Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как в самолёте появляется тёплая вода для мытья рук? И как потушить мусорку?
Осенний полёт (без рамки)
lx_photos wrote in kak_eto_sdelano

В этом посте вы узнаете:
- как получают горячую воду для мытья рук в самолёте,
- как заменить водонагреватель,
- как защищена от пожара мусорка.

Осмотрим стандартный модуль туалета:

Справа от нас видим раковину.
Кран её может подавать холодную и горячую воду (и, разумеется, тёплую при их смешении).
Холодная вода поступает в кран из самолётного водяного бака,
а горячая получается непосредственно на месте употребления - нагреванием в водогрее, находящемся под раковиной.
(Вода в бак закачивается на земле - примерно 150-200 литров. В бак подаётся воздух под давлением, вытесняющий воду по трубопроводам к потребителям. Однако это - тема отдельного рассказа)

Общая схема подачи воды к водонагревателю выглядит примерно так:


Как раз где-то тут и находится интересное:

Если залезть внутрь, мы увидим предмет сегодняшнего рассказа:


Этот Water Heater надо было заменить по причине неводогрейности.
А вот и его исправный собрат:

С кейсом и документами, как и положено.

Рассмотрим устройство.

Питается оно однофазным напряжением 115 В 400 Гц через разъём:


Питание подаётся через автоматы защиты сети (АЗС) в пилотской кабине в нижней внешней части панели P18 (сзади капитана):

Крупнее:


В верхней части агрегат имеет выключатель питания и индикатор подачи питания на управляющую нагревом электронику.


Кстати, и схема:


С тыльной стороны верхней части имеются:

- кабель подачи питания,
- выход предохранительного клапана на 10 атм, который является последней из защит от перегрева,
- штуцер отвода горячей воды к потребителю.

В нижней части устройства:

- переключатель нагрева воды (40, 46, 52 градуса Цельсия),
- штуцер ввода холодной воды (под красной заглушкой).

Управляющая электроника стремится поддерживать воду внутри водогрея около заданной переключателем температуры.
Для этого электронная схема включает и отключает нагреватель.

Бывает, что водогрей не работает после стоянки самолёта со слитой водой.
Обычно это происходит из-за перегрева нагревателя.
Дело в том, что для прогрева самолёта обычно запускают ВСУ и подают электропитание. А АЗСы питания водогреев иногда забывают выдёргивать перед сливом воды, или втыкают их до заполнения всей системы.

(В этой части Airbus сделан лучше, хотя и раньше, чем NG.
На A320 питание водонагревателей отключается реле по сигналу сенсора низкого уровня воды в баке)

Чаще всего в таком случае срабатывает защита от перегрева - термовыключатель на 76 градусов, находящийся под верхней крышкой.
Чтобы снова его включить, надо отвернуть барашек на крышке:

, снять её,
и нажать пальцем на выпуклость сверху рыжей резиновой крышки этого термореле:


Чаще всего, после этого работоспособность водонагревателя восстанавливается.

Однако в нашем случае эти действия не помогли, и оператор самолёта прислал задание поменять Water Heater. Также прислали исправный Heater.

Водонагреватель крепится всего одним хомутом:


Отключаем питание выдёргиванием АЗСа.
Для снятия давления воды стравливаем давление наддува водяного бака открыванием крана заправки
или просто перекрываем кран подачи воды ниже водонагревателя:


(в данном случае вода уже была слита для долгой зимней стоянки)

Ищем под раковиной разъём питания

и рассоединяем его.

(разъёмчик тут очень правильный - защёлкивающийся после поворота обоймы на треть оборота)

Откусываем отбортовочные стяжки и освобождаем кабель питания.

Ключом 11/16" откручиваем гайку штуцера отвода воды:


Шланг подвода воды ввиду неудобного доступа легче открутить с другого конца, от тройника распределения холодной воды:

Отсоединяем шланг:


Трещоткой с головкой откручиваем гайку хомута...

, небольшой рывок, и побеждённый агрегат лежит у наших ног:


Теперь можно удобно перемонтировать шланг.

Установку производим, как говорится, "в обратном порядке".



Стяжками отбортуем кабель питания:

, и останется лишь проверить работоспособность и герметичность после подачи воды.
Ну, и оформить замену в бортжурнале.
Этим, а также другой бумажной работой, займёмся в нашем офисе.


И небольшой рассказик о другом устройстве в подраковинном пространстве.

Курить в самолёте нельзя.

Но на случай попадания в мусорный бачок туалета непотушенной сигареты и последующего возгорания
для тушения пространства под раковиной и мусорного контейнера производители предусмотрели одно устройство.
Вот такой баллончик с фреоном под давлением:


Из него торчат несколько трубок, запаянных легкоплавким составом.
Некоторые трубки торчат прямо под раковину, а некоторые выходят в отсек для мусора:

Если температура внутри какого-то отсека превысит некое значение, состав расплавится, и фреон будет выброшен в защищаемый отсек.
Мусорный отсек закрывается довольно плотно, так что там вероятность успешного тушения выше.

Для определения возможного перегрева мусорного отсека на его наружной стенке имеется небольшая индикаторная наклейка:

При превышении указанных значений термочувствительные участки внутри окружностей темнеют.

Бывает, что от времени темнеет только какой-то один индикатор.
В таком случае после осмотра внутренностей отсека на предмет перегрева индикаторная наклейка заменяется.



Теперь сегодняшний обзор матчасти закончен.
Всем спасибо.

P. S. Благодарю компанию Боинг за любезно не предоставленные схемы.
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
спасибо за подробный и интересный рассказ!

спасибо, было интересно)))
Хотя вроде обычный водогрей =)

Присоединяюсь к благодарности.

Спасибо, интересный рассказ!

Неужели 200 литров воды хватает даже на длительные полёты? А вот я видел в документальном фильме "Эммануэль", что в самолётах даже души были. Но ведь одно мытьё в душе требует не меньше 25 литров, а чаще — ближе к 50-70. Или количество запасаемой воды зависит от внутреннего обустройства самолёта? Иными словами, сантехника и сопутствующее оборудование — такой же модуль, как количество и расположение кресел, и можно просто заменить одну систему на другую без переделок всего самолёта?

Edited at 2014-02-02 09:25 am (UTC)

Если бы в бак периодически поступала вода и нагревалась в нем, ее точно бы хватало на всех... Но тогда будет нарушено давление в нем. А именно благодаря ему, по описанию, вода поступает к потребителям. Ставить насосы, наверное, нецелесообразно.

Эммануэль - это не документальный, а порнофильм. И по традиции там всё преувеличивают. Объём бачков тоже... ))

*В ужасе* Вы рушите мой мир. Как — не документальный?! :)

Но самолёты с душами всё-таки есть. Интересно, как сделана водонапорная система там.

1. Да, хватает. Потому что в обычных рейсовых самолётах вода уходит только на мойку рук, чай-кофе и смыв туалета.
2. Эммануэль? С таким названием я знаю только эротику.
Душ может быть в каких-то специальных конфигурациях по заказу. В таком случае, конечно, запас воды будет больше.
3. Да, салон самолёта может быть изменён в достаточно широких пределах. Можно менять количество и расположение модулей туалетов, кресел, кухонь.

Интересно, но всегда считала, что для подогрева используют закрытый теплообменник с отработанной горячей водой из системы охлаждения.
Спасибо за статью.

Из системы охлаждения чего, стесняюсь спросить? Двигателя внутреннего сгорания ?? ))

Система охлаждения у турбин есть, только охлаждается масло а не вода (как правило топливом).

В общем, да.
Основная задача масла в газотурбинном двигателе - отвод тепла.
Только я бы не называл это системой охлаждения турбин - это система смазки, "обслуживающая" все движущиеся части двигателя.

Спасиб за пост. Был удивлен питанием водогрея - особенно частота 400 герц.

Значит у бобика есть избыток мощностей по переменному току. Силовое напряжение переменного тока в авиации генерируется на 400Гц Это позволяет увеличить удельную мощность устройств. Или (что тоже самое) уменьшить вес генераторов и трансформаторов.
Там, где требуется ещё бОльшая удельная мощность (например в головках ракет), применяется силовое питание на 1000Гц.

Не знал этого, спасибо!

Я понял, что надо с собой всегда иметь рожковый ключ на 12 и трещотку с головкой на 10.

На импортной технике размеры в основном дюймовые.

Факид щит! Где ж в Мск дюймовые ключи взять?!

Всё там же - у торговцев презренным металлом.

Если бак для тушения мусора сработал, где то сигнал о пожаре и его тушении появляется?

Нигде.
Сигнализации пожара в бачке нету.
Есть детектор дыма в самом туалете.
Орёт так, что реально оглушает нафиг.

Хорошо, а то так сработает, и никто не узнает, что бочонок пуст. До следующего осмотра

Меня другое удивляет. Почему нельзя сделать водогрейку неопорожняемой и с расширителем от замерзания? Если там всегда есть вода, то не сгорит. А если бачок-гармошка, то не лопнет при минусовых температурах. Ну этот вопрос не к вам конечно.

Наверное, есть ещё трубки, которые подводят воду.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account