Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как авиатехники выкручивают проблемные винты?
Осенний полёт (без рамки)
lx_photos wrote in kak_eto_sdelano
Винты на самолёте приходится откручивать и закручивать часто.
Особенно много их на разных панелях крыла и обтекателях на фюзеляже, которые надо снимать для доступа к агрегатам.

Когда винт в резьбе прокручивается нормально, его выкручивают отвёрткой или шуруповёртом.
А как же выкручиваются авиатехники с неоткручивающимися винтами?


Винты могут закисать в резьбе из-за коррозии, могут присохнуть из-за залития при покраске (краска затекает под головку винта и там засыхает).

Из соображений минимизации повреждений окружающих элементов лучше всего винт постараться именно выкрутить.
Если винт не проворачивается отвёрткой или шуруповёртом, надо стараться не допустить выскальзывания инструмента из шлица. Когда он выскакивает, то обычно по дороге повреждает шлиц, и винту уже не передать того вращающего момента, как при неповреждённом шлице.
Поэтому важно сохранить шлицы на головке винта и поэтому бита или отвёртка должны соответствовать размеру и типу шлица винта и не болтаться в нём.

Если пытаешься открутить винт и он не проворачивается, то не надо его насиловать сто раз одним и тем же способом.
Надо постараться прижать инструмент и передать максимально возможный момент.
Для прижатия отвёртка уже не очень удобна, и я пользуюсь коловоротом или трещоткой с длинной ручкой (на квадрат 1/2").
Бывают коловороты метровой и более длины с двумя ручками по полметра. Если его удобно и ровно прижать к винту, то им, бывает, удаётся стронуть прикипевший винт. У нас сейчас таких нету.

Для увеличения трения в шлице у нас есть специальная паста:

Судя по ощущениям, она состоит из мелкого абразивного порошка с каким-то жидким связующим.
Её наносим в шлиц винта, прижимаем хорошенько коловорот или трещотку, и пытаемся провернуть.
Обычно это получается гораздо лучше, чем без пасты.
Голубая капля слева ниже тюбика - это и есть немного той пасты.

Паста действительно хорошо помогает удержать инструмент в шлице.
Подобную пасту я нашёл у Liqui Moly - её артикул 3811. Там пишут, что она повышает трение впятеро.
Особенно эффективно использовать её совместно с битами, у которых есть насечки на рабочих поверхностях.

Если этот способ не помогает, но шлицы всё ещё не полностью сорваны, начинаем работать из-под палки.

Это, собственно, есть рычаг, позволяющий значительно усилить давление на откручиваемый винт, и не позволить бите выскочить из шлица.
Это приспособление работает только в том случае, когда есть во что упереться.
Штатно для его использования нужно поиметь хотя бы один выкрученный винт недалеко от проблемного.
В резьбу выкрученного винта вворачивается резьбовой переходничок:

, а в другой конец переходника вворачивается шарнир рычага:

(в нижнем левом углу фотки)
Потом подводим подвижную деталь к винту и вставляем биту в патроне приспособления в шлиц винта.

В шлиц хорошо бы нанести каплю той самой пасты.

Сильно прижимаем другой конец рычага, а рожковым ключом поворачиваем шестигранник приспособления с битой.
Обычно против такого лома винтам противопоставить нечего, и они откручиваются.

Приспособления, основанные на таком принципе, могут иметь разную конструкцию и разную эффективность.
Помнится, в авиакомпании "Россия" было приспособление подобного принципа действия, но гораздо меньше; называлось Vera Quick.

Можно ещё побрызгать на резьбу WD-40, но в нашей работе для доступа к обратной стороне винта обычно нужно снять панель, которую он удерживает :)
Ещё я иногда простукиваю молотком через выколотку головку винта. Поступая так, я надеюсь слегка сдвинуть винт по оси и разбить засохшую краску под его головкой. Не знаю, насколько это эффективно.

Если эти меры не помогают, и шлицы сорваны, то следующий шаг - это использование экстрактора.


В головке винта прямо по оси сверлится отверстие несколько меньшего диаметра, чем сам винт.
Затем вот таким воротком в это отверстие вворачивается экстрактор.
Он имеет левую резьбу с острыми гранями.


При вращении воротка против часовой стрелки экстрактор вворачивается в отверстие и тянет винт на выкручивание.
Обычно это помогает его выкрутить достаточно быстро.
Для работы нужны хорошо заточенные свёрла по металлу и новые экстракторы - тогда проблем обычно не бывает.

Когда инструмент плохой, бывает, помогает керн.
Я сверлю небольшое, желательно глухое, отверстие в шляпке винта прямо возле её края.
Потом приставляю к отверстию по касательной к окружности шляпки керн и бью по нему молотком, стараясь сдвинуть винт против часовой стрелки.
Этот метод неудобен (керн срывается), и при наличии нормального инструмента до него дело не доходит.

Как самый крайний способ устранить мешающий винт, можно высверлить его шляпку.
Это не очень хорошо, так как можно легко повредить саму панель, которую держит винт. А панели в большинстве пластиковые.
После снятия панели можно попытаться выкрутить винт, ухватившись клещами за торчащий кусочек его тела. Это возможно не всегда, так как подходы бывают очень неудобные как с лицевой, так и с обратной стороны.

По моему опыту, винты на A320 закисают гораздо реже, чем на B737.
Особенно грустно дело обстоит на 737 Классике. Думаю, во многом из-за возраста таких самолётов. Бывает, что до трети винтов на панели не удаётся выкрутить просто отвёрткой или шуруповёртом. А панели там богаты на винты :)

Наверное, опытные слесари знают и умеют ещё много других способов выкрутить винты, но я описал те, которыми пользовался сам.
И да - в моей практике ударная отвёртка ни разу не помогла отвернуть винт.

Спасибо за внимание.
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

Мне помогала wd-40. Заливал под винт, ждал пару минут - выкручивал.

Помогало практически всегда. Но - наверное, пластику может быть не очень полезно с ней контактировать.

спасибо, очень полезная статья

Спасибо - всё понятно

Ух ты! Про пасту не знал. Крепеж не только в самолетах не откручивается.

Кстати, не маловато ли переходников у "палочного" устройства?

Edited at 2014-11-21 09:34 am (UTC)

Под самые популярные резьбы.

Про пасту интересно, не знал что такая есть.

Не знаю про ударную отвертку, но постучать по бите молоточком бывает полезно. Бита как бы глубже входит в шлиц, в натяг, и вероятность "развальцевать" его уменьшается.

Про пасту не знал - не думал.
А вещь хорошая.
---
У сильно запущенных винтов-шурупов часто скручивается головка со шлицом, оставляя тело винта в резьбовом отверстии.
---
Иногда помогает попытка завинтить винт, стронуть его в противоположную сторону.

Про ударную отвертку автор слышал?

Комментатор читать умеет?

Эх, вот как быть с миниатюрными винтиками - на часах, брелке сигнализации? Шлицы сорваны.

Для начала WD-40 полить можно.

еще есть метод с нагревом\охлаждением, но не всегда применим.
Спасибо, хорошая статья.

Крутая приспособа, жаль в быту таким не особо попользуешься.

Ударный гайковёрт наше всё

Кажется где-то эту тему я уже читал. Даже по коментам успел пробежаться немного, а их там было за сотню. И насколько я успел понять тогда из комментариев, автор не имел удовольствия работы с обычными аккумуляторным инструментом, в данном случае ударным гайковёртом, как их обычно именуют в магазинах строительного инструмента. А ударная отвёртка это не то что я сначала подумал, а реально какая-то механическая приспособа похожая на отвёртку и по ней реально нужно бить молотком что бы открутить что-либо.

Интересно, на данный момент автор уже попробовал вышеуказанный инструмент? Не могу поверить, что о таких простых и доступных инструментах, коими пользуются чуть ли не каждая вторая бригада гастарбайтеров на шабашках, техники на аэродроме не имеют не малейшего понятия.

Re: Ударный гайковёрт наше всё

Ударным гайковёртом не пользовался.
Может, слесари в ангаре его имеют, а у нас нету.
Мы не каждый день сталкиваемся с проблемными винтами, и обычно хватает имеющегося инструмента.

я знаю как скрутить зашкваренную гайку с сорваными гранями - приварить пруток к ней и йопнуть молотком по этому плечу

А вот это попробуйте.

?

Log in

No account? Create an account