Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Как добывают железо. Лебединский ГОК и Михайловский ГОК.
рэмбо-лук
aslan wrote in kak_eto_sdelano
Честно скажу, даже не думал, что смогу попасть в такое место и увидеть все своими глазами. Не каждому улыбается такой шанс, но я попал и сегодня расскажу вам об этом. Про то, как добывают железную руду, как превращают ее в ГБЖ (и что это такое), и как из нее делают уже готовые стальные изделия.



Сегодня специально для сообщества kak_eto_sdelano репортаж из Лебединского горно-обогатительного комбината и рассказ о том, что происходит с рудой после того, как она попадает на завод.


Сперва расскажу про сам карьер. Лебединский ГОК - является крупнейшим российским предприятием по добыче и обогащению железной руды и имеет самый крупный в мире карьер по добыче железной руды. Комбинат и карьер расположены в Белгородской области, между городами Старый Оскол и Губкин.

Вид на карьер сверху. Он действительно огромный и разрастается с каждым днем. Глубина карьера Лебединского ГОКа - 250 м от уровня моря или 450 м – от поверхности земли (а диаметр – 4 на 5 километров), в него постоянно просачиваются подземные воды, и если бы не работа насосов, то он заполнился до самого верха за месяц. Он дважды занесен в книгу рекордов Гиннеса как крупнейший карьер по добыче негорючих полезных ископаемых.



Немного официальной информации: Лебединский ГОК входит в концерн "Металлоинвест" и является лидирующим производителем железорудной продукции в России. В 2011 году доля производства концентрата комбинатом в общем годовом объеме производства железорудного концентрата и аглоруды в России составила 21%.

В карьере работает много всевозможной техники, но самая заметная конечно же многотонные самосвалы "Белаз" и "Caterpillar".



В год оба комбината входящих в компанию (Лебединский и Михайловский ГОК) производят около 40 млн. тонн железной руды в виде концентрата и аглоруды (это не объем добычи, а обогащенная уже руда, то есть отделенная от пустой породы). Таким образом выходит, что в день на двух ГОКах производится в среднем около 110 тысяч тонн обогащенной железной руды.

Этот малыш за один раз перевозит до 220 тонн (!) железной руды.



Экскаватор дает сигнал и он аккуратно дает задний ход. Всего несколько ковшов и кузов гиганта заполнен. Экскаватор еще раз дает сигнал и самосвал отъезжает.



Недавно были закуплены "Белазы" грузоподъемностью 160 и 220 тонн (до сих пор грузоподъемность самосвалов в карьерах была не больше 136 тонн), и ожидается поступление экскаваторов "Хитачи" с емкостью ковша 23 куб.м. (в настоящее время максимальная емкость ковша карьерных экскаваторов составляет 12 куб.м.).





"Белаз" и "Caterpillar" чередуются. Импортный самосвал перевозит кстати всего 180 тонн. Самосвалы такой большой грузоподъемности – это новая техника, в настоящее время поступающая на ГОКи в рамках инвестпрограммы "Металлоинвеста" по повышению эффективности горно-транспортного комплекса.



Интересная фактура у камней, обратите внимание. Если не ошибаюсь слева кварцит, из такой руды добывают железо. Карьер полон не только железной руды, но и различными минералами. Они, в основном, не представляют интереса для дальнейшей переработки в промышленных масштабах. Сегодня из пустой породы получают мел, а также делают щебень для строительных целей.



Красивые камешки, точно не могу сказать, что за минерал, может кто-то подскажет?



Ежесуточно в карьере Лебединского ГОКа работает 133 единицы основной горной техники (30 большегрузных самосвалов, 38 экскаваторов, 20 бурстанков, 45 тяговых агрегатов).




Я конечно надеялся увидеть зрелищные взрывы, но даже если бы они проходили в этот день, мне все равно не удалось бы проникнуть на территорию карьера. Такой взрыв делают один раз в три недели. Вся техника по нормам безопасности (а ее немало) перед этим выводится из карьера.



Лебединский ГОК и Михайловский ГОК – два крупнейших комбината по добыче и переработке железной руды в России по объему выпускаемой продукции. Компания "Металлоинвест" обладает вторыми по величине в мире разведанными запасами железной руды — около 14,6 млрд тонн по международной классификации JORС, что гарантирует около 150 лет эксплуатационного периода при текущем уровне добычи. Так что жители Старого Оскола и Губкина надолго будут обеспечены работой.





Наверное заметили по предыдущим фотографиям, что погода была неважная, шел дождь, а в карьере стоял туман. Ближе к отъезду он слегка рассеялся, но все равно не сильно. Вытянул фото насколько возможно. Размеры карьера конечно впечатляют.





Прямо посередине карьера стоит гора с пустой породой, вокруг которой добыли всю руду содержащую железо. В скором времени планируется ее взорвать по частям и вывезти из карьера.



Железную руду загружают тут же в жд составы, в специальные усиленные вагоны, которые вывозят руду из карьера, они называются думпкары, их грузоподъемность – 105 тонн.



Геологические пласты, по которым можно изучать историю развития Земли.



Гигантские машины с высоты обзорной площадки кажутся не больше муравья.





Затем руду везут на комбинат, где происходит процесс отделения пустой породы методом магнитной сепарации: руду дробят мелко, потом отправляют на магнитный барабан (сепаратор), к которому в соответствии с законами физики все железное прилипает, а не железное – смывается водой. После этого из полученного железорудного концентрата делают окатыши и горячебрикетированное железо (ГБЖ), которое затем используется для выплавки стали.
Горячебрикетированное железо (ГБЖ) — один из видов прямовосстановленного железа (ПВЖ). Материал с высоким (>90 %) содержанием железа, полученный по технологии, отличной от доменного передела. Используется в качестве сырья для производства стали. Высококачественный (с малым количеством вредных примесей) заменитель чугуна, металлолома.

В отличие от чугуна, в производстве ГБЖ не используется угольный кокс. Процесс производства брикетированного железа базируется на обработке железорудного сырья (окатышей) высокими температурами, чаще всего, посредством природного газа.

Внутрь завода ГБЖ просто так не зайдешь, потому что процесс выпекания горячебрикетированных пирожков проходит при температуре около 900 градусов, а загорать в Старом Осколе у меня не входило в планах).



Лебединский ГОК - единственный производитель ГБЖ в России и СНГ. Комбинат начал производство этого вида продукции в 2001 году, запустив цех по производству ГБЖ (ЦГБЖ-1) с применением технологии HYL–III мощностью 1,0 миллион тонн в год. В 2007 году ЛГОК завершил строительство второй очереди цеха по производству ГБЖ (ЦГБЖ-2) с использованием технологии MIDREX с производственной мощностью 1,4 миллиона тонн в год. В настоящее время производственная мощность ЛГОКа составляет 2,4 миллиона тонн ГБЖ в год.



После карьера мы посетили Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК) входящий в Металлургический сегмент компании. В одном из цехов комбината производят вот такие стальные заготовки. Их длина может достигать от 4 до 12 метров, в зависимости от желания заказчиков.



Видите сноп искр? В том месте отрезается брусок стали.







Интересная машина с ковшом, называется бадьевоз, в него сливают шлак в процессе производства.



В соседнем цехе ОЭМК обтачивают и полируют стальные пруты разного диаметра, прошедшие прокат в другом цехе. Кстати, это комбинат - седьмое по величине предприятие в России по производству стали и стальной продукции.В 2011 году доля производства стали на ОЭМК составила 5 % от общего объема стали, производимой в Роcсии, доля производства проката также составила 5%.



ОЭМК применяет передовые технологии, включая технологию прямого восстановления железа и электродуговой плавки, что обеспечивает производство металла высокого качества, с уменьшенным содержанием примесей.





Основными потребителями металлопродукции ОЭМК на российском рынке являются предприятия автомобильной, машиностроительной, трубной, метизной и подшипниковой промышленности.







Металлопродукция ОЭМК экспортируется в Германию, Францию, США, Италию, Норвегию, Турцию, Египет и многие другие страны.





Комбинатом освоено производство сортового проката для изготовления изделий, используемых ведущими мировыми автомобилестроителями, такими как Peugeot, Mercedes, Ford, Renault, Volkswagen. Из некоторых изделий делают подшипники для этих самых иномарок.



Кстати, не первый раз замечаю на подобных производствах женщин - крановщиц.



На этом заводе чуть ли не стерильная чистота, не характерная для подобных производств.



Нравятся сложенные аккуратно стальные пруты.



По требованию заказчика на каждое изделие клеится стикер.



На стикере проштамповывается номер плавки и код марки стали.



Противоположный конец может маркироваться краской, а к каждому пакету к готовыми изделиями крепятся бирки с номером контракта, страны назначения, марки стали, номера плавки, размера в миллиметрах, наименования поставщика и веса пакета.









Эти изделия - эталоны, по которым настраивается оборудование для точной прокатки.



А этот станок может просканировать изделие, и выявить микротрещины и дефекты до того, как металл попадет к заказчику.



На предприятии серьезно относятся к технике безопасности.





Вся вода, используемая в производстве очищается совсем недавно установленным суперсовременным оборудованием.



Это установка очистки сточных вод комбината. После обработки она чище, чем в реке, куда ее сбрасывают.



Вода техническая, почти дистиллированная. Как и любую техническую воду ее пить нельзя, но один раз можно попробовать, это не опасно для здоровья.



На следующий день мы поехали в Железногорск, находящийся в Курской области. Именно там находится Михайловский ГОК. На снимке - строящийся комплекс обжиговой машины №3. Здесь будут производить окатыши.



В его строительство будет инвестировано 450 млн. долларов. Предприятие будет построено и пущено в эксплуатацию в 2014 г.



Это макет комбината.





Затем мы поехали на карьер Михайловского ГОКа. Глубина карьера МГОКа - более 350 метров от поверхности земли, а его размер – 3 на 7 километров. На его территории на самом деле три карьера, это можно видеть на снимке со спутника. Один большой и два поменьше. Примерно через 3-5 лет карьер разрастется настолько, что станет одним большим единым, и возможно догонит по размерам Лебединский карьер.





В карьере задействовано 49 самосвалов, 54 тяговых агрегата, 21 тепловоз, 72 экскаватора, 17 буровых станков, 28 бульдозеров и 7 автогрейдеров.

В остальном добыча руды на МГОКе не отличается от ЛГОКа.



В этот раз нам все-таки удалось попасть на комбинат, где железнорудный концентрат превращают в конечный продукт - окатыши..
Окатыши — комочки измельчённого рудного концентрата. Полуфабрикат металлургического производства железа. Является продуктом обогащения железосодержащих руд специальными концентрирующими способами. Используется в доменном производстве для получения чугуна.



Для производства окатышей используют железорудный концентрат. Для удаления минеральных примесей исходную (сырую) руду мелко измельчают и обогащают различными способами.

Процесс изготовления окатышей часто называют "окомкование". Шихта, то есть смесь тонко измельчённых концентратов железосодержащих минералов, флюса (добавок, регулирующих состав продукта), и упрочняющих добавок (обычно это бентонитовая глина), увлажняется и подвергается окомкованию во вращающихся чашах (грануляторах) или барабанах-окомкователях. Они самые на снимке.





Подойдем поближе.



В результате окомкования получают близкие к сферическим частицы диаметром 5÷30 мм.



Довольно интересно наблюдать за процессом.





Затем окатыши по ленте направляются в корпус обжига.





Они высушиваются и обжигаются при температурах 1200÷1300° C на специальных установках — обжиговых машинах. Обжиговые машины (обычно конвейерного типа) представляют собой конвейер из обжиговых тележек (палет), которые движутся по рельсам.

Но на снимке - концентрат, который вскоре попадет в барабаны.


В верхней части обжиговой машины над обжиговыми тележками располагают отопительный горн, в котором происходит сжигание газообразного, твердого или жидкого топлива и формирование теплоносителя для сушки, нагревания и обжига окатышей. Различают обжиговые машины с охлаждением окатышей непосредственно на машине и с выносным охладителем. Этого процесса к сожалению мы не увидели.



Обожжённые окатыши приобретают высокую механическую прочность. При обжиге удаляется значительная часть сернистых загрязнений. Так выглядит готовый к употреблению продукт).



Несмотря на то, что оборудование служит с советских времен, процесс автоматизирован, и для контроля за ним не нужно большого количества персонала.





И по традиции небольшое видео о том, как добывают руду на Лебединском ГОКе и делают ГБЖ.



Спасибо за приглашение на производство представителя компании "Металлоинвест" Александра Буланова. И спасибо всем, кто одолел этот не простой для читателя жж пост).

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png

Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano march 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
>Это установка очистки сточных вод комбината. После обработки она чище, чем в реке, куда ее сбрасывают.
>Как и любую техническую воду ее пить нельзя, но один раз можно попробовать, это не опасно для здоровья.

Представляю себе реку в которой вода грязнее сточных вод комбинала.
:)

Что-то последнее время в сообществе посты идут каким-то суконным канцелярским языком. Такое впечатление что фотографии делает блогер, а текст дает в кондовой брошюре заказчик поста.
Читать подписи к фотографиям попросту невозможно, морду рвет зевотой. :)

Edited at 2013-10-22 12:55 am (UTC)

если знаете как грамотно рассказать о таком сложном производстве обойдясь без терминов, давайте свой вариант текста)
мне не сложно упростить все надписи к фоткам, но это в разы понизит ценность поста.

Жжж! Жужжат пчёлки.

В верхней части об_ж_иговой машины над об_ж_иговыми теле_ж_ками располагают отопительный горн, в котором происходит с_ж_игание газообразного, твердого или _ж_идкого топлива и формирование теплоносителя для сушки, нагревания и об_ж_ига окатышей. Различают об_ж_иговые машины с охла_ж_дением окатышей непосредственно на машине и с выносным охладителем. Этого процесса к со_ж_алению мы не увидели.




:)

Re: Жжж! Жужжат пчёлки.

Вы еще кабардинского языка не слышали)

(Deleted comment)
Очень здОрово! Спасибо, люблю такие масштабность и мощь.

Так, а где обжиговая машина? Где фото тележек? Где поле?

все там же, на заводе

Интересно :)

А что будет потом с этим огромным карьером? Дождевая вода, проникая в него, насыщается минералами и тяжёлыми металлами, становится ядом.

ее откачивают и экспортируют врагам России!

В лебединском карьере в детстве собирал облепиху ) Вкуснаяяяя!

поправки: ЛГОК кроме окатышей и брикетов отправляет концентрат на ОЭМК по трубопроводу длиной больше 30 км. На ОЭМК есть свой цех окомкования и там тоже делают окатыши для своих нужд и на продажу. Это было задумано еще при строительстве комбинатов для сокращения транспортных издержек.

по поводу чистоты. В том цеху где вы были (ЦОП) - чисто. Он просто запущен в прошлом году. В других погрязнее, а в сталеплавильный в белом лучше не ходить ;) Но в целом все так и есть: комбинат очень высокотехнологичный, аналогичных ему в стране нет.

да все так, насчет трубы нам тоже рассказывали

Посмотрел на карьеры и наконец понял откуда взялось озеро Байкал. Интересно, как его тогда татаро-монголы без экскаваторов и БЕЛАЗов рыли. Но главное - чего они там добывали и куда это всё делось. С пустой породой всё ясно. Её в отвалы свозили. Всю землю загадили. До сих пор Джомолунгма с Эверестом торчат. А Гринпис молчит. Сопит в трубочку, вместо того, чтобы акции в защиту природы на вершине устраивать.

Эээээ "Если не ошибаюсь слева кварцит, из такой руды добывают железо" - вообще-то основной железосодержащий минерал - магнитный железняк, а из кварцита железо не добывают, ибо его там нет, но в то же время кварцит может быть одним из элементов железной руды (убирается при последующем обогащении)

возможно в этом месте я ошибся

Думаю откачать нужно Байкал. На дне наверняка ещё что то ценное есть. Быть может окатыши или ГБЖ с ПВЖ. Иначе откуда у Чингизхана столько сабель и наконечников для стрел для конницы взялось. Там видно и очистные сооружения до сих пор работают.

отличный репортаж, понравилось, спасибо

Кстати, покатушки на Белазах - могли бы стать отличным туристическим аттракционом. Интересно, никто до этого пока не додумался?

могли бы, но наверное не целесообразно

Я работал на Михайловском ГОКе в 80-х годах(и в карьере и на фабрике обогащения).Огромная запыленность на всех производствах,многие люди не доживают до 60 лет(силикоз и другие сопутствующие болезни),после взрыва в карьере хоть из дома не выходи,особенно когда ветер в сторону города.Рулят всем на комбинате приезжие менеджеры,которые и срубают большую часть прибыли,но местное население радо и тем не очень большим деньгам,т. к. комбинат градообразующий.Экология в районе ужасная,мелкие речки исчезают,а остальные загрязнены,а что творится в зоне хвостов-тихий ужас для природы.Я не могу сказать,что я против такого производства,но будущего у планеты нет,мы самоуничтожаемся.

Бадьевоз - сам себе седельный тягач. :-)

кстати да, видимо на заказ делают

Спасибо,очень интересно.

рад, что понравилось)

(Deleted comment)
постарался рассказать с минимумом пробелов

(Deleted comment)

мнение мое...

1. "Кстати, не первый раз замечаю на подобных производствах женщин - крановщиц." - обычная практика... причины те же, что и вслучае массовости женщин-водителей-трамваев...
.2 "... с использованием технологии MIDREX...", "...с применением технологии HYL–III..." - технологии-то имена имеют не реусские, что плохо...
3. "...А этот станок может просканировать изделие, и выявить микротрещины и дефекты до того, как металл попадет к заказчику...." - а метод проверки какой??? УЗД??? Ренгеноскопия???
4. "Несмотря на то, что оборудование служит с советских времен, процесс автоматизирован, и для контроля за ним не нужно большого количества персонала." - вообще мы (бывший союз) далеко не лохи в автоматизации производства, а скорее всего в первой пятерке!!!

Спасибо за отчет!!! Очень было инетерсно почитать...

Re: мнение мое...

насчет названия технологии для определения дефектов не могу ничего сказать

Про ОЭМК.
Главное то, что этот завод электрометаллургический. Таких заводов было запланировано в СССР 3 - один в Молдове, второй в Белоруси, третий последний и самый новый в Старом Осколе. Поскольку доменного процесса у них нет, сталь отличается высоким качеством и чистотой, а оскольская особенно, поскольку используется прямое восстановление по процессу MIDREX и кол-во металлолома в плавке не превышает 15%. В производстве используются самые современные технологии, включая электромагнитное перемешивание
По поводу "заготовки со специальной отделкой поверхности" - так называется обточенный в чистовой размер и правленый пруток. Для этого используются станки SCHUMAG в диапазоне от 12 до 22 ЕМНИП мм. Диагностическое оборудование компании Dr.Foerster (это как Мерседес по уровню) использует метод вихревых токов и УЗД, установлен in-line, после него идет сортировка и брак автоматом уходит в скрап.
Станки для обработки прутка больших диаметров покупались после 2006 года, по-моему в Чехии, про них ничего не знаю.
Да, молдавский завод Усманов тоже выкупил.

спасибо за дополнение

  • 1
?

Log in

No account? Create an account