Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала


Previous Entry Share Next Entry
Зачем крылу завихрители?
Осенний полёт (без рамки)
lx_photos wrote in kak_eto_sdelano

Если внимательно посмотреть в окно самолёта Boeing-737 поколения Classic, то можно увидеть странные штучки, торчащие на верхней поверхности крыла.


Из окна салона выглядят они как расположенные в ряд небольшие уголки.




Для чего это нужно?

Вообще-то крыло принято обдувать ламинарным потоком. Это значит, что поток воздуха течёт плавно, безотрывно от поверхности и без завихрений.
Но.
Воздух при обтекании тела замедляется возле его поверхности. Эта замедленная часть потока называется "пограничный слой".
А нам нужно, чтобы воздух и на верхней поверхности крыла тоже пролетал интенсивно. Потому что скорость воздуха над крылом создаёт подъёмную силу.
Решение пришло внезапно и парадоксально - оказывается, для ускорения медленного потока можно использовать нелюбимые завихрения.
Сделали это с помощью внедрения в пограничный слой быстрого потока, удалённого от поверхности.

Вот с помощью показанных устройств и происходит процесс.
Как видно по следу потока на следующей картинке,

интересующие нас завихрители (по-английски "vortex generators") установлены под некоторым углом к потоку.
Они отклоняют его слегка в сторону, а на это место устремляется часть воздуха из пролетающего дальше от поверхности.
В итоге пограничный слой ускоряется за счёт внедрения более быстрого потока, удалённого от поверхности.

Такое решение позволяет улучшить обтекание крыла на малых скоростях. Позже наступает срыв потока.
Вроде как и на больших углах атаки ещё помогает.
То есть, практически, увеличивается запас до сваливания и уменьшается минимально допустимая скорость (что важно на посадке, например).

Подобные устройства есть и в других частях самолёта, где хорошо бы обеспечить качественное обтекание.
Вот, например, в районе хвоста, между килем и стабилизатором.

Полагаю, что тамошние завихрители улучшают обтекание корневой части рулей направления и высоты.

Иногда их устанавливают только в зонах элеронов, улучшая управляемость самолёта по крену на больших углах атаки, близких к критическим.

К этому же можно отнести и довольно большую аэродинамическую поверхность на капоте двигателя:


Дело в том, что расположенный близко к крылу здоровый двигатель оказывает не очень хорошее влияние на обтекание крыла.
Двигатель уменьшить нельзя - от размеров зависит экономичность. Отдалить его тоже некуда - ниже уже земля.
Зато установленная дополнительная аэродинамическая поверхность создаёт неслабый такой вихрь, улучшающий обтекание этой зоны.

Пишут, что это важно на взлёте.
Вихрь с этой поверхности хорошо заметен в сырую погоду из-за конденсации в нём водяного пара.
При полёте с выпущенными предкрылками хорошо видно, как белая полоса, начинающаяся на передней кромке Vortex Generator-а, уходит сверху него на верхнюю поверхность крыла.


Ну что же... пожалуй, на этом всё о странных уголках на крыле.



P. S.
Небольшое видео о пользе завихрителей:

http://www.youtube.com/watch?v=SXwVyxorvno

P. P. S.
Интересно, что на 737NG завихрителей сверху крыла стало меньше, чем на Классике.

P. P. P. S.
Оригинал записи:
http://lx-photos.livejournal.com/158501.html
Subscribe to  kak_eto_sdelano

promo kak_eto_sdelano март 3, 2015 06:01 45
Buy for 150 tokens
За все время существования сообщества kak_eto_sdelano (с 2011 года) я перечитал более тысячи различных производственных репортажей, как с заводов, так и из мастерских, о различных технических сооружениях и технике, как военной, так и гражданской и спортивной. Сам подготовил и…

  • 1
Вот это по настоящему "как это сделано" )
Интересно.

очень интересно, спасибо. Теперь бы ещё узнать какая физика заложена в винглеты.

(Deleted comment)
Да, очень хорошая статья.

интересно, спасибо.
видео стоит посмотреть тоже.

магия управляет самолетом


Re: магия управляет самолетом

Да, хорошо :)

Re: магия управляет самолетом

Видел. Петросянисто (точнее, камедиклабисто), конечно, но доля правды есть - несмотря на развитие численных методов, реальные аэродинамические трубы еще как применяются, ибо посчитать ВСЕ - долго/сложно/никто не знает, как.

Ну а насчет отключения всей РЭА - это, конечно, бред. Просто правила создавались в древние годы, а бюрократический аппарат работает очень неспешно.

Edited at 2013-08-21 10:30 am (UTC)

Re: магия управляет самолетом

Всю электронную хренотень надо выключать, чтоб она не отвлекала пассажиров. А то быввет засмотрится на порнуху мальчик и аыарийную посадку пропустит.

Re: магия управляет самолетом

Вообще, резонное соображение. Хотя и спорное - тогда надо агитировать не только выключать электронику, но и прятать порножурналы. :)

Re: магия управляет самолетом

С бумажным чтивом проще справиться-нет света не почитаешь...

Re: магия управляет самолетом

Вообще да...

А как же "Для чтения можете использовать лампы индивидуального освещения..."?

он легко вырубается с пульта у стюардесс

Вы хоть раз летали самолетом?

Местное освещение ни разу не вырубали на взлете-посадке.

Re: Вы хоть раз летали самолетом?

видимо на разных самолетах и в разных компаниях персонал по-разному инструктирован

Индивидуальное даже пилоты вырубить не могут - АЗСы находятся в отсеке электроники под полом салона.
Это на 737.
На A320 - да, с Forward Attendant Panel в переднем вестибюле можно выключить.

Edited at 2015-05-31 11:40 am (UTC)

(Deleted comment)
А то что америкосяндеры самолеты и автобусы обшивают волнистой жестью?

(Deleted comment)
на сколько смутно я помню из телепередач, не для жесткости...
тоже было как-то связано с потоками воздуха...

асс = задница. Лётчик высокого класса = ас.
Полировали самолеты перед приёмо-сдаточными испытаниями, чтоб достичь скорости, указанной в спецификации. На войне никто такой хернёй не занимался.

(Deleted comment)

Советую почитать записки аиваконструкторов.

Особенно - историю марки МиГ и ЛаГГ.

(Deleted comment)

И что с того?

Полировали Миг и ЛаГГ.

Кстати. Все згают, что в случае ЧП кислородную маску надо надевать сначала на себя и только потом на своего ребенка?
Это здоровый и нормальный эгоизм. Ребенок сможет выжить, а вот помочь кому-либо еще или даже вылезти из развалов или расстегнуть ремень-нет...

Суть ясна
теперь вот думаю, зачем на крыше BMW такой завихритель установили )))

первое фото куда-то пропало

Исправил.
Происки, видимо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account