Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как устроены кнопки в кабине самолёта ( +бонус! - замена блока!)
Осенний полёт (без рамки)
lx_photos wrote in kak_eto_sdelano

Сегодня, помоляся, расскажу вам про кнопки, которыми пилоты бесстрашно управляют разными самолётными системами.
Заодно и про дефектик один поведаю.

На одном самолёте жил да был дефект по отбору воздуха от двигателя.
Воздух штатно отбирается от 9 ступени компрессора высокого давления на малых режимах работы двигателя, и от 5 ступени - на повышенных (потому что на больших оборотах компрессора за 5 ступенью уже достаточно давления для работы системы).
Далее воздух проходит через разные клапаны и радиаторы, и поступает в паки кондиционирования для подготовки перед подачей в салон.
И всё было хорошо, но вот случился дефект где-то там в глубинах системы отбора.
Вообще, я такие дефекты (по отбору) не люблю.
Там для поиска надо поднимать капоты реверса, лезть во всякие агрегаты и трубки, совершать странные действия по проверке воздушных линий на герметичность... - визгу много, шерсти мало.
Но, на наше счастье, в этот раз бОльшая часть работы по поиску дефекта уже была выполнена другими. Какие-то там трубки подтянули, что-то ещё делали...
А нам доверили сделать контрольную замену в голову - заменить компьютер контроля отбора (Bleed Monitoring Computer), и кнопку включения отбора на потолочной панели в кабине пилотов.
И этот постик очень удачно будет иллюстрировать, как в типовом случае заменяется блок из отсека авионики, и кнопка панели.

Начнём с блока.
Первым делом надо разместить маленькую стремянку строго под люком переднего авионического отсека:


Там же приготовить кейс с исправным блоком:


Потом в кабине обесточиваем систему вытягиванием требуемых автоматов защиты по питанию.


Готовим к замене блок.

Как видим, заглушки разъёмов сзади блока фиксированы скотчем.

Открываем лючок тех. отсека и лезем туда передним концом тела (это куда едят).
Там наблюдаем этажерку с блоками, среди которых есть и наш сегодняшний блочок:

(посредине)

Как видно, в типовом случае блоки вдвигаются на своё место по полозьям, и удерживаются там винтами с барашковыми гайками.


Откручиваем гайку, пока она не высвободит выступ кронштейна блока, и опускаем её с винтом вниз.


Теперь остаётся лишь потянуть блок, и он выходит из разъёмов на раме задней стороной, и вытаскивается.

На посадочном месте блока видны разъёмы на раме, и резиновое уплотнение снизу с отверстиями.
Через эти отверстия в нижней стороне блока просасывается воздух системой вентиляции авионики, и таким образом блок охлаждается.

Снимаем плёнку и заглушки разъёмов исправного блока.


Осматриваем разъёмы.


Вставляем блок на место, вдвигаем по полозьям,

накидываем гайку на кронштейн блока, и закручиваем от руки до упора.
Блок установлен.

Теперь займёмся интересной и интеллектуальной работой в кабине - заменой кнопки.
Дело в том, что кнопки на Airbus - это не боинговская банальщина о паре замыкающихся контактов, а почти что микрокомпьютер - то есть, сложное высокотехнологическое электромеханическое сооружение.

И при том меняются такие кнопки достаточно просто.

Для начала отжимаем кнопку, чтобы она полностью вылезла.
И, поддевая её края, вытаскиваем головку кнопки наружу.

Это можно сделать, уцепившись ногтями по бокам кнопки.
Или зажав её пальцами.
Если ничего не получается, можно воспользоваться специальным пинцетом :)

(вроде такого)

Если теперь отогнуть головку кнопки наружу, то мы увидим:

шпенёк и два винта.
Головка кнопки соединяется тонким плоским шлейфиком с её корпусом для передачи тока подсветки надписи.

Забежим слегка поперед паровоза и обратимся к кнопке.

Отметим схему на боковой стороне корпуса, намекающую нам на то, как всё сложно.
(кнопочка эта - всего-то примерно сантиметра два в ширину)
А также не забудем про отверстия сверху.

С заднего торца кнопки имеем простые контакты,

говорящие нам о том, что кнопка просто вдвигается на место.

Как же она удерживается на своём месте?

Снимем панель системы кондиционирования сверху пилотов и поглядим.
Благо, снимается она легко - надо повернуть лишь несколько фиксирующих винтов по сторонам панели.


Регуляторы и кнопки.


А вот и искомая:


Как видим, ближе к нижней стороне имеется вырез в держателе кнопки.
И в этом вырезе заметно нечто серенькое. То же есть и с обратной стороны.

Если мы посмотрим на это же место кнопки, то увидим там резьбовой упор:


Вращая винт переднего торца кнопки, можно повернуть упор так, что он выйдет наружу отверстия.

И в этом положении он как раз удерживает кнопку внутри её держателя.
Такой же упор есть и с другой стороны, и второй винт в лицевом торце кнопки - для него.

Теперь становится понятно, что надо сделать для вытаскивания кнопки.
Приоткручиваем оба винта на пару оборотов, пока они не выведут упоры из зацепления с держателем кнопки и не уберут их заподлицо с поверхностью кнопки.
Потом слегка нажимаем с тыльной стороны кнопки, и она просто выдвигается из панели вперёд. Контакты выходят из своего разъёма, и кнопка вытаскивается.
Если есть пинцет, то можно даже не снимать всю панель, а вытащить кнопку, зацепившись за край её корпуса.

Новую кнопку устанавливаем, как говорится, в обратном порядке - вдвигаем её на место и слегка поджимаем, чтобы контакты вошли в разъём.
А потом маленькой отвёрткой поворачиваем оба упора по часовой стрелке для зацепления с окнами держателя, и ещё немного поджимаем для крепкого усаживания кнопки на место.

Потом устанавливаем панель на своё место.
Втыкаем выдернутые АЗСы.


Проводим тест системы через MCDU.
Тест проходит, дефект закрываем.
Оформляем документы на замену.

Такие вот хитрые кнопки :)


Всем спасибо, ага.
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Свят-свят-свят!

@lx_photos чего это сегодня даже не закрасили люфтганза техник?:)

их можно светить :)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте, братсконародный карандаш.
Как на Крещатике, абрикос попёр уже?

Это капец, как все запутано


(Deleted comment)
Гайки без контровки — это какой-то ужас

а как охлаждается этажерка с блоками?
в этом помещении холодно? или +20? в полете имею ввиду..
и принудительный обдув стоИт ли?

охлаждается просасыванием воздуха через систему воздуховодов

есть два вентилятора, и несколько клапанов
если температура на улице > +12, то используется наружный воздух
если ниже, и в полёте, - то циркулирует внутренний, охлаждаемый об участок обшивки

это герметичная часть фюзеляжа, и в полёте там примерно салонная температура
только довольно шумно

Edited at 2016-04-04 07:15 am (UTC)

А объясните пожалуйста про барашки, крепящие блоки управления авионикой (которые в переднем отсеке)
На фото видно только болт и собственно барашек, без всяких контргаек и шплинтов. Нутром чую что они должны как-то еще фиксироваться от самостоятельного откручивания. Но как?

фиксируются зубчиками на подпружиненной шайбе со стороны блока
когда откручиваешь или закручиваешь, барашек стрекочет по ней

Спасибо
Хитро однако
Сложнее чем на паровозе))

Очень сложно!
Когда вы снимали панель, там было много всяких проводов и регуляторов, может ли такое быть, что вы кнопку поставили, а какой нибудь провод или регулятор в это время отсоединился? Кнопку вы протестировали, а то оборудование- нет, и оно не будет работать?
Второй вопрос: если что-то не работает- это вам пилоты говорят? Или вы сами должны проверять приборы, чтобы найти где что не работает?
И третье: подозреваю, что поменять кнопку- самое лёгкое. А что сложнее всего исправлять в кабине? Что вы исправляли еще?

Ну он жеж тест запускал. Я так понимаю что єтот тест как раз и чекает что все прикручено нормально.

просто так провода не отсоединяются, они там крепко сидят
если оборудование не работает, обычно об этом выдаётся сообщение на дисплей
потому что практически все системы контролируются своими контроллерами

да, в основном пилоты говорят и пишут в журнал по итогам полёта или предполётных проверок
ещё могут присылаться заказы на работу от авиакомпании
и, если мы сами что-то неработающее обнаружим, можно самим устранять или отсрочить устранение дефекта

именно в кабине сложно менять предохранитель зарядника USB в форточке пилота
http://lx-photos.livejournal.com/217087.html
очень неудобный доступ

также не люблю менять стёкла - они большие, тяжёлые, и с кучей гаек и винтов
особенно на Боинге 737 - там вообще мрак, пол-кабины разобрать надо, чтобы только добраться до крепления
работа на целый день

остальные мои геройства можно посмотреть тут:
http://lx-photos.livejournal.com/104284.html

Спасибо за подробный ответ на дилетантские вопросы!
То, что вы делаете- очень круто!
Еще поразило, что вы успеваете одновременно и ремонтировать и делать фотографии.

когда спешить некуда, можно и фоточки поделать

А что это за красные следы на второй фотке по периметру люка? Такое ощущение что наклеили красный скотч а потом он плохо оторвался?

это следы наклееных когда-то пломб
они похожи на полоски скотча
при отрывании остаётся надпись

А в этом есть какой то скрытый смысл? Или просто скотч не очень качественный?
И что пломбируют? Люк?

да, люк пломбируют
насчёт смысла - не знаю
судя по тому, что многие компании пользуются таким способом контроля доступа, они в этом какой-то смысл видят

Ясно. Спасибо.

Наклейку INOP снял? :)

Вот бы в машине всё так же делали - на винтиках, заменяемое, АЗС на виду. А то дизайн наворотят, всё на пистонах и защелках, коротые ломаются на раз. А перегорела лампочка подсветки - полсалона разбирай, проще забить.

всё снял, до чего смог дотянуться

Дело в том, что кнопки на Airbus - это не боинговская банальщина о паре замыкающихся контактов, а почти что микрокомпьютер
В связи с чем усложнили до микрокомпьютера ?

это я преувеличил, конечно
никакого микрокомпа там внутри нету
но, по сравнению с кнопками 737, эти действительно сложнее - больше контактов, лучше подсветка, крепление другое

  • 1
?

Log in

No account? Create an account