Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Аэролодка "Пиранья-2"
tot_tod wrote in kak_eto_sdelano
аз051


Во время работы на озере Азабачье, что на Камчатке возник непредусмотренный простой из-за задержки вертолета для монтажа.
Мужики строители после нескольких дней отдыха замаялись от безделья и предложили начальнику базы Сергею собрать его новую аэролодку, которая валялась "по частям" в доме.
Сказано - сделано! Всем гуртом перенесли весь лодочный шмурдяк на берег озера и приступили к сборке.
Загвоздка возникла в том, что инструкции по сборке этого ветродуйного чуда в комплекте не оказалось... зато в избытке было желание, да и время не подпирало.
Однако, маленько приглядевшись, сообразили, что все эти цацки можно пристроить только "по месту", и даже если очень стараться - по другому не получиться.



аз050


Сама аэролодка представляет из себя собственно лодку, состоящую из продольных надувных баллонов (4 по днищу и 2 по бортам), сплоченных на основном подковообразном корпусе (хорошо видно на фото ниже). На всю длину и ширину по днищу отдельно пристегивается защита - "чешуя", состоящая из поперечных пластиковых полос, пристроенных внахлест. Ширина одной такой полосы примерно 25-30 см при толщине 3-4 мм. Такая защита позволяет "небояцца" ни мелких камушков и коряг, ни льда и снега.
Погуглив в процессе писания выяснил - пламенный мотор РМЗ 500 выдает 51 л.с.
А в целом ТТХ этой аэролодки следующие:
Грузоподъемность max, кг: 800
Грузоподъемность max на глиссировании, кг: 400
Двигатель: РМЗ 500
Мощность: 51 л.с.
V двигателя: 503 см. куб.
Система охлаждения: воздушная
Расход топлива: 18 л/час (АИ-92)
Емкость бака: 100
Макс. скорость по воде без груза: 70 км/ч
Макс. скорость по снегу без груза: 105 км/ч
Система запуска: СУ-400 Р(ручной стартер), СУ-400 РЭ(ручной+электрический)
Кол-во человек: 3-4
Приборы (в комплектации): СУ-400 Р - тумблер зажигания, кнопка праймера (подкачки топлива перед запуском), СУ-400 РЭ - вольтметр, прикуриватель, указатель запаса топлива, замок зажигания, тумблер зажигания, тумблер электробензонасоса, тумблер реле фар.
аз052


В качестве рамы (несущей конструкции), на которую крепится все, используются три трубы, которые оч щательно шнуруются в корпус лодки. Это "все" состоит из 100-литрового топливного бака, на который ремнями крепится сидение на 2-х человек со спинкой, а также консоль с рулем и приборами. В корме на кронштейнах с хомутами двигатель с пропеллером, рули управления и ограждение винта. Все.


аз053


аз054


Лопасти винта монтируются в ступицу и до обтяжки имеют небольшой люфт в пределах 10-15 градусов. Для точной установки угла атаки лопастей имеется специальный "штангенциркуль", который позволяет все лопасти отрегулировать с одинаковым углом. Сергей сказал, что уточнял этот вопрос и для этой модели угол поворота лопастей должен составлять 14 градусов, что и поставили.


аз055


Соединив тяги рулей управления и дроссельной заслонки с рулем и "газом", Пиранья почти готова.


аз056


В носовой части лодки монтируется "кубрик" из тента с окошками, который крепится на "липучках". Этим же макаром пристегивается и ветровое стекло. Таким образом с фронтальной части лодка оч хорошо защищена от ветра и брызг. В кубрике, при большой нужде, можно переночевать или переждать непогоду вчетвером, а для двоих будет вообще само то.



аз057


Пиранья в сборе и готова к торжественному спуску на воду.
На все-про-все, вместе с переноской, шнуровкой труб и примеркой цацок по месту, ушло часа 3-4 (это без учета сборки "чешуи", которая уже была привязана к лодке).


аз058


Пиранья на воде.


аз059


Поскольку лодка была новая, еще ни разу не пользованная, было у всех какое-то нехорошее опасение - "А заведется ли?"
Однако, пристегнув аккумулятор и дыркнув стартером, Сергей, к всеобщей радости, с первой же попытки запустил двигатель.
Естественно, тут же, вместе с Главным механиком Женей, отправился в испытательный пробег.
После покатушек Сергея, отправился на тест-драйв и я.

аз060


Это был мой первый опыт управления глиссером и впечатлений получил много.
Естественно, не только меня, но и всех остальных поразил ацкий грохот двухтактного мотора с воздушным охлаждением и пропеллера... особенно, когда лодка идет в "рабочем" режиме на хороших оборотах.
Вторым впечатлением было то, что своей быстроходностью Пиранья как-то не впечатлила... на ровной воде, без ветра, скорость у нее на уровне обычной лодки под Ямахой-40... Возможно так получилось потому, что учитывая "нулевость" мотора без обкатки мы не давали ему сразу просраться...
В общем, на мой взгляд, лодочка на скорость "туповатая" и реакция на газ у нее с запозданием. Вернее, грохот и обороты появляются сразу, а скорость нарастает с большим опозданием. И это только с двумя чел. на борту вместо "паспортных" 400 кг на редане... Сомнительно как-то... насчет 400 кг...
Попробовали мужики слегка увеличить угол атаки лопастей пропеллера, переставив их с 14 на 16 градусов - результат тот же... да, едет, и по мелякам с густой травой, но скорость не впечатляет.
А самое яркое впечатление получил от руления этим аппаратом. Курсовая устойчивость на ходу у нее НОЛЬ!!! Такое ощущение, как будто несешься на большой скорости по гравийке с грязью и все время в заносе. Рулить рулем нужно все время и с предельной внимательностью. Чуть-чуть прохлопал момент, и лодку заносит на запредельный градус.
Однако, еще веселее стало, когда влетел (не ожидая такой реакции) в зону порыва ветра. Так-то такие зоны хорошо заметны по ряби на воде, но на лодках с винтом на такие пустяки никогда не обращал внимания. А вот с пропеллером такие "зоны турбулентности" нужно замечать издали и быть готовым к реакции с сильным заносом кормы. Полагаю, что на хорошей скорости (более 50 км/ч) можно вообще вылететь с лодки...

аз061


Так, что мое мнение насчет потребительских свойств этой лодки не самое восторженное.
Иными словами, если условия на воде позволяют ездить на моторе с винтом, то и нехрен на всякие пропеллеры вестись.
Другое дело, если меляки, пороги, лед еще не встал и все такое - тогда альтернативы такому глиссеру нет. Нужно только к ней привыкнуть и получить хорошие навыки вождения, чтоб без сюрпризов.
В случае с Сергеем, именно для таких случаев (межсезонья, ледостава и ледохода) была закуплена ему эта лодка.
А так, на р. Камчатка и оз. Азабачьем простору для "дрифта" и маневров хватает.

аз062


И, да, есть у этой лодки еще одна "Ахиллесова пята" - это "медведеустойчивость", вернее, полное ее отсутствие... а в условиях Камчатки, это большой минус.


© И. Шатило
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Тю...непонятно, чем эта тема так завлекла земляков?

как перспективная основная боевая единица Грейт Украиниан Флит.

Правь УкрАина морями!

Гы :)
Ну, да может и пригодится.



Edited at 2015-09-08 03:24 am (UTC)

Высокий центр тяжести и запаздывание рулёжки понятны без испытаний,по фото.

Оно может и понятно, но ложка дегтю от разочарования "в натуре" от этого не слаще.

Актуально для закоряженных мест и болот, но для чистый воды ни к чему я считаю. Радует, что это все у нас появляется вопреки всему происходящему.

>>>Радует, что это все у нас появляется вопреки всему происходящему.<<<
Абсолютно согласен!

В чём функциональный смысл надувной основы? Аэролодка ведь для болот, мелей, зарослей. Вы убьете баллоны на первом серьезном препятствии.

Транспортабельность повышенная, а для препятствий снизу чешуя.

Возможно "функциональный смысл" в способности огибать некоторые небольшие препятствия, а не жестоко их бить дюралем...? (в условиях каменистых перекатов и т.п.)

Насчет "повышенной транспортабельности" сомневаюсь... даже с надувной основой все слишком громоздкое и тяжелое, особенно мотор и лодка. в одного не потаскаешь.

Питаю страсть ко всему, что движется по воде. Спасибо за пост !
Вот только слово "праймер" в описании покоробило.

>>>Вот только слово "праймер" в описании покоробило.<<<
Пардон, но я так не выражаюсь.
...а, понятно - это скопировал из отзыва на дром.ру, уж извиняйте.

Да я и не обиделся.

Медведеустойчивость - это да).

Параметр в условиях Камчатки не последний.
Предыдущую такую лодку у Сергея порвали медведи... ремонт с пересылкой на завод и обратно обошелся в более чем 100 т.руб...

Вот так выглядит баллон катамарана после "наступления" лапой медведя, а они могут еще и погрызть...

мм006

мм007

Edited at 2015-09-07 12:01 pm (UTC)

"что своей быстроходностью Пиранья как-то не впечатлила..." - так и должно быть. КПД воздушного движителя у лодки однозначно ниже, чем водяного.

Возможно и "должно", но производитель бьет себя в грудь, что по воде 70 км/ч, а это по идее впечатляет (в отличие от 45 км/ч в натуре).

Аэролодка "Пиранья-2"

Пользователь a_zaxar сослался на вашу запись в своей записи «Аэролодка "Пиранья-2"» в контексте: [...] Оригинал взят у в Аэролодка "Пиранья-2" [...]

Аэролодка &quot;Пиранья-2&quot;

Пользователь dorokhin3103 сослался на вашу запись в своей записи «Аэролодка "Пиранья-2"» в контексте: [...] нал взят у в Аэролодка "Пиранья-2" [...]

Уважаемый Игорь!

От лица производственной компании Аэротрейд, позвольте выразить благодарность за такой интересный, подробный и честный отзыв о нашей Пиранье.

Очень жаль, что вы не смогли найти инструкцию по сборке, которая обязательно прилагается к пакету документов на лодку. Эта инструкция ответила бы на многие ваши вопросы. Тем не менее, хочу отметить, что вы собрали Пиранью за хорошее время в отсутствии инструкции. Лодка действительно интуитивно понятна в сборке, однако есть некоторые тонкости.

Скорее всего (насколько я могу судить по фотографиям) вы собирали Пиранью-2. Интересно было бы уточнить у владельца, какого года модель… Если посмотреть на дату вашего поста и предположить, что сделали вы его оперативно, то перед нами мотор РМЗ 500, эта лодка вытягивает на глиссировании полезную нагрузку до 500 кг, имеет 51 л.с., максимальный расход топлива по паспорту до 22 литров, емкость бака – 95.

Действительно, лодка шумит очень сильно, точнее шумят лопасти – как в самолете, пока с этим ничего не поделаешь. Иногда советуем ставить камбалу, чтобы снизить уровень шума, но это только на более мощные моторы. Судя по фотографии, вы двигались без наушников, а мы всегда советуем их использовать – с ними комфортнее при высоком шуме, не продувает уши, они держат кепку, которая может улететь.

На самом деле, лучший диапазон регулировки угла атаки лопастей для данного мотора - 14,5 – 15 градусов – пришли к этому опытным путем, 16 – перебор, на наш взгляд. Это написано в инструкции, которой у вас не было.

Про быстроходность и реакцию на газ.
Заводская фишка в том, что «мозг» в первые 18 часов работы двигателя на высоких оборотах уменьшает угол зажигания и не дает максимальной мощности и быстрой реакции на газ – это, так называемый, режим обкатки мотора и редуктора. После заданного времени все становится на свои места. Поэтому вы после сборки катались не на 51 лошади, как по тех. характеристикам, а примерно на 42х. Хотя, лично для меня и 51 – очень мало для ощущения скорости, скорее этот двигатель больше подходит для работы и размеренного катания, для динамичного движения берут более мощные моторы.

Про устойчивость – здесь конечно нужен опыт управления. Сейчас и в обучении на категорию «аэробот» есть определенное количество часов, как на любой транспорт. Для сравнения: когда я ребенком учился ездить на машине, то мне было сложно попасть в колею, и о скорости не было и речи. Но дело было не в машине, а во мне – сказалось отсутствие опыта управления транспортом. По аналогии – тоже самое и с велосипедами, и с мотоциклами, и со снегоходами... Так и с аэролодкой - чтобы верно понять ее, надо спокойно накатать свои метры и привыкнуть. Конечно, она реагирует на ветер, она как самолет, только не взлетает. Большинство людей справляются с этим спокойно, нужно просто подготовиться, даже морально в первый раз! Это не является недостатком Пираньи, по нашему мнению. Опытный водитель хорошо реагирует на крен, чувствует, куда разворачивает лодку и рулем может отработать, при этом отслеживает горизонт – такая особенность, к которой привыкаешь с опытом.

И да, вы правильно заметили, где ходит Ямаха – Пиранья не нужна. Наша аэролодка создавалась для того, чтобы пробираться в труднодоступные места - в межсезонье, по порогам, камышам, мелководью, спокойно и безопасно перевозить водителя и пассажиров со снега на воду и обратно, по узким горным рекам и тд. А на открытой глубокой и спокойной воде в ней нет необходимости. Мы и не предлагаем лодки людям, которые летом рыбачат на озере. Это как участвовать в гонках на экскаваторе – другая специфика.

Про «медведеустойчивость» – были случаи, когда мишка приходил за рыбой и брал ее, немного портил лодку, но это жизнь. Медведя бояться в лес не ходить! Он когда рыбу учует, там хоть какой материал…

В любом случае, еще раз благодарим вас за то, что вы нашли время и силы выразить свое мнение и эмоции от Пираньи, спасибо и за хорошие фотографии. Приезжайте тестировать наши новые лодки – мощные двигатели! Там и скорость, и кайф. Будем рады новым отзывам!

Невероятно и приятно удивлен, получив такой квалифицированный, развернутый и доброжелательный комментарий от производственной компании «Аэротрейд» на мой прошлогодний пост о впечатлениях от сборки и тест-драйва одного из образцов их продукции - аэролодки "Пиранья-2".
В ответ на такое внимание к моему скромному творчеству я просто вынужден "отреагировать" )

Уважаемая производственная компания "Аэротрейд"!
Очень признателен Вам, за столь развернутый, подробный, профессиональный и дружелюбный комментарий к моим впечатлениям об одном из изделий Вашей продукции.
Считаю своим долгом не менее внимательно прокомментировать и Ваш отзыв.

По поводу осутствия Инструкции по сборке и эксплуатации... Дело в том, что эта лодка была закуплена и получена нашей организацией еще в 2011 г. и предназначалась для использования другим подразделением и в ином районе Камчатки. По получении лодки, ответственные люди, используя имеющуюся Инструкцию, с большим энтузиазмом потренировались в сборке аэролодки прямо в подвале института (должен отметить, что в помещении аэролока смотрится вообще, как крейсер!) Однако в последующем, в силу разных причин, "подотчет" этой аэролодки несколько раз менялся, и в конечном итоге она оказалась в Усть-Камчатском р-не, на Азабачинском наблюдательном пункте нашего института.
Так, что отсутствие Инструкции - это вообще мелкая досадность, по сравнению с тем, что могло получиться в итоге. Честно говоря, я был очень удивлен, что невзирая на "превратности судьбы" этой аэролодки, все детали и комплектующие оказались в наличии )))

В отношении условий эксплуатации Аэролодки по месту прописки - так это как раз по ее части. Дело в том, что база наблюдательного пункта находится в 60-ти км от поселка вверх по течению р. Камчатка. И, если в период навигации или устойчивого снежного покрова транспортное сообщение решается за счет лодки с винотом или снегоходов, то в периоды ледостава и освобождения ото льда, там была полная транспортная изоляция, а это более 2 месяцев в году. Получается, что "Пиранья" там очень даже на своем месте.
Кстати, полагаю, что в большинстве районов Камчатки, и, особенно, на севере, проблема транспортной доступности в межсезонье стоит очень остро. И "Пиранья" со своими возможностями, может, как никто лучше решить этот вопрос. Например, в бассейне р. Пенжина (на фото ниже). На своей шкуре испытал там такую нужду, пересидев почти месяц в ожидании открытия навигагации, чтобы выбраться оттуда.


(без названия)



Да, Вы правильно определили модель - это "Пиранья-2", выпуска 2011 г.
С нагрузкой на глисировании, в прошлом году покатались с 4-мя мужикам на борту (примерно 400 кг) - да, лодка уверенно выходила на редан, но, как писал уже прежде, "не летала"... Вполне допускаю, что мои ожидания (насчет скорости) были завышены ввиду отсутствия общения с подобной техникой. Типа - "Раз есть пропеллер - должна летать!" )))

Насчет ее "громкости" - опять же, эффект неожиданности (по сравнению с 4-х тактной Ямахой))) А, так-то, какому ж мужику не понравится рев пропеллера с хорошо звучащим мотором...? На вертолеты ведь никто не жалуется? Даже наоборот - порою бывает офигенное счастье, когда это ревущее, спасительное чудовище садится "на голову" )))
Уточнение-подсказка насчет угла атаки лопастей в 14,5-15 градусов - неоценимый секрет, которым воспользуемся уже в этом сезоне. Большое спасибо!

"Про быстроходность и реакцию на газ"... Честно говоря, удивили тем, что там есть "мозг" (!?) С виду никогда бы не подумал, что в таком двигателе может быть интеллект..., потому, как выглядит просто и утилитарно (без фигни), типа, как автомат Калашникова ))) А тут поди ж ты - "мозг"... ну, буду теперь знать (и другим расскажу)))
А кроме этого, мы не совсем уж дремучие (и я об этом писал), осознавали, что мотор "с нуля", поэтому и не пытались гонять его на максимальных оборотах с целю выжать, здесь и сейчас всю его 51 лошадиную силу. Опять же, с вашей информации - пустячок, но отрадно, что конструкторы предусмотрели фишку "на дурака" и имплантировали ее в "мозг". С учетом возможностей массы "умельцев" - опция совсем не лишняя )))

В отношении "устойчивости" аэролодки на ходу - конечно же я с Вами соглашусь.
Как и в любом освоении техники, для уверенного и безопасного управления аэролодкой "Пиранья" нужен хороший опыт и отработка навыков до автоматизма. А мои впечатления от первого и совсем непродолжительного тест-драйва могут еще раз подтвердить - аэролодка, это не КАМАЗ, тем более, что даже КАМАЗы не застрахованы от заносов )))


(без названия)


В подтверждение вышесказанному, а также к расскрытию недюжих возможностей аэролодок сошлюсь на пример дальневосточного земляка Евгения Басова с Чукотки. Мужики на этих аэролодках забрались в такие пампасы... и, что не менее важно - оттуда вернулись!
Подводя итоги экспедиции на аэроглиссерах по реке Великой, Женя по северному кратко но емко отметил:
"Цифры на одометре внушают всеобщее одобрение и гордость - 1019 км, из которых 58 пеших. Из повреждений: всего одна оторванная "чешуя" (защитная пластина на днище) на глиссере Олега. Общий итог экспедиции - аэроглиссеры отличный вид транспорта для путешествий по рекам Чукотки." - конец цитаты.
А на мой вопрос-уточнение насчет потребности простора для маневра, Женя ответил, что доводилось проходить по рекам с шириною русла чуть больше габаритов глиссера (!?)
Так, что рабочие возможности таких лошадок весьма внушительны.

А в отношении "медведеустойчивости" - действительно, никуда от этого не денешься - ПРИРОДА! Могу лишь поделиться опытом. Как гласит поговорка - "Чистота - залог здоровья!", так и в нашем случае - чистота надувной лодки, это залог ее долголетия в "медвежьих" условиях. Иными словами, нужно каждый раз после рыбалки или иных дел со вкусностями очень тщательно мыть лодку на ночь. Желательно с применением моющих средств, чтобы не то что чешуи, а даже толики духа от рыбы на лодке не оставалось. Особо предусмотрительные еще и опрыскивают место вокруг раствором уксусной кислоты - помогает.

Еще раз, большое спасибо за профессиональные комментарии и дельные советы!
Отдельное огромное спасибо за приглашение на тест-драйв новых лодок и мощных моторов в Иркутске!
Напрашивается ответ словами незабвенного героя из "Бриллиантовой руки" - "Лучше Вы к нам!" Но, чем черт не шутит - может и приеду, только сначала освою управление на оз. Азабачьем, куда уже вскорости собираюсь )))

И. Шатило

  • 1
?

Log in

No account? Create an account