Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Аэродромный «Горыныч»: КрАЗ с реактивным двигателем!
кэс черный
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина «АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют «Горыныч».



2. Тепловая машина «АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: «Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон.


3. Выпускает такие машины НПО «Авиаисток», производственной базой служит «Софринский экспериментально-механический завод» (СЭМЗ).


4. На «Горыныче» установлен авиадвигатель ВК-1, один из первых советских турбореактивных двигателей, производившихся серийно. В своё время такие двигатели устанавливались на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12).


5. Сейчас на ВК-1 уже, наверное, никто не летает, но двигатели получили вторую жизнь, помогая авиации на земле. Струя раскаленных газов, вырывающаяся из сопла, моментально плавит лёд в любой мороз. Главное не увлечься, бетон тоже долго не выдержит прямого воздействия реактивной струи.


6. За кабиной «КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах «Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко.


7. В кабине в глаза сразу бросается блок управления реактивным двигателем. Удалось пообщаться с водителем, который работает в аэропорту уже 30 лет. Он рассказал немало интересного, например, о том, что в советское время колонне «Горынычей» случалось выезжать из Домодедово во Внуково для очистки взлётно-посадочной полосы.


8. Впереди выруливает один из самых «сильных» самолётов: Boeing 747-400 авиакомпании AirBridgeCargo, про него я писал отдельный пост.


9. Гигант, красавец и объект поклонения адептов карго-культа. Удачного полёта, полоса чистая!


10. Сейчас «Аист-5ТМ» для очистки взлётно-посадочных полос не используется. На смену пришли другие технологии и другая техника. Тем не менее, иногда «Горынычу» выезжать приходится на некоторые специфические операции, например, нужно зимой обновить или изменить разметку. Кто еще способен быстро очистить и просушить покрытие?


11. Сейчас уборка взлётно-посадочных полос ведётся при помощи целого парка подметально-продувочных машин, усиленных разбрызгивателями реагентов. Подробнее про современную очистку ВПП от снега я писал недавно.


12. «Аист-5ТМ» не единственная тепловая машина, работавшая в аэропорту. У меня в архиве есть снимки и другого «реактивного» КрАЗа. Над этой машиной работали непосредственно механики в Домодедово. Двигатель у нее установлен сзади.


13. Такие машины могли работать в паре с «Аист-5ТМ», первая машина плавила лёд, вторая струёй выдувала воду за пределы полосы и сушила бетон.


14. Конечно, немного жаль, что не довелось увидеть и услышать «Горыныча» в работе. Эта техника сыграла большую роль в прошлом, но сейчас в повседневной работе прекрасно обходятся без неё. Тем не менее, большое спасибо сотрудникам аэропорта Домодедово, что поддерживают её в хорошей форме, и, конечно, за возможность познакомиться с «Горынычем» поближе.



Напоследок два видео: работа в разных режимах. На первом видео обычная работа.




А тут жесть:



Еще репортажи о спецтехнике:





Взят у zhzhitel в Аэродромный «Горыныч»: КрАЗ с реактивным двигателем!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на shauey@yandex.ru Лера Волкова (multypassport@gmail.com) и Саша Кукса (alxmcr@gmail.com) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/.

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Нормальное явления, а то дворников штат, чтобы мести лётное поле, не прокормишь

да ладно, какие дворники, там спецтехника

буквально вчера-позавчера где-то видел фото подобной установки на базе трактора Т-150, который работает на нашем единственном авианосце.

я тоже видел то фото, а под ним ссылку на пост-оригинал этой записи)

Офигенная техника! Видел подобную в пожарной спецчасти, которая занимается авариями на нефтепломыслах. Там реактивной струей сбивают пламя - выглядит невероятно круто!

интересно было бы в действии посмотреть

Я поищу вечером архивные фотографии отца, где-то было...

(Screened comment)
(Screened comment)
(Screened comment)
(Screened comment)
(Screened comment)
(Screened comment)
(Screened comment)
я тоже за ссылки!

(Deleted comment)
Интересно, знает ли автор, что такое карго-культ?

Автор знает, более того, в оригинале репортажа стоит ссылка на пост автора по данной теме. Но при копипасте ссылка почему-то была удалена.

Интересно.
SEO технологии, отож.
Почитать пост автора на эту тему можно?

негодяй вернул ссылку на место

Что, неужели вы автору сами дали порулить?

нет, просто я признал, что кое в чем неправ, и вернул ссылки

Конечно. Кликаем по ссылке на оригинал поста, далее из оригинала поста по ссылке со слов "карго-культ".
Или так.

автор не знает.
Что, в общем, и не удивительно, если судить по контексту

Интересно услышать Вашу версию :)

Это не моя версия, это исторический факт и религия меланезийских аборигенов. Если бы вы написали "карго-культ 2.0" - не было бы вопросов.
А так, вы используете вполне устоявшийся термин в каком-то своем смысле, чем уподобляетесь.

Ссылка ведет именно на пост про карго-культ 2.0, наличие ч/ю предполагается по умолчанию. В посте про карго-культ есть ссылка на факт и религию.

В среде авиационных фотографов и любителей авиации термин «карго-культ» используется как шуточный сленг для обозначения интереса к транспортной авиации.

Вы меня услышали

Надеюсь, Вы меня тоже. Если я опубликовал ссылку на карго-культ в первоначальном понимании, значит, я знаю, что это.

Что тут необычного? Реактивные двигатели использовались для обработки объектов и техники во все времена.
ТМС-65:
 photo cduu834_zpsys5pci5y.jpg

на ТАВКР "Кузнецов" есть подобный "Горыныч" на базе ЗИЛа...так что укры не спещите гордиться,что только на Кразе могли задумать такое чудо техникия,

Вы слишком увлечены политикой.
Укры и КрАЗ тут вообще ни при чём.
Машина была сделана ещё при СССР и широко использовалась по всему СССР.
КрАЗ использован как машина большой грузоподъёмности, и всё.

Из Википедии:
ВК-1 (РД-45) — первый советский турбореактивный двигатель, производившийся серийно. Разработан под руководством Владимира Климова, производился на заводе ГАЗ-116. Основан на британском двигателе Rolls-Royce Nene, которые были проданы в СССР с условием не использовать в боевых самолётах.

Интересно, что были ещё машины с таким двигателем на поворотной платформе.

Ими обдували самолёты от снега и льда.
Шумно было - шописец. И колбасило самолёт не по-детски, заглушки улетали :)
Импортные самолёты не решились так насиловать, и с развитием машин для облива жидкостью эти ушли из эксплуатации.

Edited at 2015-04-16 09:29 am (UTC)

ого, страшная машина

Да, меня даже пытались на неё выучить - раньше техники обдували.
Но потом как-то сошло на нет.

У нас была немного не такая, но похожая.

Машина эта называется правильно и на большинстве аэродромов ( я почти тридцать лет бороздил воздушные просторы всего Шара) Жар - птица . Машина таки она , а не он . Уже не раз встречал как пишут про Горыныча .Нет Жар -птица .

простое конечно решение, взять да реактивный движок поставить на снегоочистительную машину, но не экономичное, есть же техника - сначала надо вывозить снег, а потом уж сушить, А разметку надо летом делать

интересно, почему на втором видео сам грузовик не переворачивается

  • 1
?

Log in

No account? Create an account