Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как перерабатывают "кровь земли"
кэс черный
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Пока мировая экономика сотрясается от всемирного кризиса, санкций, различных войн и цен на черное золото, особо важные для государств производства не стоят на месте. Для России таким стратегически важными производством является добыча нефти и ее переработка. Хотя многие из нас не имеют отношения к этой отрасли, все мы зависим от нее. Не только машины, на которых мы ездим хотят "кушать", но и большое количество различных предприятий нуждаются в нефтепродуктах. А нефтегазовая компания "Роснефть", на одном из ведущих нефтеперерабатывающих заводов которой я побывал, обеспечивает наполнение 1/5 всего российского бюджета.



Сегодня в специальном репортаже для kak_eto_sdelano мы узнаем, как перерабатывают нефть, получают бензин, дизель, топливо для реактивных двигателей, масла для ракетоносителей и остальные полезные для химической промышленности продукты.


Для того чтобы выяснить, что происходит с нефтью после того, как она попадет на завод, я отправился на Новокуйбышевский НПЗ. Этот завод был основан в 1951 году, однако на данный момент более 80% оборудования предприятия модернизировано или построено заново.

Я как раз застал знаковое событие для предприятия и всего города ­ момент введения в эксплуатацию комплекса каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора (CCR) и комплекса низкотемпературной изомеризации. Что это такое, я объясню далее популярным образом.



Но сперва я расскажу и покажу как перерабатывают нефть. Для этого мы поднимемся на одну из самых высоких точек завода – блок регенерации катализатора CCR. Этот комплекс мощностью 1,2 млн т/год построен совсем недавно и предназначен для получения низкосернистого высокооктанового компонента (октановое число ­ 102 пункта) для изготовления товарных автомобильных бензинов по высшему экологическому стандарту – "Евро­5".



Сегодня экскурсию нам проведет начальник установки CCR Анатолий Дорохов. Анатолий молодой, но квалифицированный специалист, профессионал своего дела, разбирается во всех сложностях переработки черного золота. Подъезжаем к установке и поднимаемся на лифте. Но перед этим знакомимся с инструкцией по технике безопасности на производстве и получаем "в обмен" на это каску и противогаз в сумке.



Нам нужен самый последний этаж — восемнадцатый.



Отсюда открывается красивый зимний вид на НПЗ. Довольно холодно (минус 20), но воздух прозрачен и как на ладони видны все участки завода, на которых проходят различные этапы переработки нефти.



Территория завода огромна. Изначально на этом месте в 50­х годах строился завод, а уже затем вокруг него вырос город Новокуйбышевск. Спрашиваю у Анатолия, с чего же все начинается. Он мне указывает на огромные емкости стоящие вдалеке. Это товарно­сырьевая база. Нефть сюда поступает не в сыром виде, в котором ее добыли из скважины, а уже в подготовленном. Эти резервуары связаны трубопроводами со всеми технологическими установками НПЗ. Количество поступившей нефти определяется по данным приборного учёта, или путём замеров в сырьевых емкостях.



Сама по себе нефть является токсичным продуктом и содержит различные соли вызывающие коррозию технологического оборудования. Для их удаления нефть, поступающая из сырьевых резервуаров смешивается с водой, в которой соли растворяются, и поступает на ЭЛОУ ­- электрообессоливащую установку. Процесс обессоливания осуществляется в электродегидраторах ­- цилиндрических аппаратах со смонтированными внутри электродами.

Под воздействием тока высокого напряжения (25 кВ и более), смесь воды и нефти (эмульсия) разрушается, вода собирается внизу аппарата и откачивается. Для более эффективного разрушения эмульсии, в сырьё вводятся специальные вещества ­деэмульгаторы. Температура процесса ­100­-120°С.



Затем обессоленная нефть с ЭЛОУ поступает на установку атмосферно­вакуумной перегонки нефти, которая на российских НПЗ обозначается аббревиатурой АВТ ­- атмосферно­вакуумная трубчатка. где нагрев сырья перед разделением его на фракции, осуществляется в змеевиках трубчатых печей за счет тепла сжигания топлива и тепла дымовых газов. Сама АВТ разделена на два блока — атмосферной и вакуумной перегонки.



На этапе атмосферной перегонки происходит отбор светлых нефтяных фракций ­бензиновой, керосиновой и дизельных фракций. Остаток атмосферной перегонки ­мазут. Процесс заключается в разделении нагретой в печи нефти на отдельные фракции в ректификационной колонне ­ цилиндрическом вертикальном аппарате, внутри которого расположены контактные устройства (тарелки), через которые пары движутся вверх, а жидкость ­ вниз. Ректификационные колонны различных размеров и конфигураций применяются практически на всех установках нефтеперерабатывающего производства, количество тарелок в них варьируется от 20 до 60.

За процессами внимательно следят из Центрального пункта управления.



Снизу колонна нагревается, а с верхней части колонны производится отвод тепла, из­-за чего температура в аппарате постепенно снижается от низа к верху. В результате сверху колонны отводится бензиновая фракция в виде паров, а пары керосиновой и дизельных фракций конденсируются в соответствующих частях колонны и выводятся, мазут остаётся жидким и откачивается с низа колонны.

На мониторах отслеживаются все параметры процессинга в режиме онлайн.



В результате первичной обработки нефти получают следующие основные нефтепродукты:
  • углеводородный газ (пропан, бутан)
  • бензиновая фракция (температура кипения до 200 градусов)
  • керосин (температура кипения 220­-275 градусов)
  • газойль или дизельное топливо (температура кипения 200-­400 градусов)
  • смазочные масла (температура кипения выше 300 градусов) остаток (мазут)



Получаемая на этом этапе бензиновая фракция содержит газы (в основном пропан и бутан), и не может использоваться ни в качестве компонента автобензина, ни в качестве товарного бензина. Потому полученный продукт проходит вторичную перегонку — удаляются сжиженные газы и разделение на фракции.



Для того чтобы повысить октановое число бензина, т.е. сделать его высококачественным, продукт подвергают процессу каталитического риформинга в результате чего бензиновая фракция обогащается ароматическими соединениями и его октановое число повышается примерно до 85. Полученный продукт (риформат) используется как компонент для производства автобензинов и как сырье для извлечения индивидуальных ароматических углеводородов, таких как бензол, толуол и ксилолы.



А на этом фото видна установка низкотемпературной изомеризации, которую только недавно ввели в эксплуатацию на Новокуйбышевском НПЗ. Особенностью процесса, отличающей его от установок прошлого поколения, является применение высокоэффективного низкотемпературного платиносодержащего катализатора, позволяющего получать высокооктановый компонент – изомеризат с низким содержанием ароматических углеводородов для приготовления товарных автомобильных бензинов. Изомеризат характеризуется отсутствием в нём бензола, ароматических углеводородов и соединений серы.



А остаток от первичной перегонки (мазут) попадает на вакуумную перегонку, для отбора от мазута масляного дистиллята или широкой масляной фракции (вакуумного газойля). Остатком вакуумной перегонки является гудрон.

Не мог не запечатлеть себя на фоне индустриальной панорамы.





Далее нефтяные продукты после вторичной обработки подвергаются гидрокрекингу, экстракции и деасфальтизации, изомеризации и прочим другим видам очищения и переработки, для получения различного продукта.



На сегодняшний день мощность НПЗ составляет 8,8 млн тонн в год по первичной переработке нефти, а глубина переработки нефти после модернизации мощностей возрастет до 95%.



Пожалуй, достаточно посмотрели на завод сверху, пройдемся по территории. Красивая геометрия труб не может не впечатлить. По этим трубам текут не только нефтепродукты, но и вода, для охлаждения процесса переработки.



В различных местах стоят такие вышки для предотвращения возгорания. Но так как уровень безопасности на производстве высокий, они так и стоят без дела.



Далее наш путь лежит в помещение, где установлены компрессорные установки. Компрессорное оборудование ­ от ведущих производителей.







Предприятие очень серьезно относится к технике безопасности. Здесь в скором времени будет построен мощнейший комплекс гидрокрекинга. "Роснефть" проводит масштабную модернизацию на всех своих крупных НПЗ.



Так выглядит будущая установка гидрокрекинга. Она позволит предприятию полностью перейти на выпуск дизельного топлива класса "Евро­5", увеличить отбор светлых нефтепродуктов, а также вывести из эксплуатации физически и морально устаревшие установки.



Это реакторы вакуумного газойля и гидроочистки. Такие от заводов­-изготовителей перевозятся водным, а затем сухопутным путем до НПЗ. Это целые транспортные операции. Реакторы, колонны и другое негабаритное оборудование преодолевают тысячи километров прежде чем будут установлены на промплощадках.
Подобную уникальную транспортную операцию по доставке крупнотоннажного оборудования для установки гидрокрекинга Новокуйбышевский НПЗ провёл в прошлом году. Для этого был построен грузовой причал, а по маршруту следования реакторов были отремонтированы 15 км. городских дорог, различные коммуникации, троллейбусные пути, эстакады.



Модернизация, которую проводит «Роснефть» с 2008 года, позволила на действующем производстве построить практически новый завод. Зачем? Новые комплексы и установки позволили освоить производство бензинов и дизельного топлива, соответствующих высшим экологическим классам. Еще существенно увеличилась глубина переработки – это означает, что из того же количества нефти стали получать гораздо больше ценных продуктов – бензина, керосина, дизтоплива и других. А еще на 25% снизилась нагрузка на окружающую среду и возрос уровень безопасности производства.



Выигрывают от этого и автомобилисты, чьи машины работают теперь на более качественном топливе и, как ни странно пешеходы – ведь выхлоп машин на "Евро­5" в разы чище чем, скажем на "Евро­2", который использовали всего несколько лет назад.
Если Западу понадобились десятилетия для перехода на нормы "Евро­5", то Россия выступает в роли догоняющей, но догоняет семимильными шагами. Когда смотришь на этот завод, то испытываешь гордость за нашу промышленность, которая возводит эти гигантские комплексы.



Ну вот, пожалуй, и все, теперь и вы знаете, как перерабатывают нефть)

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на shauey@yandex.ru Лера Волкова (multypassport@gmail.com) и Саша Кукса (alxmcr@gmail.com) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/.

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Прекрасный, геометрически правильный индастриал!

спасибо, что оценил)

Впечатляет.
Скажите, пожалуйста, а как там с жильем? Собираюсь туда на театральный фестиваль, хочу забронировать гостиницу: вам понравился номер, в котороым вы жили?

в Новокуйбышевске жил в гостинице "Веста", не люкс конечно, мебель старая, но есть вай-фай, кормят

классный индастриал!)

Какой еще всемирный кризис? Везде рост, кроме РФ и ее сателлитов, а также Украины.

Хороший репортаж!
Впечатляет чистота на производстве, ожидаешь увидеть повсюду пятна мазута.
Ещё больше впечатляет, что даже отстающая "Роснефть" начала модернизировать заводы.

тут работники не так часто с продуктом соприкасаются, как я понял

Ну загаженные аппаратные дворы это уже давно не комильфо.
P.S. Столько весьма знакомой копипасты в тексте ;)

Работал я на этом заводе. И да. Бензин он делает отличный. Вот только на заправках его бодяжат.

бодяжат на заправках Роснефти?

Да на всех. Классика жанра более высоко оптановый бензин смешивается с менее октановым. Когда я нашёл возможность покупать именно заводской бензин, то был шокирован. Залил, и поехал. Как только закончился в карбюраторе старый 92-й и пошёл заводской, это было шоу. Как раз стоял на светофоре. Нажал газ, как обычно и... машина из под меня прыгнула! Да и заливая бензин в бак из канистры удивился, что цвет другой.

В те времена, когда я там работал, это был ещё Юкос. Кстати, уже уволившись с завода открылась заправка рядом с заводоуправлением. Вот там бензин был хорош.

Бодяжат все, работники бензоколонок именно на этом и зарабатывают. Вопрос только на сколько бодяжат.

За разбодяживание бензина в России серьёзного наказания не предусмотрено, за продажу бензина по рыночной цене - вплоть до лишения свободы. Топливо бодяжат на всём пути от завода от бензоколонки. Единственный способ рентабельного бизнеса.
На любом интернет-форуме нефтегазовой тематики можно найти множество предложений различных присадок - http://www.rngf.ru/viewforum.php?f=6 , использование которых запрещено много лет. Если их предлагают, значит и покупатели есть.

Не противоречат ли друг другу фразы "позволяющего получать высокооктановый компонент – изомеризат с низким содержанием ароматических углеводородов для приготовления товарных автомобильных бензинов" и "бензиновая фракция обогащается ароматическими соединениями и его октановое число повышается примерно до 85. Полученный продукт (риформат) используется как компонент для производства автобензинов"?

А нельзя ли раскрыть эту тему подробнее? Я ведь не с целью подколоть, а мне на самом деле интересно.

я знаком с темой не так хорошо как специалисты, потому не смогу вам ответить достаточно точно, здесь в комментариях здесь разбирающиеся люди, думаю лучше спросить у них.

На изомеризацию идёт лёгкая бензиновая фракция нк-85 и повышение октана достигается за счёт увеличения доли изопарафинов.
На риформинг - тяжёлая фракция 85-180, и там образуется ароматика.
В тексте, кстати, ошибка - октан риформата - 95, а на CCR больше 100 можно получить даже.

Спасибо, кое-какая ясность появилась. Но остался у меня по-прежнему вопрос - почему особо отмечено "позволяющего получать
изомеризат с низким содержанием ароматических углеводородов"? Я правильно понимаю, что ароматические углеводороды нежелательны в большом количестве в топливе, потому что это увеличивает нагароотложение на поверхностях цилиндро-поршневой группы? Или дело в канцерогенности ПАУ?

Так ароматику из сырья изомеризации не получишь.
Ароматика хорошо для октана, но плохо для экологии, из-за повышенной эмиссии СО-СН, бензапирена и прочего. Нагар - само собой.
Поэтому ароматика в бензинах ограничивается и ведётся работа по увеличению октана за счёт других компонентов, в которых её мало или вообще нет.

Ароматика раньше была для получения 95-го и 92-го бензинов,сейчас ее(процесс ) меняют на изомеризацию,по причинам выше сказанным(качество продукции"Евро-5",экология).

Изомеризация в дополнение идёт, риформинг никуда ж не может деться.
Это не взаимозаменяемые процессы - сырьё-то разное.

Нумерация в лифте уже о многом говорит.

На риформинге ставят бензольную колонну,отбивают ароматику а сырье идет на установку изомеризации.

Тот риформинг, где "ставят бензольную колонну" это вообще другая тема, а тут речь о топливном производстве, и весь полученный риформат всё равно идёт на смешение бензинов, а сырьё изомеризации - прямогонная фракция нк-85 со вторичной перегонки бензина.

Да,точно,перепутал.Ну риформат и есть 95-й(92-й) бензин при чем лучшего качества.

Хромает у Вас матчасть что-то.
В риформате ароматики >60%, как раз и борьба и идёт за то, чтобы получить высокооктановый бензин с его меньшим относительным вовлечением.
Тот компонент "лучшего качества" это об алкилате речь наверно. Он да, сильно помогает - октан больше 100, а ароматики вообще нет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account