил" многоразовый стакан в кулере с водой.

Там все свои.

типичный печальный совок

То ли дело гламурные торговые центры. В разы полезней всех этих негламурных совковых тягачей на производство которых хватает мозгов только полудюжине заводов по всему миру.

Самое прикольное это дама в летающей будке

(Deleted comment)
с продажей МЗКТ Батька в очередной раз россиян кинул не так давно
РФ очень хочет получить контроль над этим заводом, РБ очень не хочет этот контроль отдавать
эта песня про продажу пакета акций продолжается не первый год, и обе стороны держат друг друга за яйца:
Россия пугает, что, если не получит контроль, отрежет завод от своих военных заказов - а это львиная доля его прибылей.
с другой стороны. если не заказывать минские "сороконожки", то никакого развития "ядерного щита" РФ не будет - альтернативное производство Россия сейчас создать не в состоянии. Что ж теперь, не вывозить баллистические ракеты на парад 9 мая? Народ, которому накачали в уши про "возможность превратить противника в ядерный пепел", не поймет.


ЗП в $450 в среднем это значит $350 у мастера в цеху на руки. Позор и все тут.

"не по-белорусски солидно" -- вы в россиссии жопы подтирать научитсь и приберитсь нмного, потом о солидности рассуждайте.

(Suspicious comment)
ок, про борового.
а про покупку мзкт - мечтайте.
если вы такие супер технологичные - пытайтесь свои многоножки сделать. мзкт, кстате в брянске завод купить хотел. ребята, проспитесь для начала

мимо. я как бы (несмотря на нынешнее место работы и проживания) всё-таки гражданин Беларуси.
так что - пьесу "Превращение серебра в ржавчину" видел в прямом эфире. И честно говоря - меня печалит, что это может повториться и с МЗКТ.

Не обижайтесь - но маленький совет - не стоит по одной реплике сразу делать вывод о убеждениях автора реплики - он (вывод) может быть ошибочным.
я уверен, что при прочих равных АГЛ не продаст только три предприятия - сколько ему не предлагай - МАЗ, БелАЗ, и Белкалий - это уж точно - фамильное серебро в виде священных коров. всё остальное - к сожалению - будет зависеть от конъюнктуры и цены.

ЗЫ

а вот этот пассаж я так и не понял

ребята, проспитесь для начала

к чему это было?

скорее х..м по лбу получат россисияне, чем мзкт

Троль что-ли?
"Рооссияне"...

А как же Пинский завод по производству колесных тягачей ?

Токарные станки и сверлильный на фотках, малость устаревшие. Такие нам в школу передавались для обучения в 80 гг.. как устаревшие. Много ручных операций, много пожилых рабочих. Если такое крутое производство почему не модернизирован станочный парк?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account