Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Какие моторы используют на мотоциклах?
mnenevlom wrote in kak_eto_sdelano
ENG0000.jpg
Я не буду мучить вас верхне- и нижнеклапанными схемами, рассказывать про механизмы газораспределения и балансирные валы, двух- и четырехтактные схемы работы, а просто расскажу об основных типах двигателей, которые сегодня применяют на мотоциклах. Надеюсь, что получится просто и доступно!

ENG0010.jpg
Самый простой одноцилиндровый двигатель. Не самый мощный и не самый тяговитый, к тому же довольно шумный и сильно вибрирующий. Поэтому чаще всего сегодня такие моторы ставят на кроссовые мотоциклы.

ENG0011.jpg
Например, Yamaha YZ 250 F (на фото). Это сугубо специализированное транспортное средство, не предназначенное для поездок по дорогам общего пользования. Скорее даже спортивный снаряд, чем просто мотоцикл. В этом классе не принято даже говорить о комфорте. Главное - высокий спортивный результат. А для него мотоцикл должен быть максимально легким и с компактным мотором - иначе не удастся обеспечить большой дорожный просвет, а значит и проходимость на бездорожье.

ENG0020.jpg
Двухцилиндровый мотор. Это уже вполне себе универсальный агрегат, который можно встретить практически на любом типе мотоциклов. Вибраций уже значительно меньше, а мощность больше. Рабочий объем вполне может доходить до 800 "кубиков". А это, между прочим, уже почти литр!

ENG0021.jpg
Вот, например, легкий туристический эндуро от компании BMW - модель F 800 GS (его часто называют "маленький гусь"). На нем стоит практически такой же, как и на фотографии выше, двухцилиндровый мотор. Кстати, у этого мотоцикла есть и одноплатформенный "брат-близнец" - городской байк F 800 R, тоже оснащенный таким же двигателем.

ENG0030.jpg
Идем дальше. Количество цилиндров прибавляется и здесь их уже три. Обратите внимание, как и в предыдущем случае, они расположены в один ряд. Поэтому такие моторы называют "рядными".
Некогда трехцилиндровая схема считалась довольно экзотической, а сейчас она все больше и больше набирает популярность. И в первую очередь, благодаря возможности получить больший рабочий объем (и соответсвенно большую мощность), сохранив довольно компактные размеры агрегата.

ENG0031.jpg
Очень удачно такие моторы прижились, например, на Ямаховских городских моделях со спортивными задатками. На фото Yamaha FZ-09 прошлого модельного года. Ее трехцилиндровый 850-кубовый мотор выдает уже более 100 л.с. Упаковать этот мотоцикл в пластиковые обтекатели и получится довольно приличный спортбайк!

ENG0040.jpg
Но чаще всего для самых быстрых и самых мощных спортбайков используют все же четырехцилиндровые моторы. Здесь уже и рабочие объемы стремятся к литру, и мощность порой вплотную подбирается к отметке 200 л.с.

ENG0041.jpg
Вот, легендарная Yamaha R1 прошлого поколения - очень мощный и очень быстрый мотоцикл класса "суперспорт". Четыре цилиндра, объем - один литр, мощность 180 "лошадей".

ENG0060.jpg
Ни одного пятицилиндрового мотоциклетного мотора мне что-то на ум не приходит, поэтому перейдем к рядной "шестерке". Шесть цилиндров в ряд, да еще расположеных, как и у всех рядных двигателей, поперек мотоцикла - это впечатляет! Характеристики такого мотора уже вполне автомобильные: объем 1600 куб. см. и мощность более 160 сил. Понятно, что такой агрегат может быть установлен только на какой-нибудь огромный мотоцикл.

ENG0061.jpg
Например, на BMW K 1600 GT - большой туристический мотоцикл, предназначенный для очень дальних прохватов по хорошим европейским дорогам. Здесь использование сложной в реализации шестицилиндровый схемы было вызвано прежде всего желанием получить огромный крутящий момент при очень низких паразитных шумах и вибрациях. Получилось. Любой инженер знает, что рядные "шестерки" - самые сбалансированные двигатели!

ENG0070.jpg
Идти дальше вширь уже некуда, поэтому от "рядных" схем построения двигателя перейдем к более редким и, на мой взгляд, более интересным конструкторским решениям. На картинке фирменный оппозит от компании BMW.

ENG0071.jpg
Именно такими моторами баварцы когда-то и прославились. Цилиндры расположены здесь параллельно и торчат в обе стороны мотоцикла. Поршни в них ходят в разные стороны, как перчатки боксеров на ринге. Поэтому такие моторы часто называют "боксЕрами". Главное преимущество такой схемы, это ее доскональная проработанность и, можно сказать, вылизанность до блеска. У BMW первые мотоциклы с такими моторами появились еще до войны!

ENG0072.jpg
Пожалуй, самый знаменитый мотоцикл с таким мотором, это "гусь" - большой туристический эндуро BMW R 1200 GS. На таком можно ездить хоть по городу, хоть на "Дакар", хоть в кругосветку! Но в модельной гамме баварцев есть и городские мотоциклы с в точности таким же двигателем. Кстати, по такой же схеме построен мотор и нашего родного отечественного "Урала". И это не удивительно - за его основу когда-то был взят старый, еще довоенный баварский агрегат.

ENG0080.jpg
Вот, добрались и до первой экзотики! Если взять оппозит от BMW и "наклонить" его цилиндры немного вверх, то получится V-образный двухцилиндровый мотор.

ENG0081.jpg
Из крупных мотопроизводителей сегодня такие использует только итальянская компания Moto Guzzi. Я не знаю почему, даже не спрашивайте. Традиция, наверное. На мой взгляд у такого мотора только одно единственное преимущество перед оппозитником - за счет повернутых вверх цилиндров он получается немного (но не принципиально) уже. А небольшая ширина - довольно важное качество для мотоцикла. Зато с непривычки можно легко обжечь ногу о раскаленный цилиндр!

ENG0100.jpg
Представьте: берем поперечный двигатель от Moto Guzzi и поворачиваем его вдоль мотоцикла, потом сводим цилиндры поближе, уменьшая угол между ними и... Получаем классический харлеевский V-Twin! Мотор на фото, кстати, не чисто харлеевский, а тюнинговый, производства известной компании S&S. Но сути дела это не меняет.

ENG0101.jpg
Двухцилиндровыми V-образными двигателями такого типа оснащаются практически все модели от Harley-Davidson! И, кстати, от большинства его прямых конкурентов - тоже. На фото Harley-Davidson Fat Boy (семейство Softail). Его мотор при рабочем объеме 1,6 л. выдает всего 80-85 лошадиных сил. Немного, зато крутящий момент получается как у паровоза. Поэтому американцы и не хотят отказываться от этой, по большому счету устаревшей схемы.

ENG0090.jpg
И снова представьте: берем харлеевский V-Twin, немного разводим его цилиндры в стороны и слегка наклоняем вперед. Получаем так называемый L-образный мотор - фамильная черта итальянских мотоциклов Ducati.

ENG0091.jpg
Мотор, который изображен на верхнем фото, устанавливается на супербайк Ducati 899 Panigale. Это уже не харлеевский допотопный агрегат! При меньшем рабочем объеме - "всего" 898 куб. см. его мощность переваливает за 150 л.с. Правда, под пластиковыми обтекателями здесь не виден сам мотор, поэтому вот вам еще один Ducati с аналогичным двигателем:

ENG0092.jpg
Это, на всякий случай, Ducati Monster 821.

ENG0200.jpg
Еще не пересытились экзотикой? И правда, чего только не придумают инженеры! Вот, например, они могут взять типичный V-образный мотор, точнее - два мотора, и поставить их рядом, объединив в один. Пугающе выглядит?

ENG0201.jpg
А едет еще страшнее! Это четырехцилиндровый V-образный двигатель великого и ужасного Yamaha V-Max. Объем - 1 700 "кубиков" и мощность - 200 лошадей. Только вдумайтесь - двести!

ENG0300.jpg
И напоследок, приведу самую, наверное, редкую схему построения мотоциклетного двигателя, которую сегодня использует только один единственный производитель. Это оппозитная... "шестерка", цилиндры которой лежат горизонтально - три вправо и три влево. До такого додумались инженеры компании Honda.

ENG0301.jpg
Такой мотор ставится на их знаменитый круизе Honda Gold Wing. Огромный крутящий момент и довольно скромная для такого объема (1800 куб. см.) мощность - 120 л.с. Зато двигатель получился практически плоским и центр тяжести мотоцикла очень низким. За счет этого "Голда" приобрела просто феноменальную устойчивость.

ENG0997.jpg
Чуть не забыл. А что же, вы спросите, "почти мотоциклы" - скутеры? Вот, вверху типичный скутеры мотор. Одноцилиндровый с лежащим почти горизонтально и направленным вперед цилиндром.

ENG0998.jpg
Двигатели такого типа могут ставиться как на самые простые скутеры, на которых ездят только пионеры и пенсионеры, так и на более продвинутые модели, уважительно именуемые максискутерами (на фото). Как правило, рабочий объем таких моторов начинается от 50 см. куб. и заканчивается где-то в районе 250-ти. Все что больше, обычно (но не всегда) уже двухцилиндровое.
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

рядные "шестерки"

"Звезду"-то сколхозить слабо...

Интересный, при этом грамотно написанный материал. Читал с удовольствием, спасибо)

прикольная статья

Автор забыл про 8-горшковый Boss Hoss. Тоже вполне себе серийная бандура.

(Deleted comment)
Однокотловые движки используются везде, где надо "ехать, а не шашечки". Хотя дорожник Роял Энфилд доже однокотлов, и, при этом, не кроссач и не примитив.
В общем, статья для младшего школьного

> статья для младшего школьного

и это хорошо. а кто заинтересуется - пойдёт на спецресурсы.

Что про отечественные ничего нет?

А отечественное, что нибудь есть, что не украдено?

интересно) особенно про хонду гл)

Еще неплохо было бы упомянуть про БМВ серии К с горизонтальной четверкой и Triumph Rocket с последовательной тройкой. Indian four уже история.

Простовато как-то. Надо больше буков. )) Тот же одногоршковый двигатель, это же совсем не экзотика. Он ставится на все типы мотоциклов, есть даже большой эндуро турист у Suzuki. DR800 Big называется. Из более современных моделей он ставится и на младших гусей, и на новую Ямаховскую Tenere.
Три цилиндра сейчас ставят на triumph tiger, а L - образный, на KTM. )
Мотоциклы с оппозитными двигателями славятся своей манёвренностью на низких скоростях, а мотоциклы с V - образными двигателями, многие владельцы не променяют ни на какой другой только из-за звука V-образной двойки. )

хоть писали-бы о чём представление имеете...
DR800 выпускался до 1997г. и с тех пор такой объёмный моноцилиндр больше не использует не один производитель. младший гусь /GS/ это 650-кубовый,и каг-бэ это не одно и то-жэ двигло которое использует ямаха. список однокотловых мото на данный момент чудовищно обширен чтоб удостаивать его вниманием. 3-цилиндра это не только триумф но и mv agusta.
ну и наконец главный гвоздь в крышку дилетанта - L- образная двойка это dukati,
а КТМ это обыкновенный V-твин.
По поводу любви владельцев к вешкам, она не ограничевается ТОЛЬКО звуком:) а это так-жэ линейные характеристики момента. но откуда-бы Вам это было известно...
учите мат.часть Уважаемый...

Прочитал с удовольствием. Написано очень доступно, понятно даже чайнику как я. Предлагаю автору писать ещё, очень поучительно!:)

спасибо, просто и интересно, в стиле популярной механики )))

этож надо...бабайкер и такая неосведомлённость.
кроссовый мот это каг-бэ далеко не для бездорожья а для специально подготовленных трасс. тк мотор на низах не едет вообще. и у ручки газа только два положения, полностью закрыта -выкл, полностью открыта - вкл. мотор настроен таким образом что отдаёт только на верхах, возле отсечки. я думаю нет нужды говорить что будет если на таком заехать в грязь или к примеру на мокрые камни:). + подвеска а5 же настроенная сугубо на прыжки, тоесть мелкие неровности она отрабатывать ну никак не будет /ака дубовая насколько это возможно/. поэтому кросс для внедорожья это инструмент для мазохистов, его стихия грунтовые трассы и только. а вот для офф-роуда и придуман такой класс как -эндуро.
не благодарите за эскурс. только из-за уважения ради...

(Deleted comment)
Есть еще один вариант компоновки - Триумф Рокет. Рядная "лежачая тройка" продольного расположения. А пионером в установке рядных "шестерок" была итальянская фирма "Бенелли", выпустившая в середине 70-х мотоцикл Benelli Sei, с моторами 750 и 900кубиков.

?

Log in

No account? Create an account